Различия в типологии неуспевающих школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 20:30, реферат

Описание работы

Целью данной работы ставилось изучение типологии школьной неуспеваемости. Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в массовой школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..
Виды неуспеваемости………………………………………………………………
Типы неуспевающих школьников……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

реферат 2.docx

— 24.18 Кб (Скачать)

Введение

Целью данной работы ставилось изучение типологии школьной неуспеваемости. Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в массовой школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих детей.

Важнейшей задачей науки является раскрытие  сущности неуспеваемости при данных целях и содержании образования, выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное  изучение факторов неуспеваемости и  разработка мер борьбы с нею.

В основу реферата легли труды выдающихся отечественных психологов, основанные на многолетнем опыте работы с данной категорией детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды  неуспеваемости 

Материал  по этим вопросам имеется в целом  ряде работ. А. А. Бударныйразличает, например, два вида неуспеваемости. Он указывает, что неуспеваемость есть понятие  условное, конкретное содержание которого зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс. Поскольку в школе переводят  в следующий класс тех, кто  удовлетворяет минимуму требований, соотносящихся с баллом «3», то неуспеваемость выражается оценками «2» и «1». Эта  та «абсолютная» неуспеваемость, которая  соотносится с минимумом требований. Выдвигают и другое понятие, соотнесенное не только с минимумом требований, но и с возможностями отдельных  учащихся. Это так называемая относительная  неуспеваемость — недостаточная  познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования.

Определение видов неуспеваемости содержится и  в работе А. М. Гельмонта, который  выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных  предметов и устойчивости отставания: 1 - общее и глубокое отставание - по многим или всем учебным предметам  длительное время; 2 - частичная, но относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трем наиболее сложным предметам (как  правило, русский и иностранный  языки, математика); 3 - неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому  предмету, относительно легко преподаваемая.

Во всех случаях А. М. Гельмонт имеет в  виду фиксированную неуспеваемость: к неуспевающим он относит тех  учащихся, которые «приходят к  концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок»

По тем  же критериям выделяет виды неуспеваемости и Ю.К. Бабанский. Здесь также в  основном имеется в виду фиксированная, сложившаяся неуспеваемость, виды которой  связываются автором с порождающими ее причинами. 
 
 

Типы  неуспевающих школьников 

Как путь проникновения  в сущность неуспеваемости можно  рассматривать и выявление типов  неуспевающих школьников. 

Хотя неуспевающие школьники имеют общие черты, они существенно отличаются друг от друга. В практике повседневной работы с ними в каждом конкретном случае неуспеваемости мы встречаемся с  совершенно новыми особенностями, требующими поисков новых путей индивидуального  подхода. Такая «многоликость» школьной неуспеваемости создает значительные трудности в работе учителей по ее преодолению. Длительное изучение школьной неуспеваемости дает основание сделать  вывод, что она имеет типические проявления. Тип неуспевающего школьника  характеризуется своеобразным сочетанием важнейших свойств личности, сложившихся  в результате длительной неуспеваемости, которая определяет его достижения в учебной работе. 

В основу типологии  неуспевающих школьников многие авторы кладут изученные ими причины  неуспеваемости. Так поступает, в  частности, Л. С. Славина: типы неуспевающих выделяются ею по доминирующей причине. Одну группу неуспевающих составляют те учащиеся, у которых отсутствуют  действенные мотивы учения, другую – дети со слабыми способностями  к учению, третью – с неправильно  сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться. Тот же метод исп6ользуют А. А. Бударный, Ю. К. Бабанский и некоторые  другие авторы. Знаний о внутреннем строении неуспеваемости такого рода типологии не дают. 

Имеются попытки  построить типологию на иных основаниях, в частности на характеристиках  учебного труда учащихся и структуре  их личности. Такой подход можно  обнаружить у П. П. Блонского, который, составляя общую типологию школьников, выделил и типы неуспевающих. Это, во-первых, тип, названный им «плохой работник». Его чертами являются следующие: 

1) задания  воспринимает невнимательно, часто  их не понимает, но вопросов  учителю не задает, разъяснений  не просит; 

2) работает  пассивно (постоянно нуждается в  стимулах для перехода к очередным  видам работы); 

3) не подмечает  своих неудач и трудностей; 

4) не имеет  ясного представления цели, не  планирует и не организует  свою работу; 

5) либо работает  очень вяло, либо снижает темп  постепенно; 

6) индифферентно  относится к результатам работы. 

