Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 13:11, доклад
В отечественной дидактике актуальность критического мышления можно проследить в установках передовых педагогических систем на развитие мышления в процессе обучения учащихся, которые отражены в концепции развивающего обучения. Точки соприкосновения критического направления в дидактике и теории развивающего обучения представляются следующим образом:
- общим основанием является психологическая установка, предложенная Л.С.Выгодским, что « …обучение не есть развитие, но правильно организованное, оно ведет за собой умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными». (1.с388)
-целью процесса обучения является формирование теоретического мышления;
-теоретическое мышление вооружает учащихся методом овладения новыми знаниями и применения этих знаний.
Развитие критического мышления как психолого-педагогическая проблема.
Магистрант ЖГУ им.И.
Молдаханова Ж.К.
Ориентация современного вузовского образования на личностно-профессиональное развитие будущего специалиста создает необходимость создания условий, активизирующие самосознание, саморазвитие студентов, изменение их отношения к собственным достижениям. Это связано с формированием новой парадигмы высшего образования, в основе которой лежит идея развития личности студента.
Реализация данного положения возможна лишь в том случае, если внедрять в практику личностно-ориентированную технологию, целью которого является не накопление знаний, умений, а постоянное обогащение опытом творчества, формирование механизма самоорганизации личности каждого обучаемого. Это в свою очередь, предполагает развитие технологии проблемного обучения.
В отечественной дидактике актуальность критического мышления можно проследить в установках передовых педагогических систем на развитие мышления в процессе обучения учащихся, которые отражены в концепции развивающего обучения. Точки соприкосновения критического направления в дидактике и теории развивающего обучения представляются следующим образом:
- общим основанием является
психологическая установка,
-целью процесса обучения
-теоретическое мышление
В концепции развивающего
обучения З.И. Калмыковой речь
идет о творческом и
-оригинальность мысли,
-быстрота возникновения
-«восприимчивость» к проблеме, ее непривычное решение;
-беглость мысли как
-способность найти новые,
Несмотря на совпадение качеств продуктивного и критического мышления, мы полагаем их нельзя отождествлять. З.И.Калмыкова отмечает, что ограничивает критические характеристики, обращая особое внимание на психологические особенности интеллекта. Так, она понимает критичность мышления, как «связанную с личностью человека, взаимоотношениями его с окружающими…», поэтому выводит ее за рамки своих рассуждений.
Более глубокое обращение к критической характеристике мышления в современной отечественной дидактике мы находим в работах В.А.Попкова и Коржуева, которые анализируют критический стиль мышления студентов.(3) В своем исследовании авторы используют категорию «критический стиль » мышления, которая определяется ими, как сформированность у студентов умений и навыков особого вида деятельности, то есть рефлексивно-оценочной деятельности. Значение данной категории мы видим в том, что в ней :
- подчеркивается критический
аспект рефлексивно-оценочной
-рефлексия принимается
за основу критического
-рефлексия противопоставляется любому насильственному влиянию, всяким попыткам манипулировать сознанием, связывается со способностью отстаивать собственную точку зрения.
Заслуживают внимания попытки авторов выделить критерии критической насыщенности материала. Следуя концепции развивающего обучения, В.А.Попков и Коржуев считают, что обучение нельзя сводить только к овладению информацией. Сама по себе информация теряет воспитательный смысл, если она не соответствует критериям критической насыщенности.
Первый критерий, заимствованный в технологиях развивающего обучения, определяется авторами, как применение таких фрагментов, которые побуждают осмыслить информацию с точки зрения различных подходов. Внешними признаками его являются словосочетание типа, «с одной стороны», «а с другой стороны», «это одновременно является и следствием», «с данной точки зрения».
Следующий критерий характеризуется присутствием наряду с утверждающими фрагментами смыслопоисковых, побуждающих студентов не принимать на веру, а критически оценивать предлагаемые их вниманию утверждения, например, «посмотрим, всегда ли это справедливо… ». Благодаря этому, учитель выступает в роли исследователя привлекающего студентов к совместному поиску истины.
Третий критерий критической насыщенности заключается в том, что в разумных пределах должны быть отражены историко-научные знания, исторические этапы в развитии науки. При этом процесс становления знания следует представлять как логику борьбы различных идей, ошибочных взглядов и представлений.
На основе данного анализа можно прийти к заключению, что актуальность целенаправленного развития мышления учащихся отражена в отечественной педагогической науке. Теоретически эти идей наиболее последовательно отражены в концепции развивающего обучения. Критическая дидактика теоретически не оформлена в современной науке. Тем не менее, многие характеристики развивающего обучения приемлемы для критической дидактики. Это позволяет нам исследовать новые дидактические возможности развития мышления учащихся. На наш взгляд, соединения опыта развивающего обучения и теории критического мышления позволяет достичь качественно нового уровня в отечественной школе.
Список использованной литературы:
Информация о работе Развитие критического мышления как психолого-педагогическая проблема