Разновидности общения: типы, виды и состояния общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:59, реферат

Описание работы

Способы общения представлены теми или иными средствами группового коммуникативного поведения людей (интеграция или дифференциация, дезинтеграция). Наряду со способами следует различать и разновидности общения. Разновидности общения могут быть проявлением как характера самого общения, так и результатом его предметной направленности

Работа содержит 1 файл

Общение.docx

— 29.50 Кб (Скачать)

                               Разновидности общения:  

                       типы, виды и состояния общения

Способы общения  представлены теми или иными средствами группового коммуникативного поведения  людей (интеграция или дифференциация, дезинтеграция). Наряду со способами  следует различать и разновидности  общения. Разновидности общения  могут быть проявлением как характера самого общения, так и результатом его предметной направленности [2].

Типы  общения

Характер  общения – это типы общения. Предметная направленность общения – это  виды общения.

Типы общения –  это различия в общении по его  характеру, т. е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта; фиксируют относительно стабильные черты.

Типологические разновидности  общения носят парный и одновременно альтернативный характер.

1) деловое и игровое;

2) безлично-ролевое и межличностное;

3) духовное и утилитарное;

4) традиционное и инновационное.

Деловое

  1. высокая степень регламентированности и однозначности функций и ролей участников;
  2. заранее задано почти все: сценарии отношений, суть выполняемых ими ролей, нормы активности, дистанции отношений, определенность ожидаемых результатов;
  3. деловые отношения в системе руководства и подчинения могут носить безличный и личностно-опосредованный характер;
  4. если руководитель не имеет  интереса к личности подчиненного, то отношения безличные;

Игровое

  1. нет жесткости в регламентации отношений;
  2. участники могут меняться ролями, результат общения непрогнозируемый;
  3. ролевые отношения многозначны;
  4. общение не задано заранее и зависит от степени вовлеченности участников игры в ее ход;
  5. несет положительный заряд, стимулирующий творческую активность индивида и группы;
  6. открывает большой простор для творческой самореализации личности;

Ролевое

  1. в центре внимания субъектов находятся выполняемые ими в рамках той или иной организации роли и обязанности, степень полноты их реализации, адекватность реагирования на условия и требования, складывающиеся в организации;
  2. безличные отношения;

Межличностное

  1. ключевым аспектом является личность, индивидуальность участников взаимодействия;
  2. отношения сфокусированы на личности партнеров;
  3. общению присуща непосредственность, естественность;

Традиционное

  1. регламентировано более жестко, чем ролевое (например, свадебный обряд, где детально предусмотрена вся процедура, весь ритуал, т. е. способ исполнения роли, а не сама роль);
  2. цель – сохранение и воспроизводство раз и навсегда заданного стандарта коммуникативного поведения;

Инновационное

  1. высокая степень психологического раскрепощения мысли и воображения;
  2. основа – диалогическое взаимодействие;
  3. цель – разрушение любых сложившихся стереотипов и представлений, если они препятствуют достижению нового знания;
  4. исключается осуждение и критика выдвигаемых идей;
 

                                                                       Виды общения 

Виды общения определяются предметной направленностью. Выделяют политическое, религиозное, научное, экономическое  и др.

Политическое общение, критерием истинности которого являются страсть и азарт борьбы, характеризуется многообразием форм и масштабов, динамичностью, остротой, способностью перерастать и ломать сложившиеся рамки отношений, традиций, институтов. Ему присуща энергетика противоборства, мятежности и непримиримости.

Религиозное общение протекает в рамках сложившихся традиционных ритуалов и канонов; присутствует дух смирения и умиротворения; критерием истинности является вера.

При научном общении доминирует дух разума и стремление к истине, постижению сущности окружающего мира; критерий истинности – аргументы и доказательства.

В экономическом общении превалирует игра и расчет, риск и взвешенность, дальновидность и азарт, холодный рассудок и влечение к обладанию и богатству.

Необходимо различать  специфику общения и по критерию его масштабности: от межличностного до группового, коллективного и массового.

Одной из форм удовлетворения потребности людей в непосредственном эмоциональном контакте, взаимном понимании  и сопереживании друг другу является так называемое микрообщение, или преимущественно межличностное общение “лицом к лицу” (face to face). Варианты микрообщения – диада, триада, небольшая группа, не превышающая численность 10–12 человек.

Основой такого общения  является общность интересов, их моральная  ценность, но малая группа может  быть носителем как межличностных отношений, так и безличных, даже при длительных отношениях (любовь, дружба).

                        Социально-психологические особенности общения в браке.

Брак и семью  отличает очень высокий уровень  ожиданий внимания, взаимопонимания, эмоционального контакта, взаимной любви и т. д. Институт брака не предполагает жесткого распределения  ответственности, ролей и обязанностей. Психологический эффект рассогласованности между взаимными завышенными  ожиданиями и отсутствием четкой системы распределения ролей  и обязательств по их подкреплению может привести к конфликту из-за взаимной неудовлетворенности и разочарования.

В отличие от других микрообщностей (работа, учеба), где человеку приходится контролировать свое поведение и следить за внешним видом, домашняя обстановка располагает к уходу от этого напряжения, отдыху, снятию стресса, расслаблению, при этом проявляются не только достоинства, но и недостатки друг друга.

                                                          Состояния общения.

В отличие от типологии  общения, фиксирующей относительно стабильные его черты, равно как  и его видовых вариантов, обусловленных  предметной направленностью коммуникативного поведения людей, состояния общения  позволяют говорить о таких его  свойствах, которые носят печать ситуативности. Состояния и перемены состояний общения связаны, главным  образом, с той или иной конкретной ситуацией человеческой жизнедеятельности.

