Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 08:49, реферат
Рациональная организация жизнедеятельности является системой жизни любого человека, которая с учетом необходимых и возможных условий обеспечивает ему высокий уровень здоровья и благополучия в сферах профессионального, социального, семейного и культурного бытия. Целью рациональной организации жизнедеятельности является наиболее эффективное использование методов и средств сохранения и укрепления здоровья в конкретных условиях жизни для максимально полной реализации возможностей человека в личной и общественной сферах деятельности.
Введение
Факторы рациональной организации жизнедеятельности работника умственного труда
Планирование и организация рациональной жизнедеятельности
Заключение
Литература
Министерство Украины по чрезвычайным ситуациям
Национальный
университет гражданской защиты
Украины
Кафедра
общей психологии
РЕФЕРАТ
на тему:
«Рациональная
организация жизнедеятельности»
План
Рациональная организация
жизнедеятельности является системой
жизни любого человека, которая с учетом
необходимых и возможных условий обеспечивает
ему высокий уровень здоровья и благополучия
в сферах профессионального, социального,
семейного и культурного бытия.
Целью рациональной организации жизнедеятельности
является наиболее эффективное использование
методов и средств сохранения и укрепления
здоровья в конкретных условиях жизни
для максимально полной реализации возможностей
человека в личной и общественной сферах
деятельности. Построение рациональной
системы жизнедеятельности представляет
собой длительный и трудоемкий процесс,
так как предполагает учет широкого круга
факторов, условий, в которых протекает
жизнь данного человека. Рациональная
организация жизнедеятельности должна
строиться с учетом всего многообразия
индивидуальных гено- и фенотипических,
возрастных, половых и т. д. особенностей
данного человека, и, с этой точки зрения,
она будет пригодна лишь для данного индивидуума.
С другой стороны, такая организация должна
служить максимально полной реализации
возможностей человека. Задачами рациональной
организации жизнедеятельности в отношении
профессионального статуса человека должны
быть, во-первых, обеспечение высокого
уровня профессиональной работоспособности,
а во-вторых - минимизация неблагоприятных
факторов профессиональной деятельности,
влияющих на здоровье человека.
Как говорилось ранее, организация жизнедеятельности человека определяется многими обстоятельствами: индивидуальными, социальными, семейно-бытовыми, культурологическими, профессиональными. Здесь будут рассмотрены факторы рациональной жизнедеятельности применительно к работникам умственного труда. Это обусловлено как профессиональной ориентацией настоящего учебника на учителей, студентов и школьников, так и тем условием, что умственная деятельность во многом определяет и послерабочий режим человека, то есть практически обусловливает всю жизнедеятельность человека. К умственному труду относят деятельность, которая характеризуется большим умственным и эмоциональным напряжением при слабой мышечной активности. К нему можно отнести многие виды труда, которые заметно различаются по организации производственного процесса, распределению нагрузки, степени нервно-эмоционального напряжения и т.д.
Условно можно выделить следующие группы умственного труда:
— выполняемый по заранее разработанному плану и требующий преимущественно напряжения мыслительных процессов: труд инженеров, экономистов, бухгалтеров и др.;
— отличающийся неравномерностью нагрузки и необходимостью принимать оперативные нестандартные решения, типичный для руководителей учреждений, предприятий, коллективов и.т.д.;
- с нерегламентированным графиком труда, обусловленным созданием новых продуктов творческой деятельности, и требующий периодического высокоактивного нервно-эмоционального напряжения: такой труд свойствен научным работникам, конструкторам, писателям, артистам, художникам и др.;
— с особой ответственностью
и высоким нервно-
— с высокой плотностью межличностных контактов и возможностью конфликтов при необходимости выполнения запланированного объема работы в жестко регламентированный период времени, характерный для педагогов; - с освоением новых знаний, требующих поддержания высокого уровня внимания, памяти и т.д. в течение длительного времени — труд учащихся и студентов.
