Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 20:30, реферат
Целью данной работы ставилось изучение типологии школьной неуспеваемости. Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в массовой школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих детей.
Введение…………………………………………………………………………………..
Виды неуспеваемости………………………………………………………………
Типы неуспевающих школьников……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………….
Введение
Целью данной работы ставилось изучение типологии школьной неуспеваемости. Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в массовой школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих детей.
Важнейшей
задачей науки является раскрытие
сущности неуспеваемости при данных
целях и содержании образования,
выявление структуры
В основу реферата
легли труды выдающихся отечественных
психологов, основанные на многолетнем
опыте работы с данной категорией детей.
Виды
неуспеваемости
Материал
по этим вопросам имеется в целом
ряде работ. А. А. Бударныйразличает, например,
два вида неуспеваемости. Он указывает,
что неуспеваемость есть понятие
условное, конкретное содержание которого
зависит от установленных правил
перевода учащихся в следующий класс.
Поскольку в школе переводят
в следующий класс тех, кто
удовлетворяет минимуму требований,
соотносящихся с баллом «3», то неуспеваемость
выражается оценками «2» и «1». Эта
та «абсолютная» неуспеваемость, которая
соотносится с минимумом
Определение видов неуспеваемости содержится и в работе А. М. Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания: 1 - общее и глубокое отставание - по многим или всем учебным предметам длительное время; 2 - частичная, но относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика); 3 - неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преподаваемая.
Во всех случаях А. М. Гельмонт имеет в виду фиксированную неуспеваемость: к неуспевающим он относит тех учащихся, которые «приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок»
По тем
же критериям выделяет виды неуспеваемости
и Ю.К. Бабанский. Здесь также в
основном имеется в виду фиксированная,
сложившаяся неуспеваемость, виды которой
связываются автором с
Типы
неуспевающих школьников
Как путь проникновения
в сущность неуспеваемости можно
рассматривать и выявление
Хотя неуспевающие
школьники имеют общие черты,
они существенно отличаются друг
от друга. В практике повседневной работы
с ними в каждом конкретном случае
неуспеваемости мы встречаемся с
совершенно новыми особенностями, требующими
поисков новых путей
В основу типологии
неуспевающих школьников многие авторы
кладут изученные ими причины
неуспеваемости. Так поступает, в
частности, Л. С. Славина: типы неуспевающих
выделяются ею по доминирующей причине.
Одну группу неуспевающих составляют
те учащиеся, у которых отсутствуют
действенные мотивы учения, другую
– дети со слабыми способностями
к учению, третью – с неправильно
сформировавшимися навыками учебного
труда и не умеющие трудиться.
Тот же метод исп6ользуют А. А.
Бударный, Ю. К. Бабанский и некоторые
другие авторы. Знаний о внутреннем
строении неуспеваемости такого рода
типологии не дают.
Имеются попытки
построить типологию на иных основаниях,
в частности на характеристиках
учебного труда учащихся и структуре
их личности. Такой подход можно
обнаружить у П. П. Блонского, который,
составляя общую типологию школьников,
выделил и типы неуспевающих. Это, во-первых,
тип, названный им «плохой работник». Его
чертами являются следующие:
1) задания
воспринимает невнимательно,
2) работает
пассивно (постоянно нуждается в
стимулах для перехода к
3) не подмечает
своих неудач и трудностей;
4) не имеет
ясного представления цели, не
планирует и не организует
свою работу;
5) либо работает
очень вяло, либо снижает темп
постепенно;
6) индифферентно
относится к результатам
Указанные
черты неуспевающего школьника,
поскольку они характеризуют
его деятельность в учебном процессе,
могут быть использованы в определении
неуспеваемости. Другой выделенный тип
назван патологическим — это эмоциональные,
часто имеющие неудачи в учении
школьники, встречающие специфическое
к себе отношение окружающих. Они
заявляют «не могу» до начала работы,
нуждаются в одобрении со стороны
окружающих, тяжело переносят трудности
и , неудачи. В данном случае выделенные
черты носят скорее психологический,
нежели дидактический, характер.
