Раскрыть основные направления исследования биологических основ психики в работах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, К. Халла, Н.А. Бернштейна, А.Р.

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:42, контрольная работа

Описание работы

Ученых, таких как Сеченов, Павлов, Халл, Бернштейн, Лурий и др. объединяют основные направления исследования биологических основ.

В основу их изучения вошел рефлекс.

Понятие рефлекса (по-латыни - "отражение") в науку ввел французский ученый Рене Декарт. Но его взгляды были еще наивны и противоречивы. В начале прошлого века физиология достаточно хорошо изучила спинномозговые рефлексы. Заслуга создания рефлекторной теории психики принадлежит. Сеченову и Павлову.

Работа содержит 1 файл

Российский Государственный Социальный.docx

— 29.00 Кб (Скачать)

Российский  Государственный  Социальный

Университет 

Факультет: психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий

Кафедра социальной психологии 
 

Контрольная работа

По Общей психологии 
 
 
 
 

      Выполнила:

                                          Студентка 1ого курса СПС ЗБ-1     

            Проверила: 
 

Москва 2010г.

     Раскрыть основные направления исследования биологических основ

  психики в работах  И.М. Сеченова, И.П.  Павлова, К. Халла,  Н.А. 

Бернштейна, А.Р. Лурия и др.

Ученых, таких как  Сеченов, Павлов, Халл, Бернштейн, Лурий  и др. объединяют  основные направления  исследования биологических основ.

В основу их изучения вошел рефлекс.

Понятие рефлекса (по-латыни - "отражение") в науку  ввел французский ученый Рене Декарт. Но его взгляды были еще наивны и противоречивы. В начале прошлого века физиология достаточно хорошо изучила  спинномозговые рефлексы. Заслуга создания рефлекторной теории психики принадлежит. Сеченову и Павлову.

Сеченов Иван Михайлович(1829-1905) будучи физиологом и психологом, разработал естественнонаучную теорию психической  регуляции поведения («рефлексы  головного мозга»). Опираясь на свои открытия в области физиологии нервной  системы (тормозного влияния нервных  центров), выдвинул положения о том, что все акты сознательной и бессознательной  психологической жизни по своей  структуре рефлекторны. Он выделил в рефлексах три звена:

  • начальное звено - внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг;
  • среднее звено - центральные процессы в мозгу (процессы возбуждения и торможения и возникновение на этой основе психических состояний (ощущений, мыслей, чувств и т. д.);
  • конечное звено - внешнее движение.                                                                                      Павлов Иван Петрович (1849-1936) Развивал далее идеи Сеченова. Экспериментальным путем, лабораторным наблюдением и изучением огромного количества собак создавшему новую область науки - учение о высшей нервной деятельности, учение об условных рефлексах, временных нервных связях организма с окружающей средой.

Высшая нервная  деятельность - это понятие, обобщающее и физиологию высшей нервной деятельности, и психологию, что отнюдь не означает тождество последних. В основе высшей нервной деятельности лежит условный рефлекс, представляющий собой одновременно и физиологическое и психологическое  явление.

И. П. Павлов в  результате своих опытов пришел к  заключению, помогающему лучше представить  процессы корковой нейродинамики, лежащие  в основе психической деятельности. Он выделил три пары характеристик, используемых для выявления типов  высшей нервной деятельности (ВНД): сила - слабость, уравновешенность - неуравновешенность, подвижность - инертность. Основываясь  на многочисленных экспериментальных  данных, И. П. Павлов пришел к заключению, что различное сочетание этих характеристик позволяет выделить следующие четыре типа ВНД:

I тип - сильный,  уравновешенный, подвижный; 

II тип - сильный,  неуравновешенный, подвижный; 

III тип - сильный,  уравновешенный, инертный;

IV тип - слабый (неуравновешенный, инертный).

Таким образом, подводя итог вышесказанному, мы можем  заметить, что в начале XX в.   из двух разных областей знаний - физиологии и психологии - оформились две специальные  науки, которые занялись изучением  связей между психическими явлениями  и органическими процессами, происходящими  в мозге человека. Это физиология высшей нервной деятельности и психофизиология. Представители первой науки обратились к изучению тех органических процессов, происходящих в мозге, которые непосредственно  касаются управления телесными реакциями  и приобретения организмом нового опыта. Представители второй науки сосредоточили  свое внимание в основном на исследовании анатомо-физиологических основ психики. Общим для ученых, называющих себя специалистами по высшей нервной  деятельности и по психофизиологии, стало понятие научения, включающее в себя явления, связанные с памятью  и в результате приобретения организмом нового опыта одновременно обнаруживающиеся на анатомо-физиологическом, психологическом  и поведенческом уровнях.

