Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:52, доклад
Искаженное развитие — это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого типа дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА). Слово аутизм происходит от латинского слова autos — сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.
Ранний Детский Аутизм
Искаженное развитие — это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого типа дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА). Слово аутизм происходит от латинского слова autos — сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.
В настоящее время существует много подходов к проблеме РДА, и чтобы лучше понять эти подходы, необходимо обратиться к истории проблемы раннего детского аутизма в зарубежной и отечественной науке. Башина В. М. выделяет четыре основных этапа в становлении этой проблемы.
Первый, донозологический, период конца XIX — начала XX веков характеризуется отдельными упоминаниями о детях со стремлением к уходам и одиночеству.
Второй, так называемый доканнеровский, период, приходящийся на 20-40-е годы прошлого столетия, когда обсуждался вопрос о возможности выявления у детей шизофрении (Сухарева Г. Е., 1974).
Третий (1943-1970 гг.) ознаменован выходом в свет кардинальных работ по аутизму L. Каппег (1943) и Н. Asperger (1944). Впервые этот синдром был описан в 1943 г. американским детским психиатром Каннером (L. Каппег). Независимо от него австрийский психиатр Аспергер (Н. Asperger) в 1944 г. описал близкое состояние у детей, назвав его аутистической психопатией. В своей первой работе L. Каппег охарактеризовал РДА как особое состояние, с нарушениями общения, речи, моторики, которое он отнес к состояниям так называемого «шизофренического» спектра. Вроно М. Ш. и Башина В. М. (1975) рассматривали аутизм как аутистическое состояние, возникающее у ребенка после приступа шизофрении. Мнухин С. С. с соавторами еще в 1947 году выдвинул концепцию органического происхождения РДА.
Четвертый, послеканнеровский, период (1980-1990 гг.) характеризуется существенным отходом от позиции самого Каннера на ранний детский аутизм. РДА стал рассматриваться как неспецифический синдром разного происхождения.
К
настоящему времени сложилось представление
о двух типах аутизма: классическом аутизме
Каннера и варианте аутизма, в который
входят аутистические состояния разного
генеза.
КЛАССИФИКАЦИЯ РДА (РАМН, 1987 г.)
1.РАЗНОВИДНОСТИ
РДА:
1.1. синдром раннего инфантильного аутизма
Каннера / классический вариант (РДА);
1.2. аутистическая психопатия Аспергера;
1.3. эндогенный, постприступный (вследствие
приступов шизофрении аутизм);
1.4. резидуально-органический вариант
аутизма;
1.5. аутизм при хромосомных аберрациях;
1.6. аутизм при синдроме Ретта;
1.7. аутизм неясного генеза.
2. ЭТИОЛОГИЯ
РДА:
2.1. эндогенно-наследственная (конституциональная,
процессуальная), шизоидная, шизофреническая;
2.2. экзогенно-органическая;
2.3. в связи с хромосомным аберрациями;
2.4. психогенная;
2.5. неясная.
3. ПАТОГЕНЕЗ
РДА:
3.1. наследственно-
3.2. наследственно-процессуальный дизонтогенез;
3.3. приобретенный-постнатальный дизонтогенез.
Клиническая картина аутистического синдрома у детей с РДА определяется проявлениями отрешенности, с неспособностью к формированию общения, неспособностью к осознаванию посторонних персон и неодушевленных предметов /явлениями протодиакризиса/, отсутствием подражания, реакций на комфорт и дискомфорт, монотонно-однообразным характером поведения, с "симптомами тождества". Для них характерно господство влечений, противоположные желания, аффекты, представления, в поведении отсутствует единство и внутренняя логика.
У них
ослаблена эмоциональная
Во внешнем облике, при обычной миловидности, обращает на себя внимание взгляд, обращенный в пустоту, вовнутрь себя, взгляд, с преобладанием зрительного восприятия на периферии поля зрения. Моторика угловатая, движения неритмичные, "закостенелые", или неточные, ходьба на цыпочках, однообразный бег, прыжки с опорой не на всю ступню. Речь, обычно, не направлена к собеседнику, в периоде речи отсутствует экспрессия, жестикуляция, мелодика речи нарушена. Голос то тихий, то громкий. Произношение звуков самое разнос — от правильного до неправильного. Наблюдаются отклонения тональности, скорости, ритма, нет интонационного переноса, бессвязность, неспособность к диалогу. Длительно сохраняется тенденция к манерному словотворчеству. Экспрессивная речь разлипается с отставанием. В речи часты фразы-штампы. Фраза обычно краткая: ассоциации разрыхлены, имеет место смещение мыслей, исчезновение из фраз личных глагольных и местоименных форм, фраза обычно краткая с нарушениями грамматического и синтаксического строя речи. Речь может быть правильной и косноязычной, лепетной.
У многих детей отмечаются нарушения инстинктивной жизни, инверсия цикла сна, перверзность аппетита (перверзность - фрейдисткий термин, обозначающий стремление к удовлетворению низших потребностей), изменчивость мышечного тонуса до гипотонии или гипертонии.
После полутора — двух лет становится отчетливым нарушение последовательности вытеснения примитивных функций, сложными в пределах всех сфер деятельности, в этом выступает диссоциация развития личности.
Проблема реабилитации в общей проблеме раннего детского аутизма, остается краеугольной. Учитывая, что при отсутствии лечебно-коррекцнонной работы более чем в 70% случаев РДА наблюдается глубокая инвалидность.
Лечебная
помощь строится на базе индивидуальной
клинической верификации состояния ребенка
и представлена разными лечебными профилями:
психофармакотерапией, психотерапией
(индивидуальной и семейной физиотерапией,
массажем и другими се видами. Фармакотерапия
направлена на купирование психопатологических
проявлении болезни, вегето-сосудистой
и всгето-висцеральной дистонии, на активизацию
ребенка, на ослабление психического напряжения.
Медикаментозное лечение должно соотноситься
с высокой чувствительностью маленьких
аутистов к нейролептикам, транквилизаторам,
и необходимостью пребывания ребенка
в условиях дома, в пути, с неустойчивой
его активностью.
Коррекционная работа должна осуществляться
поэтапно, исходя из степени выраженности
аутистического дизонтогенеза ребенка
с РДА. Использовались адаптированные
для работы с аутистами обычные программы
по обучению и организации игр для обычных
и специализированных детских яслей и
садов. Используются два режима: щадящий
и активирующий. Адаптация ребенка к условиям
дневного стационара базируется на использовании
простейших — тактильных, пантомимических,
моторных форм контактов, протопатических
форм деятельности в условиях свободного
выбора и полевого поведения. Оценка состояния
рсбенка-аутиста, уровня его развития,
запаса знаний, поведенческих навыков
проводится комплексно всеми специалистами
и служит основой разработки индивидуального
плана коррекционных мероприятий. Направленная
деятельность ребенка РДА планируется
с учетом диссоциации психического развития.
Используется индивидуальная, а позднее
групповая игротерапия.
У нас в стране до настоящего времени для детей-аутистов ведущими остаются лечебные виды помощи в системе больниц (в системе здравоохранения). Но для реабилитации детей с РДА необходимы нестандартные учреждения, в которых можно было бы сочетать лечебную, педагогическую, логопедическую и другую коррекционную помощь. Реабилитационные подходы прежде всего базируются на том, что в клинике РДА основное место принадлежит аутистическим нарушениям поведения, речи, моторики, задержкам психического развития. Отмеченный круг расстройств способствует вторичному углублению психического недоразвития.
Коррекционная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов-воспитателей, сестер-воспитательниц, музыкального работника (эвритмиста).