Публичное выступление

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:17, реферат

Описание работы

Цель данной работы - анализ психологических аспектов подготовки и проведения публичных выступлений. В данной работе изложен материал, касающийся проблемы публичных выступлений, который раскрывает процесс выступления с различных сторон.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Понятие публичной речи…………………………………………………..4
Виды публичного выступления…………………………………………...6
Подготовка к выступлению и поведение во время выступления……...10
Внешний вид выступающего…………………………………………….10
Невербальные сигналы во время выступления…………………………12
Основные рекомендации и принципы Д. Карнеги……………………...16
Заключение………………………………………………………………..19
Использованная литература……………………………………………...20

Работа содержит 1 файл

публичное выступление.docx

— 37.40 Кб (Скачать)

       Речь в дружеском кругу, при  деловом общении и личном общении  имеет разные формы. Например, готовясь к выступлению перед  коллегами, нужно предусмотреть  следующие моменты: приветствие и указание на смысл мероприятия; обзор проделанной работы коллегами, лучше с каким-либо рассказом или шутливым комментарием; выражение надежды на дальнейшее сотрудничество; пожелания.

     Развлекательная речь не содержит иной цели, кроме заключающейся  в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Её часто  услышишь на банкете, или в ином месте, где люди встречаются, чтобы приятно  провести время.

       Воодушевляющая речь - Агитационные  речи в общем можно разбить  на 3 группы: речи с целью воодушевить;  речи с целью убедить; речи  с целью вызвать активную реакцию.  На деле эти три подвида  нередко перекрывают друг друга.  Большинство речей с целью  убедить вызывают действенные  порывы.

       Убеждающая речь - убедить - значит  логическими доводами доказать  или опровергнуть какое либо  положение. Такая речь стремиться  определить образ мышления и  поведения, но не представляет  собой призыва к непосредственному  действию.

       Призывающая к действию речь - слушателя призвали к новому, к продолжению или прекращению  прежнего. Призыв к действию бывает  прямым и косвенным. Действие  может наступить, когда-нибудь  или немедленно.

     Красноречие тоже имеет своё деление на роды и бывает:

      1. Социально политическое красноречие  (политическая речь, митинговая речь, агитационная речь)

      2. Академическое красноречие (лекции, научный доклад, научное сообщение)

      3. Судебное красноречие (обвинительная  речь, защитительная речь, речь обвиняемого  в свою защиту)

      4. Социально бытовое красноречие  (похвальная речь, застольная речь, поминальная речь)

      5. Богословско-церковное красноречие  (проповедь, речь на соборе). 

     Подготовка  к выступлению  и поведение во время выступления

     Внешний вид выступающего 

     Первое  впечатление об ораторе складывается до того, как он начинает говорить по его внешнему виду. Причем внешний  вид включает в себя и одежду, и манеру поведения, и походку, и  выражение лица, и жестикуляции, и т.д. Слушатели хотят знать, что  он представляет сам по себе, т.е. они  хотят сразу составить мнение об ораторе — положительное или отрицательное — и, сами того не осознавая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне оратора и воспримут ли они то, что он им скажет. Поэтому, когда придется встать и взять слово, оратор должен быть уверен, что его внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановки. Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. Ничто у вас или при вас не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины должны быть чисто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы, и убрать торчащие из бокового кармана карандаши и ручки. Женщинам рекомендуется, по крайней мере, оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти — это помешает слушать, что вы говорите.

     Надлежащие  манеры оратора имеют более существенное значение, чем его внешность. В  самом деле, если он развернется, то заставит забыть о своей внешности. Поэтому каждый оратор не должен подстраиваться под строгие шаблоны, он должен обладать индивидуальностью, чтобы создать  дружескую атмосферу и, таким  образом, заинтересовать слушателей, привлечь их внимание. Оратор — живой человек, а не говорящий автомат.