Интеллектуальный труд в процессе эволюции возник гораздо позже мышечного и свойствен лишь человеку. С учетом того обстоятельства, что темпы охвата контингента и интенсивность самого умственного труда в истории цивилизации исключительно велики, можно считать, что на протяжении развития человека как вида в его организации еще не сформировались механизму удовлетворительной адаптации к нему. По-видимому, это обусловлено двумя взаимопротивоположными обстоятельствами. Во-первых, объем информации в мире каждые 10—12 лет удваивается, что ведет к заметному уплотнению объема информации, которую человек должен усвоить в единицу времени, — это требует от него высокой психической устойчивости, длительных нервных напряжений, длительного поддержания внимания и т.д. Во-вторых, пропорционально снижается двигательная активность работника, занятого в сфере умственного труда. При сочетании обоих этих условий наступающее умственное утомление в отличие от мышечного не приводит к прекращению работы, а, продолжаясь, ведет к перевозбуждению и невротизации. Накапливаясь во времени и углубляясь, эти сдвиги ведут в дальнейшем уже к переутомлению со стойким снижением работоспособности и к развитию многих соматических заболеваний, выражающихся в хронической патологии различных функциональных систем организма. Самым серьезным отрицательным для здоровья фактором умственной деятельности является гиподинамия.. Вот почему необходимо отметить, что у представителей умственного труда часто отмечаются ухудшения в состоянии сердца, склеротические изменения сосудов, нарушения артериального давления, ослабление дыхательной функции, застой крови в нижних долях легкого, в полости живота, в нижних конечностях и т.д. В связи с нарушениями в желудочно-кишечном тракте возникают изменения обмена веществ и самочувствия, часто развивается первичное (алиментарное) ожирение и т.д. Специфика интеллектуального труда заключается и в том, что даже после прекращения работы мысли о ней не покидают человека, и рабочая доминанта сохраняется в ЦНС достаточно долго. Последнее обстоятельство обусловливает частое развитие у представителей умственного труда неврозов, которые сами по себе являются непосредственным фактором возникновения многих патологических реакций. Степень влияния умственного труда на работника определяется многими факторами, суммарное действие которых в конечном итоге предопределяется эффективностью адаптации его организма к самой работе, то есть уровнем его работоспособности. Последняя, в свою очередь, зависит от:
— индивидуальных особенностей работника — гено- и фено-типических, половых, возрастных, то есть тех, которые от него самого не зависят, но должны обязательно учитываться в его профессиональной деятельности;
— образа жизни работника, определяющего текущее состояние его здоровья;
— физического развития и физической подготовленности работника;
— степени освоения работником навыков профессиональной деятельности;
- организации
и физических характеристик
— психо-социальных факторов: настроения, самочувствия, мотивации и т.д.
Работоспособность
работника умственного труда
характеризуется закономерной динамикой
в течение рабочего дня. Ее исходное
значение, как правило, оказывается
низким.
Было замечено, что наиболее продуктивно и эффективно работают и достигают успеха, живут здоровой, полноценной и интересной жизнью те люди, жизнедеятельность которых определенным образом регламентирована жизненными приоритетами, временными границами их реализации и осознанным использованием адекватных этим приоритетам средств. Регламентация же жизнедеятельности в своей основе имеет четкое планирование, построенное на предпосылке наиболее рационального использования времени в соответствии с жизненными установками, индивидуальными особенностями, спецификой и режимом профессиональной деятельности, семейным статусом и при условии ее здоровьесберегающей и здоровьесозидающей направленности. Время как физическая величина представляет для человека особую ценность, так как каждому из людей генетической программой определена его некоторая величина. В связи с этим перед человеком стоят задачи, с одной стороны, не укорачивать это время, а с другой — максимально эффективно его использовать. Нетрудно видеть, что в обоих случаях непременным условием решения этих задач является обязательное планирование. Отсутствие планирования ведет к тому, что, согласно одному из законов Паркинсона, работа растягивается по мере заполнения ее времени — то есть если не определены временные границы, то любая работа может откладываться достаточно долго или завершение начатой работы может быть отсрочено на неопределенный срок. Многочисленные примеры высокоорганизованных людей — учёных, общественных деятелей, предпринимателей и др. — показывают, что нельзя говорить о дефиците времени, а лишь о неправильной организации времени, когда либо акцент переносится с основных приоритетов на второстепенные, либо вообще не ведется учет времени - - тогда из минут складываются дни, из дней — недели и годы нерационально прожитой жизни. Кроме того, записанное в планах есть перенос будущего в настоящее, что делает мечты (о счастье, успехе и т.д.) более осознанными. С другой стороны, планирование позволяет придать жизнедеятельности определенную систему, когда «сегодня» является продолжением «вчера» и началом «завтра». Несомненным достоинством планирования является и то, что сам этот процесс скорее «письменная» работа, которая позволяет разумно оценить приоритеты и на основании реально складывающейся ситуации и своих возможностей ставить достижимые цели. Планирование может носить и разовый характер (например, на день или неделю), однако при этом теряется перспектива и сиюминутные приоритеты могут отрицательно сказаться на более важных для будущей жизни. Действительно, у каждого человека должны быть стратегические жизненные цели, которые реализуются тактически в каждый данный отрезок времени. Причем важно, что любые изменения в уровне здоровья человека ведут к несомненному срыву планов, поэтому сама забота о здоровье должна быть одной из приоритетных и стратегических, и тактических задач. Планирование режима жизнедеятельности работника умственного труда должно решать следующие задачи (разумеется, с учетом регламента профессиональной деятельности — графика работы, учебного расписания и др.):
— рациональное
распределение времени для
— обеспечение и поддержание высокого уровня умственной работоспособности с учетом индивидуального характера ее изменений в течение дня;
— обеспечение
чередования видов
— создание условий
для целенаправленных занятий своим здоровьем.
Взвесив свои возможности,
особенности своей
1. Бароян P.O. Труд и здоровье / Р.О. Бароян. - М., 1979.
2. Голицына И.И., Карасева Т.В. Основы валеологии / И.И. Гольцына, Т. В. Карасева. – СПб, 1996.
3. Медведев В. И. Физиологические принципы разработки режимов труда и отдыха / В.И Медведев. - Л., 1984.
Информация о работе Рациональная организация жизнедеятельности