Рациональное познание

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:57, лекция

Описание работы

Термин "мышление" знаком каждому. Житейская мудрость отмечает, что каждый человек считает себя умным или достаточно умным. На этот счет существует известная поговорка из разряда психологических: "Каждый жалуется на свою память, но никто не жалуется на свой ум".

Понятием "мышление" обозначается одна из фундаментальных и исключительно значимых для человека психологических способностей. Фундаментальной эта способность является в силу того, что в мышлении человек проявляется как родовое существо, разум является его отличительной чертой. Этот факт обусловливает социальную и личностную значимость для человека мышления.

Содержание

1. Мышление как психологический феномен

 2. Типология и качества мышления

 3. Мышление как процесс решения задач

 4. Понятие интеллекта и методики его изучения

 5. Воображение его формы и механизмы

 6. Общее понятие о языке и речи

 7. Этапы построения развернутой речи и проблема единиц ее анализа

 Список рекомендуемой литературы

Работа содержит 1 файл

доп материал Рациональное познание.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

        Преднамеренное воображение - воображение, создающее образы (грезы), связанные с волей, которая способствует их воплощению в жизнь.

        Непреднамеренное воображение - воображение, наблюдаемое при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

Формы воображения

В психологии также, кроме видов воображения, различают формы воображения. К формам воображения относятся:

        мечта;

        фантазия;

        грезы;

        сновидения;

        галлюцинации. (См. дополнительный иллюстративный материал)

Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего - в мечтании.
     Мечта - создание образа желаемого будущего, необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсроченным. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретной личности. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее (т.е. то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ.
     Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:

        ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;

        слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой пока еще тенденции);

        эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;

        стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Фантазия - форма воображения, в которой изменяется облик действительности, отраженной в сознании. Для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и потому обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, в значительной мере спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимся в процессе деятельности.
     Фантазии возникают при падении интенсивности сознательного, в результате чего становится проницаемым барьер, отделяющий его от подсознательного (сон, переутомление, бред). Согласно взглядам Зигмунда Фрейда (1856-1939), фантазия - так называемые сны наяву - это бессознательное или сознательное иллюзорное исполнение честолюбивых и эротических желаний, не переживаемых галлюцинаторно. Форма выражения конституциональных свойств личности, ее вытесненных стремлений, влечений и желаний, посредством которой человек с помощью воображения сглаживает недостатки реального мира и собственные неудачи. В общем, фантазии-желания воплощаются либо опосредованно - путем художественного и научного творчества, либо ведут к неврозу. Наряду с путем от реальности к фантазии, как формы удовлетворения, существует и путь от фантазии к реальности, примером которому служит искусство.
     Галлюцинация - форма воображения, в которой переживаются образы при отсутствии какой бы то ни было внешней стимуляции. Патологическое нарушение перцептивной деятельности, состоящее в восприятии объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств. С точки зрения материализма - продукт внутреннего мира, проекция представлений в реальное пространство. Возникают вследствие непроизвольного, не зависящего от субъекта проецирования образов вовне и локализации их в пространстве и времени, что ведет к переживанию этих, спонтанно возникших в сознании, образов как объективной реальности.
     Образы воображения также различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В этой связи выделяют:

        реалистическое воображение, которое отражает действительность, предвосхищает события;

        фантастическое воображение, которое "отлетает" от действительности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Механизмы воображения

Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах, которые выступают в качестве основных механизмов воображения:

        агглютинация - соединение не соединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;

        гиперболизация, или акцентирование, - увеличение или уменьшение предмета, изменение качеств его частей;

        заострение - подчеркивание каких-либо признаков;

        схематизация - сглаживание различий и умаление черт сходства между ними;

        типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Проблемы для обсуждения:
1. Психологические особенности воображения и его связь с другими познавательными процессами.
2. Основные виды воображения и их характеристика.
3. Основные формы воображения и их характеристика.
4. Характеристика основных механизмов воображения.

7.6. Общее понятие о языке и речи

        Сущность и признаки языка и речи

        Функции речи

        Формы и виды речи

        Типы речи

        Свойства речи

Сущность и признаки языка и речи

В процессе мышления человек использует различного рода средства:

        практические действия;

        образы и представления;

        модели;

        схемы;

        символы;

        знаки;

        язык. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Опора на эти культурные средства, орудия познания характеризует такую особенность мышления, как его опосредствованность. Наиболее важным средством опосредования мышления является речь и язык. Человеческое мышление - это речевое мышление, т.е. неразрывно связанное с речью. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Формирование человеческого мышления в онтогенезе возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка.
     В психологической науке речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли. Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем. Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл. Если язык - объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки - языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемым "психолингвистикой".
     Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.
     Выделяются следующие признаки языка:

        исторически сложившееся средство общения;

        развивается относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением;

        отражает психологию народа;

        система условных знаков, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Выделяются следующие признаки речи:

        выражает психологические особенности отдельно взятого человека;

        наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Речь также понимается как совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же звучание, что и соответствующая им система письменных знаков. Знак - символ или объект, служащий заменителем другого объекта.

Функции речи

Речь выполняет определенные функции:

        воздействия;

        сообщения;

        выражения;

        обозначения.

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказ от них.
     Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.
     Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.
     Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Формы и виды речи

Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах. В психологии в основном различают две формы речи:

1.       внешнюю;

2.       внутреннюю. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

1. Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Внешней речи могут быть присущи:

        жаргон;

        интонация.

Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Внешняя речь включает следующие виды:

        устную:

o         диалогическую и;

o         монологическую; (См. дополнительный иллюстративный материал.)

        письменную (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.
     Диалог (от греч. dialogos - разговор, беседа) - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций. Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.
     Монолог - вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Для монологической речи характерны:

        последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;

        грамматически правильное оформление;

        выразительность голосовых средств. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего. Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.
     Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.
     2. Внутренняя речь (речь "про себя") - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения. Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью. Предикативность - характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).

Типы речи

Речь человека может быть как с понятийной, так и с лингвистической точек зрения двух типов:

        развернутой;

        сокращенной.

В развернутом типе речи говорящий использует все возможности символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленные языком. Этот тип речи характеризуется большим словарным запасом и богатством грамматических форм, частым употреблением предлогов для выражения логических, временных и пространственных отношений, использованием безличных и неопределенно-личных местоимений, употреблением подходящих понятий, уточняющих прилагательных и наречий для обозначения того или иного специфического положения дел, более выраженным синтаксическим и грамматическим структурированием высказываний, многочисленной подчинительной связью компонентов предложения, свидетельствующей о предвосхищающем планировании речи.
     Сокращенное речевое высказывание достаточно для понимания среди хорошо знакомых людей и в знакомой обстановке. Однако оно затрудняет выражение и восприятие более сложных, абстрактных мыслей, связанных с тонкими различениями и дифференциальным анализом скрытых взаимосвязей. В случае теоретического мышления человек чаще пользуется развернутой речью. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Свойства речи

Речь имеет свои свойства:

        содержательность - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;

        понятность - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

        выразительность - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной; (См. дополнительный иллюстративный материал.)

        действенность - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Проблемы для обсуждения:
1. Основные признаки речи и языка.
2. Характеристика основных видов речи.
3. Основные функции и формы речи.
4. Свойства речи и их краткая характеристика.

7.7. Этапы построения развернутой речи и проблема единиц ее анализа

        Содержание основных этапов построения развернутого речевого высказывания

        Архитектоника наук, изучающих речь

Информация о работе Рациональное познание