Указанные черты неуспевающего школьника, поскольку они характеризуют  его деятельность в учебном процессе, могут быть использованы в определении  неуспеваемости. Другой выделенный тип  назван патологическим — это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое  к себе отношение окружающих. Они  заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны  окружающих, тяжело переносят трудности  и , неудачи. В данном случае выделенные черты носят скорее психологический, нежели дидактический, характер. 

Психологическую типологию неуспеваемости дает Н.И. Мурачковский: за основу в данном случае взят характер взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьников. 

Деление неуспевающих школьников на типы можно осуществить  в зависимости от характера соотношения  двух основных групп свойств личности школьников: 

1.      Особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью. 

2.      Направленность личности школьника,  определяющая его отношение к  учению. 

На этой основе выделено три типа неуспевающих школьников: 

1.      Неуспевающие учащиеся, для которых  характерно низкое качество мыслительной  деятельности при положительном  отношении к учению и сохранении  позиции школьника. 

2.      Учащиеся с относительно высоким  уровнем развития мыслительной  деятельности при отрицательном  отношении к учению и частичной  или полной утрате позиции  школьника. 

3.Неуспевающие, для которых характерно низкое  качество мыслительной деятельности  при отрицательном отношении  к учению и полной утрате  позиции школьника, проявляющееся  в стремлении оставить школу. 

Первый тип  неуспевающих школьников. 

Для всех школьников этого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем  мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного  подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные  задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и  не формируются навыки учебной работы. 

Неуспех в  учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них  источником морального конфликта, так  как в силу ограниченности своих  познавательных возможностей свое отставание они правильно видят в неспособности  усваивать отдельные предметы наравне  со всеми. Отсутствие морального конфликта  способствует сохранению позиции школьника  и формированию положительной моральной  направленности, так как понимание  причин неуспеха при положительном  отношении к учению является хорошим  стимулом для преодоления недостатков. Об этом говорит тот факт, что  школьники этого типа охотно принимают  помощь учителей и товарищей. 

Второй тип  неуспевающих школьников. 

Учащиеся  этого типа в школу приходят с  хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. Однако на качестве их учебной работы отражается прежде всего то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится при отсутствии более широкой  и устойчивой мотивации в учебном  труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают  поверхностно.В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от классного коллектива, что может стать причиной возникновения отрицательной моральной направленности. 

Третий тип  неуспевающих школьников. 

Для этого  типа, как и для первого характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности  в усвоении учебного материала. При  выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко  приходят к абсурду. Причем полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом  свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном отношении  к учению. У этих школьников весьма отчетливо проявляется узость мышления. 

Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере  общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное  отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Общее отрицательное отношение  определяет интересы этой категории. В  школе их больше всего привлекают такие предметы как физкультура, уроки труда. 

Более частные  характеристики учебного труда учащихся даны в работе Р. Л. Гинзбург. Автор  имеет в виду разные уровни усвоения учащимися учебного материала. Под учебным материалом в данном случае понимается текст учебника, а различные типы усвоения соотносятся с определенным уровнем смысловой переработки текста. Так, одни неуспевающие ученики характеризуются тем, что они совсем не могут следить за ходом объяснения учителя и испытывают серьезные трудности при чтении текста учебника, другие – тем, что справляются с анализом – синтезом только в некоторых случаях, в частности, когда речь идет о конкретных предметах и явлениях. Общим для неуспевающих учащихся выступает нежелание напрягать свои умственные силы, отрицательное отношение к более сложным методам работы. 

Внимание  исследователей сосредоточено в  основном на сформировавшейся, фиксированной  неуспеваемости, и главной целью  выступает изучение ее причин. В  частности, Н. А. Менчинская и ее сотрудники изучают только тех учащихся, которые  не успевают по многим предметам в  течение ряда лет. В исследовании Ю. К. Бабанского анализ причин неуспеваемости составляет основной метод разработки средств предупреждения неуспеваемости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МОСКОВСКИЙ  ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ФАКУЛЬТЕТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине «Педагогическая  психология». 
 

Различия  в типологии неуспевающих школьников 

Выполнила студентка

3 курса

группы  ЮП   3.1

Демина  Алиса Игоревна 
 
 
 

Москва 2010-2011 уч. г 
 
 

<

Информация о работе Различия в типологии неуспевающих школьников