Главным критерием  различия состояний общения является понятие его обычности или  необычности. Обычность выступает  синонимом нормативности или  общепринятости. Отступление от обычности  может быть в сторону творчества, праздничности, оригинальности или  аномальности человеческого общения.

Праздничное общение  характеризует приподнятый душевный настрой в отличие от будничного, более ровного настроения.

Необычно и общение  политического лидера или артиста  с массовой аудиторией; особый накал  и напряженность создается у  лектора во время общения с  аудиторией.

Необычно и состояние  спортсмена во время контакта с партнером, соперником, со зрителями. Показательна также экзальтация спортивных болельщиков, которые заражают своим настроением  спортсменов. При этом эффект такого воздействия может в высокой  степени стимулировать успех  выступающего, особенно когда публика  на стадионе в едином порыве поощряет фаворита выкрикиванием его имени. В таком случае действуют сразу  несколько психологических факторов, взаимно усиливая друг друга. С одной  стороны, эффект психического заражения, передающегося от массы к индивиду, с другой – особая значимость стимулирующего влияния имени на человека .

К числу особенностей состояния массового общения  на стадионе следует отнести и  неизбежную поляризацию эмоций и  реакций зрителей, которые болеют за успех победы или поражения  разных спортивных команд. Это способно порождать эмоциональную конфронтацию и даже крупные конфликты между разными группами болельщиков. Воздействие может и стимулировать успех, и провоцировать поражение.

Иными словами, состояние  человеческого общения – приподнятое  или приземленное, возбужденное или  подавленное, стимулирующее или  дезориентирующее (например, паника) –  является не только его существенной качественной характеристикой, но и  фактором его изменения, функционирования и развития.

                                                              Уровни общения

Общение – это деятельность или специфический акт поведения индивида. Всякий поведенческий акт в науке принято условно разбивать на четыре фазы: побуждение к действию, уточнение индивидом ситуации действия, само действие; его свертывание.

Применительно к  общению их содержание можно обозначить следующим образом:

Первая фаза (I) –  направленность на партнера.

Вторая фаза (II) –  психическое отражение партнера, ибо он есть главное в ситуации действия.

Третья фаза (III) –  информирование партнера в чем-то и  прием ответной информации от него.

Четвертая фаза (IV) –  отключение от партнера, если побудительные  мотивы к контакту с ним исчезли; если они сохраняются, то происходит возврат ко второй фазе и общение  продолжается по той же схеме.

I – фаза взаимонаправленности; II – фаза взаимоотражения; III – фаза взаимоинформирования; IV – фаза взаимоисключения. Эти названия обусловлены тем, что партнеры действуют в контакте, не изолированно друг от друга.

Перед обсуждением  содержания уровней общения необходимо ввести новые понятия: “ролевой веер”  и “актуальная роль”. Ролевой веер – набор всех усвоенных человеком психологических ролей. По мере сближения с человеком, если он допускает это сближение, его ролевой веер раскрывается для вашего восприятия во всю свою ширь. Но в каждый отдельно взятый момент общения вы можете видеть лишь часть этого “веера”; остальные части только виднеются, выступая одна из-за другой.

Те части “веера”, которые видны в каждый данный момент общения, можно назвать актуальной ролью человека. Актуальная роль – это роли всех категорий, которые используются нами здесь и сейчас одновременно, хотя каждая из них будет представлена в актуальной роли в разных пропорциях. Это не одна из исполняемых психологических ролей,

а их комбинация в  данную минуту – то, каким человек  выглядит и каким позволяет себе выглядеть в настоящий момент общения.

Содержание фаз  контакта определяется уровнем, на котором  протекает общение. Выделяют семь уровней  общения:

  1. примитивный;
  2. манипулятивный;
  3. стандартизованный;
  4. конвенциональный;
  5. игровой;
  6. деловой;
  7. духовный.

 На конвенциональном уровне происходит наиболее полноценное человеческое общение.

Конвенция (соглашение) – это свод правил поведения, большей  частью неписаных, но все же передаваемых из поколения в поколение, потому что в этих правилах закреплен  уговор друг с другом относительно того, какие формы поведения, согласно коллективному опыту, наиболее применимы  для субъекта и для общества.

                                                                    Фазы общения

I. Человек испытывает  потребность в контакте, у него  возникает установка на внешнюю  коммуникацию, усиленная тем, что  имеется реальный партнер. Человек  интуитивно готовится к пристройке  “рядом”: он будет то говорить, то слушать. И даже если человек  не испытывает потребности в  контакте, а у другого она есть, он вежливо и с пониманием переключится на него. Эти оба варианта говорят о культуре контакта, о коммуникативной грамотности.

II. Задача уловить  актуальную роль партнера и  уловить собственную актуальную  роль его глазами. 

III. Взаимодействие  в этой фазе не обязательно  протекает гладко, но чаще выбирается  путь конгруэнции (взаимосогласия), т. е. подтверждения взаимных  ролевых ожиданий.

IV. Взаимодействие  протекает в духе равноправия  партнеров и их обостренного  внимания друг к другу: “ну,  счастливо!”, “интересно было  побеседовать!”, “знаете, я все  же останусь при своем мнении…”, “всего доброго, интересно было  побеседовать”. 

Конвенциональный  уровень общения можно считать  оптимальным для разрешения проблем  любого плана. Рассмотрим уровни общения, находящиеся ниже конвенционального.

Для человека, опустившегося  на примитивный уровень общения, собеседник не партнер, а предмет, нужный или мешающий. Пристройка осуществляется “снизу” или “сверху”. Если на такое общение реагировать так же примитивно, значит расписаться в собственной беспомощности; здесь надо хладнокровно проучить человека, но не унизить.

Информация о работе Разновидности общения: типы, виды и состояния общения