Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 10:41, реферат
В своей работе по теме «Различия психики животных и человека» я хочу провести сравнение психики животных и человека, найти отличия между ними.
Мои задачи:
-дать общее понятие психики,
-рассмотреть развитие психики животных и человека,
-выявить отличия между ними,
- дать представление о том, какие периоды развития прошла психика животных, перед тем как превратилась в сознание человека.
Данная работа состоит из введения, основной части, которая включает в себя 4 основных вопроса, и заключения. Первый вопрос раскрывает понятие психики и ее природы. Второй вопрос определяет развитие психики животных. Третий-развитие психики человека или человеческого сознания.
И последний вопрос- основные черты различия психики животных от сознания человека.
I.Введение
II.Природа и понятие психики
III.Развитие психики у животных
IV.Структура психики человека
V.Черты отличия психики животных от сознания человека
1.Язык
2.Мышление и интеллект
3.Познавательные процессы
4.Мотивация
5.Эмоции
VI.Заключение
VII.Список литературы
РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ
НА ТЕМУ
«РАЗЛИЧИЯ ПСИХИКИ
ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА».
Студентки ФП и МНО
План:
I.Введение
II.Природа и понятие психики
III.Развитие психики у животных
IV.Структура психики человека
V.Черты отличия психики животных от сознания человека
1.Язык
2.Мышление и интеллект
3.Познавательные процессы
4.Мотивация
5.Эмоции
VI.Заключение
VII.Список
литературы
В
своей работе по теме «
Мои задачи:
-дать общее понятие психики,
-рассмотреть развитие психики животных и человека,
-выявить отличия между ними,
- дать представление о том, какие периоды развития прошла психика животных, перед тем как превратилась в сознание человека.
Данная работа состоит из введения, основной части, которая включает в себя 4 основных вопроса, и заключения. Первый вопрос раскрывает понятие психики и ее природы. Второй вопрос определяет развитие психики животных. Третий-развитие психики человека или человеческого сознания.
И последний вопрос- основные черты различия психики животных от сознания человека.
Работа
выполнена на 14листах.
ПСИХИКА (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.
Психика — общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).
В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.
Современное
понимание сущности психики разработано
в трудах Н. А. Бернштейна, Л. С. Выготского,
А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна
и др. П. возникла на определенном этапе
развития живой природы в связи с формированием
у живых существ способности к активному
перемещению в пространстве .
3. Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин
100 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ОТВЕТОВ ПО ПСИХОЛОГИИ
экзаменационный экспресс-
Разработано с учетом
по циклу социально-экономических дисциплин
Ростов-на-Дону. Издательский центр "МарТ", 2001
4. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т.—T.I.— М., 1989. (Развитие поведения и психики животных: 146—156.)
5. Фабри
К.Э. Основы зоопсихологии. — М., 1976. (Развитие
психики животных (онтогенез): 88—171. Эволюция
психики от элементарных живых существ
до человека: 172—283.)
1. http://svbechin.narod.ru/
2. http://tulapsy.narod.ru›p4m1.
3. http://psylesson.ru
III.Развитие психики у животных
Психика - от греческого душевный, – свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения действительности, результат специфических взаимодействий живых систем с окружающей средой.
Психика является продуктом длительного и сложного процесса развития органической природы. Простейшие микроорганизмы не обладают психикой, для них характерна более элементарная форма отражения – раздражимость – это свойство живых организмов реагировать изменением своего состояния или движения на внешнее воздействие. Сила и характер ответных реакций зависят не только от того насколько сильно внешнее воздействие, но и от внутреннего состояния живого существа (эксперименты ученых показали, что сытая амеба на пищу не реагирует). Тогда как психическое отражение представляет собой реакцию живого существа не только на биологически значимые раздражители, но и на такие, которые выполняют функцию сигнала, как бы предупреждают о биологически значимом воздействии (насекомые, ориентируясь на звук, запах, цвет, находят пищу или избегают опасности).
Появление психической формы отражения связано с возникновением простейшей нервной системы. Впервые она появляется у кишечно-полостных (гидра, медуза) – у них наблюдаются недифференцированные реакции всего организма на различные раздражители, так как у них нет управляющего центра, который появляется на следующем этапе развития нервной системы, которая называется ганглиозной (у червей). У них организм действует как единое целое, но головной узел устроен сложнее, чем все остальные, поэтому реагирует более дифференцированно на внешние раздражители.
В дальнейшем, с переходом животных к наземному образу жизни и с развитием коры головного мозга возникает психическое отражение животными целостных вещей, возникает перцептивная психика.
Развитие жизни приводит к возникновению у них органов чувств, органов действия и нервной системы, функцией которых является отражение окружающей их действительности.
За развитием ощущений у животных появились
восприятия (отражения предметов с целым
рядом их признаков). У высших позвоночных
возникают представления (образы вещей,
в данный момент не воспринимаемых; так,
обезьяна ищет спрятанный банан, который
только что видела). Совершенствуется
память животных (ее начальные формы имеются
и у простейших представителей животного
мира). У позвоночных есть зачатки мышления,
которое, однако, много примитивнее мыслительной
деятельности человека.
Уровень
психического развития определяет формы
поведения животных: инстинкты, навыки,
интеллектуальные действия.
IV.Структура психики человека
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:
1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Психический
процесс – это течение
Психические
процессы вызываются как внешними воздействиями,
так и раздражениями нервной системы,
идущими от внутренней среды организма.
Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.
Психические
процессы обеспечивают формирование знаний
и первичную регуляцию
В
сложной психической
Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).
Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.
Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.
Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.
Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.