Развитие критического мышления как психолого-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 13:11, доклад

Описание работы

В отечественной дидактике актуальность критического мышления можно проследить в установках передовых педагогических систем на развитие мышления в процессе обучения учащихся, которые отражены в концепции развивающего обучения. Точки соприкосновения критического направления в дидактике и теории развивающего обучения представляются следующим образом:
- общим основанием является психологическая установка, предложенная Л.С.Выгодским, что « …обучение не есть развитие, но правильно организованное, оно ведет за собой умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными». (1.с388)
-целью процесса обучения является формирование теоретического мышления;
-теоретическое мышление вооружает учащихся методом овладения новыми знаниями и применения этих знаний.

Работа содержит 1 файл

статья.doc

— 39.50 Кб (Скачать)

Развитие критического мышления как психолого-педагогическая проблема.

Магистрант ЖГУ им.И.Жансугурова

Молдаханова Ж.К.

 

   Ориентация современного вузовского образования на личностно-профессиональное развитие будущего специалиста  создает необходимость создания условий, активизирующие самосознание, саморазвитие студентов, изменение их отношения к собственным достижениям. Это связано с формированием новой парадигмы высшего образования, в основе которой лежит идея развития личности студента.

   Реализация данного положения возможна лишь в том случае, если внедрять в практику личностно-ориентированную технологию, целью которого является не накопление знаний, умений, а постоянное обогащение опытом творчества, формирование механизма самоорганизации личности каждого обучаемого. Это в свою очередь, предполагает развитие технологии проблемного обучения.

В отечественной дидактике актуальность критического мышления можно проследить в установках передовых педагогических систем на развитие мышления в процессе обучения учащихся, которые отражены в концепции развивающего обучения. Точки соприкосновения критического направления в дидактике и теории развивающего обучения  представляются следующим образом:

- общим основанием является  психологическая установка, предложенная  Л.С.Выгодским, что « …обучение не есть развитие, но правильно организованное, оно ведет за собой   умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения  вообще сделались бы невозможными». (1.с388)

-целью процесса обучения является формирование теоретического мышления;

-теоретическое мышление вооружает  учащихся методом овладения новыми  знаниями и применения этих  знаний.

   В концепции развивающего  обучения З.И. Калмыковой речь  идет о творческом и продуктивном  мышлении. Мы предполагаем, категория «продуктивное мышление» качественно близка к категории «критическое мышление». По мнению З.И.Калмыковой в основе продуктивного мышления лежит креативность мышления обучаемого. Причем креативность означает наряду с широким использованием усвоенных знаний, необходимое преодоление прошлого опыта, отход от привычного течения мыслей, разрешение противоречия между знаниями и требованиями проблемной ситуации. Выделяя продуктивный компонент как необходимый  для критического мышления, З.И.Калмыкова отмечает следующие показатели продуктивности критического мышления:

-оригинальность мысли, возможность  получения ответов, далеко отклоняющихся  от привычных;

-быстрота возникновения необычных  ассоциативных связей;

-«восприимчивость» к проблеме, ее непривычное решение;

-беглость мысли как количество  ассоциаций, идей, возникших в единицу  времени в соответствии с некоторым  требованием;

-способность найти новые, непривычные  функции объекта,  его части.(2)

Несмотря на совпадение качеств продуктивного и критического мышления, мы   полагаем  их нельзя отождествлять. З.И.Калмыкова отмечает, что ограничивает критические характеристики, обращая особое внимание на психологические особенности интеллекта.  Так, она понимает критичность мышления, как «связанную с личностью человека, взаимоотношениями его с окружающими…», поэтому выводит ее за рамки своих рассуждений.

Более глубокое обращение  к критической характеристике мышления в современной отечественной  дидактике мы находим в работах  В.А.Попкова и Коржуева, которые анализируют критический стиль мышления студентов.(3) В своем исследовании авторы используют категорию «критический стиль » мышления, которая определяется ими, как сформированность у студентов умений и навыков особого вида деятельности, то есть рефлексивно-оценочной деятельности. Значение данной категории мы видим в том, что в ней :

- подчеркивается критический  аспект рефлексивно-оценочной деятельности.

-рефлексия принимается  за основу критического мышления  и выявляет духовный потенциал личности.

-рефлексия противопоставляется любому насильственному влиянию, всяким попыткам манипулировать сознанием, связывается со способностью отстаивать собственную точку зрения.

Заслуживают внимания попытки  авторов выделить критерии критической  насыщенности материала. Следуя концепции развивающего обучения, В.А.Попков и Коржуев считают, что обучение нельзя сводить только к овладению информацией. Сама по себе информация теряет воспитательный смысл, если она не соответствует критериям критической насыщенности.

Первый критерий, заимствованный в технологиях развивающего обучения, определяется авторами, как применение таких фрагментов, которые побуждают  осмыслить информацию с точки  зрения различных подходов. Внешними признаками его являются словосочетание типа, «с одной стороны», «а с другой стороны», «это одновременно является и следствием», «с данной точки зрения».

Следующий критерий характеризуется  присутствием наряду с утверждающими  фрагментами смыслопоисковых, побуждающих  студентов не принимать на веру, а критически оценивать предлагаемые  их вниманию утверждения, например, «посмотрим, всегда ли это справедливо… ». Благодаря этому, учитель выступает в роли исследователя привлекающего студентов к совместному поиску истины.

Третий критерий критической  насыщенности заключается в том, что в разумных пределах должны быть отражены историко-научные знания, исторические этапы в развитии науки. При этом процесс становления знания следует представлять как логику борьбы различных идей, ошибочных взглядов и представлений.

На основе данного  анализа можно прийти к заключению, что актуальность целенаправленного развития мышления учащихся отражена в отечественной педагогической науке. Теоретически эти идей наиболее последовательно отражены  в концепции развивающего обучения. Критическая дидактика теоретически не оформлена в современной науке. Тем не менее, многие характеристики развивающего обучения приемлемы для критической дидактики. Это позволяет нам исследовать новые дидактические возможности развития мышления учащихся. На наш взгляд, соединения опыта развивающего обучения  и теории критического мышления позволяет  достичь качественно нового уровня  в отечественной школе.  

 

Список использованной литературы:

  1. Выгодский Л.С. Развитие мышления, образование понятий у подростков. Развитие высших психологических функций в переходном возрасте. Воображение и творчество подростка./Сб.соч.в 6 т.Т 4.-М.: Педагогика,1984.-С. 400.
  2. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. Изд. «Академический проект» 2004г.136
  3. Зимняя И.А.  Педагогическая психология. Изд. «Логос»2000г. 191-250.
  4. Линдсей Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление//Христоматия по общей психологии: Психология мышления. М.,1981.

 

 

    

 

 


Информация о работе Развитие критического мышления как психолого-педагогическая проблема