Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:18, доклад
Самосознание - выделение себя из объективного мира, это - личное тождество, идентичность, постоянство своего «Я».
Самосознание (частная сторона сознания) - это осознание мыслей, поступков, переживаний, способность оценивать себя, смотреть на себя как бы со стороны. Аналитическое размышление по поводу собственных мыслей, переживаний, поступков, обычно полное сомнений и колебаний, называется рефлексией.
Расстройства
самосознания
Самосознание - выделение себя из объективного мира, это - личное тождество, идентичность, постоянство своего «Я».
Самосознание (частная сторона сознания) - это осознание мыслей, поступков, переживаний, способность оценивать себя, смотреть на себя как бы со стороны. Аналитическое размышление по поводу собственных мыслей, переживаний, поступков, обычно полное сомнений и колебаний, называется рефлексией.
Самосознание в процессе онтогенеза формируется постепенно.
И.М.Сеченов в «Рефлексах головного мозга» так охарактеризовал формирование самосознания: «...из детского самочувствия родится в зрелом возрасте самосознание, дающее человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, т.е. отделять все свое внутреннее от всего происходящего извне, анализировать его и сопоставлять (сравнивать) с внешним - словом, изучать акт собственного сознания».
Этап формирования аллопсихического самосознания (способность ребенка выделять себя из окружающей среды) условно начинается с появления в речи местоимения «Я». Это происходит примерно в возрасте 3 лет.
Этап формирования
соматопсихического самосознания (способность
оценивать свое физическое «Я») условно
начинает формироваться с умения
ребенка правильно
Полная идентичность, постоянство своего «Я» (самосознание) формируется к подростковому возрасту.
К 12-14 годам у
подростка появляется способность
оценивать свое психическое «Я» - начинает
формироваться аутопсихическое самосознание.
Знание этапов формирования самосознания
необходимо для правильной оценки деперсонализации.
Клинические проявления нарушений самосознания
В соответствии с этапами формирования самосознания принято выделять аллопсихическую (дереализацию), соматопсихическую и аутопсихическую деперсонализацию.
Дереализация - отчуждение мира восприятий (К.Ясперс). Больные при дереализации воспринимают окружающую обстановку, предметы, явления лишенными ясности, естественности, иногда чуждыми и измененными. Окружающее кажется тусклым, безжизненным «как сквозь туман», «непромытое стекло», «как из аквариума через толщу воды». Временами безжизненность носит характер нарисованных декораций. Эти восприятия крайне неприятны для больного.
Некоторые больные каждый раз, выходя на прогулку, воспринимают хорошо знакомую обстановку как новую, никогда ранее не виденную (jamais vu) или, наоборот, оказавшись в незнакомом месте, воспринимают его как хорошо знакомое и уже виденное (deja vu).
Дереализация касается не только зрительных восприятий, но и слуховых, тактильных и вкусовых. Звуки кажутся приглушенными, предметы при прикосновении едва ощутимыми или измененными, пища кажется безвкусной, «как трава».
Значительно реже наблюдается противоположное состояние, когда все окружающее воспринимается необыкновенно ярким, краски насыщены, звуки усилены, прикосновения резки и неприятны.
Иногда состояния,
подобные deja vu и jamais vu, могут возникать
у здоровых людей при утомлении.
Дереализация чаще всего наблюдается
при аффективных расстройствах.
Соматопсихическая
деперсонализация - это ощущение отчуждения
собственного тела или его частей. Больной
при этом говорит, что знает, что лежит
на постели, но не чувствует частей своего
тела, «как будто их нет». Больной не испытывает
голода, жажды, облегчения от опорожнения
мочевого пузыря.
Состояния деперсонализации крайне тягостны для больного, они наблюдаются при различных психических заболеваниях, но чаще сопровождают аффективные расстройства.
Аутопсихическая
деперсонализация характеризует
Больной говорит,
что он потерял все мысли, у
него в голове пустота, он говорит
и отвечает на вопросы по привычке,
не чувствует своего «Я», не может
решить «это я или не я», не знает, что ему
надо делать, не находит слов при разговоре,
не испытывает никаких чувств.
К аутопсихической деперсонализации относится anaesthesia
psychica dolorosa - болезненное психическое
бесчувствие. Больной становится нечувствительным
к своим близким, его не волнуют их переживания,
он не испытывает ни любви, ни сострадания.
Это состояние бесчувствия, по словам
больных, более тягостно и мучительно
по сравнению с самой тяжелой депрессией.
Кроме того, выделяются витальная деперсонализация и бредовая.
Витальная деперсонализация - самая тяжелая, так как при ней исчезает само чувство жизни, больной не уверен, живой он или мертвый, он не испытывает никаких чувств, «меня как будто бы нет», «я не чувствую, что живу».
Бредовая
деперсонализация. А.В.
Бредовую деперсонализацию,
так же как и традиционную, можно
разделить на ауто-, сомато- и аллопсихический
варианты, каждый из которых проявляется
разными по содержанию бредовыми расстройствами.
Так, аутопсихическая бредовая деперсонализация
выражается синдромом Котара, двойников,
психического перевоплощения, одержимости
(«у меня нет души, я продал душу дьяволу»,
«я раздвоилась на мужскую и женскую сущности»,
«я уже не Саша, а Ольга», «моя душа как
в коконе, окружена бесом, который постепенно
разматывает ее»).
Соматопсихическая бредовая деперсонализация
представлена бредом физического перевоплощения
и нигилистическим ипохондрическим бредом
(«я превратилась в мужчину», «я стала
памятником Ломоносову», «моего тела не
существует, это только иллюзия, я себе
создала такой образ»). Аллопсихическая
бредовая деперсонализация проявляется
бредом инсценировки, бредом «гибели мира»,
нигилистическим мегаломаническим бредом.
Больные считают, что все окружающее «подстроено»,
вокруг одни «декорации», они попали в
«другой мир, населенный двойниками людей
из нашего мира», живут «одновременно
в двух мирах» и т.п.
Структура личности и особенности самосознания пациента с
пограничными личностными расстройствами.
Пограничные личностные расстройства (ПЛР)(круг Кернберга) - характеризуются
диффузной идентичностью, наличием особых механизмов защиты (идеализация,
расщепление, отрицание.), временным нарушением тестированием реальности ( н\р
в момент стресса).
Выделяют некоторые патогномонические признаки:
1.
Специфические переживания
депрессии, отсутствие интереса, пустота внутри)
2. Самоповреждающее поведение – любые способы нанесения
себе ущерба (физич-го и морального). Это для того, чтобы почувствовать боль.
Если в депрессии – чтобы наказать себя, пограничный – чтобы хоть что-то
почувствовать, ощутить себя в этой реальности.
3. Суицидальное, парасуицидальное поведение – может
повредить жизни на подсознательном уровне, отсутствие осторожности за свою
жизнь, бессознательное стремление к смерти (н\р наркомания).
4. Интенсивная импульсивность во всех сферах жизни.
Проявляется в эмоц-й неустойчивости, колебании настроения, в течении
короткого времени.
5.
Полное отсутствие контроля
врасплох, остается только подчиняться ему.
6. Бурные, неустойчивые межличностные отношения в которых
есть постоянное колебание от обесценивания до идеализации партнера.
7.
Непереносимость одиночества.
стабильности. Все чувства существуют только пока высказываются. Никого нет
Þ никто не говорит Þ неизвестность.
8. Неустойчивость, диффузия идентичности (н\р нечетко
осознает свой пол. Это можно видеть в проективных методиках рисунок человека)
9.
Эпизодические, связанные со
диссоциации (переживание себя от самого себя) или параноидальные.