Пути и способы разрешения межэтнических конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 14:16, контрольная работа

Описание работы

Современное человечество представляет собой довольно сложную этническую систему, включающую в себя несколько тысяч различного рода этнических общностей (наций, народностей, племен, этнических групп и т.п.). При этом все они отличаются друг от друга как своей численностью, так и уровнем развития.

Содержание

1. Глава 1. Специфика этнических конфликтов и их причины………………
2. Глава 2.Динамика и типология этнических конфликтов………………….
3. Глава 3.Формы и способы регулирования этнических конфликтов……….

Работа содержит 1 файл

этнология.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

     Третий  способ разрешения конфликта может  заканчиваться взаимным выигрышем  сторон в виде достижения согласия по основным вопросам и установления конструктивного взаимодействия. Такой исход конфликта чаще всего становится возможным при наличии у обеих сторон политической воли к позитивному разрешению конфликта. Независимые посредники могут показать конфликтующим сторонам возможность их дальнейшего сотрудничества в разрешении стоящих перед ними общих проблем. Такая форма урегулирования конфликта является вполне реалистичной, поскольку придает конфликту не разрушительное, а созидательное содержание. При этом конфликт переходит в латентное состояние на продолжительное время. 

     Специфика регулирования конфликтов на разных стадиях их развития. Как мы отмечали выше, этнический конфликт имеет свои этапы (фазы) созревания, для каждого  из которых характерны свои приемы и способы его урегулирования. Согласно данным современной этнической конфликтологии, каждый межэтнический конфликт имеет по крайней мере четыре фазы (периода) в своем развитии: латентный период, проявление конфликта, активное течение конфликта, последствия конфликта. 

     В течение латентного периода для предотвращения конфликта прежде всего следует: 

     - добиться практической реализации  принципа гражданского равноправия; 

     - в новых национально-государственных  образованиях следует начинать  свою деятельность с нулевого  варианта гражданства; это значит, что все люди, живущие на территории государства, должны иметь возможность для получения гражданства; 

     - проводить политику социально-экономического  выравнивания условий жизни всех  этнических групп, а особенно  подвергшихся ранее дискриминации; 

     - реализовывать принципы федерализма равным образом для всех этнических групп. 

     Перерастание  конфликта во вторую фазу можно определить по целому ряду характерных для нее  признаков: усиление взаимных обвинений  в злонамеренности; появление сообщений  о зверствах, чинимых какой-либо этнической группой; требования чрезвычайных мер для защиты угнетаемых этнических групп или этнических меньшинств; начало этнической миграции. Для снятия этнической напряженности в этот период необходимо: 

     - создавать этнически нейтральные подразделения полиции и армии с определением их четких функций и полномочий в конфликтных действиях; 

     - организовать подачу и изложение  точной и непредвзятой информации  о конфликте во всех средствах  массовой информации; 

     - осуществлять особый контроль  за сохранностью и движением оружия; 

     - максимально строго преследовать  по закону организаторов уличных  беспорядков с неукоснительным  и точным исполнением приговоров. 

     В период активного течения конфликта  главной задачей является максимально  быстрое прекращение военных действий, для чего необходимо принять следующие меры: 

     - удаление из зоны конфликта,  арест или временное задержание  сторонников экстремистских методов  разрешения конфликта; 

     - предотвращение раскола по этническому  признаку в государственных и  силовых структурах, обеспечивающих общественный порядок; 

     - введение особого контроля за  средствами связи и объективностью  средств массовой информации; 

     - создание механизма прекращения  боевых действий и начало переговорного  процесса; 

     - проведение комплекса мер по сведению к минимуму количества человеческих жертв и материального ущерба (отвод вооруженных формирований, создание нейтральных зон, организация безопасных населенных пунктов и городов); 

     - предотвращение мародерства и  военных преступлений. 

     Наконец, четвертая фаза развития конфликта предусматривает устранение последствий конфликтных действий и примирение конфликтующих сторон. Для решения этих задач необходимо: 

     - дать общую оценку последствий  конфликта и объявить программу  (план) воссоздания единства гражданского общества на условиях национального примирения; 

     - придать восстановительному процессу  этнически нейтральный характер (освобождение заложников, возврат  беженцев, ответственность за присвоение  чужой собственности, организация  медицинского обслуживания); 

     - не допускать героизации террористов  и экстремистов во избежание  превращения их в политических  лидеров; 

     - начать общественный диалог всех  этнических групп для реформирования  общества; 

     - отказаться от драматизации конфликта  и не допустить его фиксации в «исторической памяти» этноса, чтобы последующие поколения не могли возродить вновь «дух конфликта». 

     Кроме того, все перечисленные способы  и методы регулирования этнических конфликтов в каждом из периодов их развития могут быть дополнены методами ослабления и торможения конфликтов. К такому типу методов можно отнести метод деконсолидации конфликтующих сторон, который означает отделение с помощью специальных мер наиболее радикальных элементов или групп от других, более склонных к компромиссам и переговорам. 

     Как показывает практика, эффективным методом  ослабления и торможения конфликта  является использование разного  рода санкций (от символических до военных) по отношению к конфликтующим  сторонам. В качестве санкций обычно применяются прекращение поставок вооружения и боеприпасов, горюче-смазочных материалов воюющим сторонам, торговых и экономических отношений. Военные санкции (вооруженное вмешательство) считаются допустимыми в этническом конфликте, если в ходе него имеют место массовые нарушения прав человека. 
 

     Весьма  эффективным методом ослабления этнических конфликтов зарекомендовал себя метод краткого прерывания конфликта  путем объявления прекращения боевых действий или моратория на них. В  результате этого быстро меняется общий  эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает общая консолидированность групп в конфликте. 

     Урегулирование  и прекращение межэтнических  конфликтов являются жизненно важной необходимостью существования любого полиэтнического сообщества. Конфликтные межэтнические отношения, характер и тенденции их развития всегда негативно влияют на основные процессы социально-экономического, культурного и политического развития любого государства. Они не просто задерживают и нарушают ход общественного развития, но и способны изменить всю его ориентацию, породить новые негативные тенденции, заложить основу для будущих конфликтов других поколений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

1.  Доронченков  А. И. Межнациональные отношения  и национальная политика в России: актуальные проблемы теории, истории и современной практики. -СПб., 1995.

2.  Дробижева  Л. М. Этнополитические конфликты:  Причины и типология // Россия  сегодня: трудные поиски свободы. - М., 1993.

3.  Здравомыслов  А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М., 1997.

4.  Идентичность  и конфликт в постсоветских  государствах. - М., 1997.

5.  Конфликтная  этничность и этнические конфликты. - М., 1994.

6.  Лебон  Г. Психология народов и масс. - СПб., 1995.

7.  Мнацаканян  М. О. Этносоциология: Нации, национальная  психология и межнациональные  конфликты. - М., 1998.

8.  Мукомелъ  В. И. Вооруженные межнациональные  и региональные конфликты: людские  потери, экономический ущерб и социальные последствия // Идентичность и конфликте постсоветских государствах. - М., 1997.

9.  Сикевич  З.В. Социология и психология  национальных отношений. - СПб., 1999.

10.  Стрелецкий  В.Н. Этнотерриториальные конфликты:  Сущность, генезис, типы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. - М., 1997.

11.  Тишков  В. А. Очерки теории и политики  этничности в России. - М., 1997.

12.  Этничность  и власть в полиэтнических  государствах. - М., 1994.

Информация о работе Пути и способы разрешения межэтнических конфликтов