Психологическую
типологию неуспеваемости дает Н.И.
Мурачковский: за основу в данном случае
взят характер взаимоотношений наиболее
существенных сторон личности школьников.
Деление неуспевающих
школьников на типы можно осуществить
в зависимости от характера соотношения
двух основных групп свойств личности
школьников:
1.
Особенности мыслительной
2.
Направленность личности
На этой
основе выделено три типа неуспевающих
школьников:
1.
Неуспевающие учащиеся, для которых
характерно низкое качество
2.
Учащиеся с относительно
3.Неуспевающие,
для которых характерно низкое
качество мыслительной
Первый тип
неуспевающих школьников.
Для всех школьников
этого типа характерна низкая обучаемость,
связанная со сниженным уровнем
мыслительных операций. Слабое развитие
процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения,
обобщения и конкретизации) вызывает
серьезные трудности в усвоении
учебного материала, которые способствуют
возникновению у школьников упрощенного
подхода к решению мыслительных
задач. При таком подходе учащиеся
стремятся приспособить учебные
задания к своим ограниченным
возможностям или вообще избегают умственной
работы, в результате чего происходит
задержка умственного развития и
не формируются навыки учебной работы.
Неуспех в
учебе и неумение работать вместе
с классом не являются для них
источником морального конфликта, так
как в силу ограниченности своих
познавательных возможностей свое отставание
они правильно видят в
Второй тип
неуспевающих школьников.
Учащиеся
этого типа в школу приходят с
хорошей интеллектуальной подготовкой,
с желанием хорошо учиться. Однако на
качестве их учебной работы отражается
прежде всего то, что они привыкли
заниматься только тем, что им нравится
при отсутствии более широкой
и устойчивой мотивации в учебном
труде эти ученики избегают активной
умственной работы по предметам, усвоение
которых требует
Третий тип
неуспевающих школьников.
Для этого
типа, как и для первого характерна
низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных
процессов вызывает серьезные трудности
в усвоении учебного материала. При
выполнении учебных задач у этих
школьников отсутствует критичность;
манипулируя цифрами, они легко
приходят к абсурду. Причем полученные
результаты они не пытаются сравнивать
с результатами других школьников.
Выполнение работы подобным образом
свидетельствует не только о трудностях
в усвоении и неумении работать,
но и о беспечном отношении
к учению. У этих школьников весьма
отчетливо проявляется узость мышления.
Слабое развитие
мотивационной стороны
Более частные
характеристики учебного труда учащихся
даны в работе Р. Л. Гинзбург. Автор
имеет в виду разные уровни усвоения
учащимися учебного материала. Под
учебным материалом в данном случае понимается
текст учебника, а различные типы усвоения
соотносятся с определенным уровнем смысловой
переработки текста. Так, одни неуспевающие
ученики характеризуются тем, что они
совсем не могут следить за ходом объяснения
учителя и испытывают серьезные трудности
при чтении текста учебника, другие –
тем, что справляются с анализом – синтезом
только в некоторых случаях, в частности,
когда речь идет о конкретных предметах
и явлениях. Общим для неуспевающих учащихся
выступает нежелание напрягать свои умственные
силы, отрицательное отношение к более
сложным методам работы.
Внимание
исследователей сосредоточено в
основном на сформировавшейся, фиксированной
неуспеваемости, и главной целью
выступает изучение ее причин. В
частности, Н. А. Менчинская и ее сотрудники
изучают только тех учащихся, которые
не успевают по многим предметам в
течение ряда лет. В исследовании
Ю. К. Бабанского анализ причин неуспеваемости
составляет основной метод разработки
средств предупреждения неуспеваемости.
МОСКОВСКИЙ
ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-
ФАКУЛЬТЕТ
ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
по
дисциплине «Педагогическая
психология».
Различия
в типологии неуспевающих школьников
Выполнила студентка
3 курса
группы ЮП 3.1
Демина
Алиса Игоревна
Москва 2010-2011
уч. г
Информация о работе Различия в типологии неуспевающих школьников