И. П. Павлов, открыл, и первый назвал условный рефлекс. Его идеи послужили основанием для создания новых, более современных психофизиологических теорий.   Американский ученый К. Халл явился основоположником современной психофизиологической теории научения, объясняющей, каким образом организм приобретает и совершенствует жизненный опыт. К.Халл ознакомился с условными рефлексами Павлова, когда в 1927 появился перевод этой книги, и создал модель воспроизведения условных рефлексов. Она, по-видимому, была первой из множества созданных аналогичных моделей научения, еще до того времени, когда в экспериментальной психологии стали предпочитать компьютерное моделирование. Халл начал разработку сложных моделей "стимул—реакция". Он описывал цепь ответных реакций, способных существовать независимо от первичных стимулов. Так ему удалось механистически объяснить такие аспекты поведения и научения, как целенаправленное поведение и сила влечения, привлекательность целевого объекта, которые Толмен объявлял доказательством телеологичности поведения. Знакомство с психоаналитиками привело к включению понятий тревоги, влечения и редукции влечения в бихевиористские теории Халла и многих его учеников. Сперва он использовал принципы научения, напоминающие Павловские, но после знакомства в 1935 с книгой Торндайка Fundamentals of Learning стал полагаться на "закон эффекта" и редукцию влечений как необходимые условия усиления связи "стимул—реакция".                                                                                                                    Н. А. Бернштейн доказал, что даже простое движение, приобретенное при жизни, не говоря уже о сложной человеческой деятельности и поведении в целом, не может быть выполнено без участия психики. "Формирование двигательного акта, - писал он, - есть на каждом этапе активная психомоторная деятельность... Для каждого двигательного акта, потенциально доступного человеку, в его центральной нервной системе имеется адекватный уровень построения, способный реализовать основные сенсорные коррекции этого акта, соответствующие его смысловой сущности... Чем сложнее движение, тем многочисленнее и разнообразнее требующиеся для его выполнения сенсорные коррекции".

Наивысший уровень  регуляции вновь осваиваемых  сложных движений обязательно связан с сознанием человека и является ведущим для этого движения. Подчиненные  ему нижележащие уровни называются фоновыми. Эти компоненты обычно остаются за порогом сознания.

Как только движение превращается в автоматизированный навык и переключается с ведущего уровня на фоновый, процесс управления им, его контроля уходит из поля сознания. Однако в самом начале освоения нового движения сознание присутствует всегда. Исключение составляют только наиболее простые движения, для которых  в организме уже имеются готовые  врожденные или приобретенные механизмы. Характерным явлением, сопровождающим переключение движения с более высокого уровня на более низкий, выступает  снятие зрительного контроля и замена его проприоцептивным. Это явление  заключается в том, что субъект  оказывается в состоянии делать какую-то часть работы не глядя. Прежде чем вызвать поведенческую активность, обстановочная афферентация и пусковой стимул должны быть восприняты, то есть субъективно отражены человеком  в виде ощущений и восприятий, взаимодействие которых с прошлым опытом (памятью) порождает образ. Сформировавшись, образ сам по себе поведения не вызывает. Он обязательно должен быть соотнесен с мотивацией и той  информацией, которая хранится в  памяти.

Непосредственная  взаимосвязь между теорией науки  и ее историей общеизвестна. Без  обращения к историческим корням научного знания не может быть адекватно  осмыслена система идей и категорий, образующая его современный план. История не только предостерегает от воспроизведения прежних ошибок и повторного открытия одного и того же, она показывает также направление  движения - откуда и куда мы идем. "Память" науки, подобно памяти человека, сберегается  ради будущего. Это относится, разумеется, и к прошлому психологической  мысли. 
 
 

Охарактеризовать  представление о  внимании в психологии. Основные виды и свойства внимания. Теории внимания.

Важнейшей особенностью протекания психических процессов  является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т. п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.

Внимание —  это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Характеризуя  внимание как сложное психическое  явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т. е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других - несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание может  проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное  внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида внимания.

Различают три  вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

-Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание. Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание. Интерес как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам. Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное или волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое под держивает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду.

-Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.Итак, причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность.

Есть целый  ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания.

Сосредоточение  внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием.

Важным условием поддержания внимания является психическое  состояние человека. Утомленному  человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что к концу рабочего дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими-то другими мыслями, болезненное состояние и другие подобного рода факторы, значительно ослабляет произвольное внимание человека. Различают следующие свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемое™, устойчивость, колебание, переключаемое.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Обычно объем внимания зависит от специфически практической деятельности человека, от его жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4—6 объектам. Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме. Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств. Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями. Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.

Информация о работе Раскрыть основные направления исследования биологических основ психики в работах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, К. Халла, Н.А. Бернштейна, А.Р.