Различия психики животных и человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 10:41, реферат

Описание работы

В своей работе по теме «Различия психики животных и человека» я хочу провести сравнение психики животных и человека, найти отличия между ними.

Мои задачи:

-дать общее понятие психики,

-рассмотреть развитие психики животных и человека,

-выявить отличия между ними,

- дать представление о том, какие периоды развития прошла психика животных, перед тем как превратилась в сознание человека.

Данная работа состоит из введения, основной части, которая включает в себя 4 основных вопроса, и заключения. Первый вопрос раскрывает понятие психики и ее природы. Второй вопрос определяет развитие психики животных. Третий-развитие психики человека или человеческого сознания.

И последний вопрос- основные черты различия психики животных от сознания человека.

Содержание

I.Введение

II.Природа и понятие психики

III.Развитие психики у животных

IV.Структура психики человека

V.Черты отличия психики животных от сознания человека

1.Язык

2.Мышление и интеллект

3.Познавательные процессы

4.Мотивация

5.Эмоции

VI.Заключение

VII.Список литературы

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ.doc

— 100.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

   РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ     

                      НА ТЕМУ                                                                          

       «РАЗЛИЧИЯ ПСИХИКИ

   ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА». 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        

                                          Студентки ФП и МНО

                                                                  Синицкой Валерии

                                                                                          НК-12 

      

                                            План: 

I.Введение

II.Природа и понятие психики

III.Развитие психики у животных

IV.Структура психики человека

V.Черты отличия психики животных от сознания человека

   1.Язык

   2.Мышление  и интеллект

   3.Познавательные  процессы

   4.Мотивация

   5.Эмоции

VI.Заключение

VII.Список литературы                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              I.Введение 

     В  своей работе по теме «Различия  психики животных и человека»  я хочу провести сравнение психики животных и человека, найти отличия между ними.

     Мои  задачи:

-дать общее  понятие психики,

-рассмотреть  развитие психики животных и  человека,

-выявить отличия  между ними,

- дать представление о том, какие периоды развития прошла психика животных, перед тем как превратилась в сознание человека.

    Данная  работа состоит из введения, основной части, которая включает в себя 4 основных вопроса, и заключения. Первый вопрос раскрывает понятие психики и ее природы. Второй вопрос определяет развитие психики животных. Третий-развитие психики человека или человеческого сознания.

И последний  вопрос- основные черты различия психики  животных от сознания человека.

    Работа  выполнена на 14листах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                  II.Природа и понятие психики  

     ПСИХИКА (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

     Психика — общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).

      В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

     Современное понимание сущности психики разработано в трудах Н. А. Бернштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна и др. П. возникла на определенном этапе развития живой природы в связи с формированием у живых существ способности к активному перемещению в пространстве .  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    VII.Список литературы 

  1. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический  словарь 2003 -672с.
 
  1. Психология личности. Тексты. — М., 1982. (Характер и социальный процесс (Э.Фромм): 48—54.)
 

     3.  Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин

        100 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ОТВЕТОВ ПО  ПСИХОЛОГИИ

           экзаменационный экспресс-справочник

           Разработано с учетом государственного  образовательного стандарта

           по циклу социально-экономических дисциплин

           Ростов-на-Дону. Издательский центр  "МарТ", 2001

     4. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т.—T.I.— М., 1989. (Развитие поведения и психики животных: 146—156.)

   5. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. — М., 1976. (Развитие психики животных (онтогенез): 88—171. Эволюция психики от элементарных живых существ до человека: 172—283.) 
 

                                                Интернет источники: 

1. http://svbechin.narod.ru/

2. http://tulapsy.narod.rup4m1.htm

3. http://psylesson.ru 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               III.Развитие психики у животных 

          Психика - от греческого душевный, – свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения действительности, результат специфических взаимодействий живых систем с окружающей средой.

          Психика является продуктом длительного и сложного процесса развития органической природы. Простейшие микроорганизмы не обладают психикой, для них характерна более элементарная форма отражения – раздражимость – это свойство живых организмов реагировать изменением своего состояния или движения на внешнее воздействие. Сила и характер ответных реакций зависят не только от того насколько сильно внешнее воздействие, но и от внутреннего состояния живого существа (эксперименты ученых показали, что сытая амеба на пищу не реагирует). Тогда как психическое отражение представляет собой реакцию живого существа не только на биологически значимые раздражители, но и на такие, которые выполняют функцию сигнала, как бы предупреждают о биологически значимом воздействии (насекомые, ориентируясь на звук, запах, цвет, находят пищу или избегают опасности).

          Появление психической формы отражения связано с возникновением простейшей нервной системы. Впервые она появляется у кишечно-полостных (гидра, медуза) – у них наблюдаются недифференцированные реакции всего организма на различные раздражители, так как у них нет управляющего центра, который появляется на следующем этапе развития нервной системы, которая называется ганглиозной (у червей). У них организм действует как единое целое, но головной узел устроен сложнее, чем все остальные, поэтому реагирует более дифференцированно на внешние раздражители.

          В дальнейшем, с переходом животных к наземному образу жизни и с развитием коры головного мозга возникает психическое отражение животными целостных вещей, возникает перцептивная психика.

          Развитие жизни приводит к возникновению у них органов чувств, органов действия и нервной системы, функцией которых является отражение окружающей их действительности.

         За развитием ощущений у животных появились восприятия (отражения предметов с целым рядом их признаков). У высших позвоночных возникают представления (образы вещей, в данный момент не воспринимаемых; так, обезьяна ищет спрятанный банан, который только что видела). Совершенствуется память животных (ее начальные формы имеются и у простейших представителей животного мира). У позвоночных есть зачатки мышления, которое, однако, много примитивнее мыслительной деятельности человека. 
          Уровень психического развития определяет формы поведения животных: инстинкты, навыки, интеллектуальные действия. 
 

                               IV.Структура психики человека 

     Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

     1) психические процессы, 2) психические  состояния, 3) психические свойства.

     Психические процессы – динамическое отражение  действительности в различных формах психических явлений.

     Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

     Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. 

     Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся  ощущения и восприятия, представления  и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

     Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения  и деятельности человека.

     В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

     Под психическим состоянием следует  понимать определившийся в данное время  относительно устойчивый уровень психической  деятельности, который проявляется  в повышенной или пониженной активности личности.

     Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

     Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

     Наиболее  изученными являются: 1) общее психическое  состояние, например внимание, проявляющееся  на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

     Высшими и устойчивыми регуляторами психической  деятельности являются свойства личности.

     Под психическими свойствами человека следует  понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

     Каждое  психическое свойство формируется  постепенно в процессе отражения  и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной  и практической деятельности.

     Свойства  личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Информация о работе Различия психики животных и человека