     Не  суетитесь. Спокойно направляйтесь  к избранному месту. Не перебирайте  на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в  порядок прическу, не поправляйте  галстук. Обо всем этом надо думать заранее. С другой стороны, не начинайте  речь, пока не займете удобное и  устойчивое положение. Примите нужную позу сразу, сделав последний шаг. Не смотрите вниз на ноги или руки и  тем более не смотрите сразу в  записи. Всё это позволит вам создать  образ уверенного и знающего своё дело человека, что непременно привлечёт  слушателей.

     Мимика  также важна для оратора. Случалось  ли вам когда-нибудь заглянуть через  застекленную дверь в аудиторию  и понаблюдать за лицом оратора  во время речи? Вы его не слышите, но разве нельзя правильно оценить  силу его выражений? Если слушатели  действительно заинтересованы, они  будут смотреть на лицо оратора. Лицо его должно быть серьезно. Но следите  за собой. Может случиться, что благодаря  умственному напряжению вы начнете  хмуриться или, мысленно витая где-то в пространстве, примете отчужденный  вид.

     Практиковаться  перед зеркалом крайне необходимо, чтобы иметь представление о  мимике во время речи. Изучайте свое лицо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набегающие складки, расправляйте нахмуренные брови. А  может быть, что еще хуже, лицо у вас во время речи совершенно ничего не выражает. Если на нем «застывшее»  выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры. Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями — печалью, радостью и т.д., наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.

     При жестикуляции необходимо пользоваться следующими правилами:

     а) Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности  в нем. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится  что-то вроде жеста, которым распугивают  кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у новичков.

     б) Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается  в подчеркивании жестом.

     в) Управляйте жестами. Не старайтесь походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция — элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать  от подкрепляемого им слова.

     г) Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним  и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.

     д) Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в  противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию.

     Итак, все вышеперечисленные рекомендации позволят привлечь и удержать интерес аудитории, необходима постоянная практика и упражнения.

     Невербальные  сигналы во время  выступления 

     Невербальное  общение, более известное как  язык поз и жестов, включает в  себя все формы самовыражения  человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения, а, следовательно, и публичного выступления. Если при помощи внешнего вида оратор создаёт образ и привлекает внимание аудитории, то при помощи невербального общения получает обратную связь от слушателей.

     Особенно  ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни. Психологи давно установили, что  человек подсознательно доверяет больше не словам, а тому, как они были сказаны; степень доверия человека словам составляет всего лишь 20%, тогда  как степень доверия к невербальному  общению (позе, жестам, взаиморасположению собеседников) – 30%. Но больше всего  мы доверяем интонациям выступающего и другим паралингвистическим компонентам  невербального общения (темп речи, пауза, смешки и т.д.).

     Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в  виду, что он обладает способностью читать невербальные сигналы другого  человека и сравнивать эти сигналы  с вербальными сигналами. Другими  словами, когда мы говорим, что у  нас предчувствие, или что "шестое чувство" подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы в действительности имеем в виду, что заметили разногласие  между языком тела и сказанными этим человеком словами. Лекторы называют это чувством аудитории. Например, если слушающие сидят глубоко в  креслах с опущенными подбородками и скрещенными на груди руками, у восприимчивого человека появится предчувствие, что его сообщение  не имеет успеха. Он поймет, что нужно  что-то изменить, чтобы заинтересовать аудиторию. А невосприимчивый человек, соответственно, не обратит на это  внимания и усугубит свою ошибку. Поэтому  чтобы стать успешным оратором, необходимо знать и уметь анализировать  невербальные сигналы аудитории, по которым можно судить о впечатлении, произведенной речью на слушателей и эффективности выступления.

     В данном пункте рассмотрим невербальные сигналы (заложенные у людей на подсознательном уровне), которые наиболее значимы для публичных выступлений.

     Жесты открытости.

     Традиционно выделяют открытую и закрытую позы. Открытая поза свидетельствует об открытости слушателя и его восприимчивости  к тому, что скажет оратор. Закрытая же поза, явными маркерами которой  считаются скрещивания ног или  рук, свидетельствует о меньшей  вовлечённости.

     Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют  о недоверии к вам, сомнении в  вашей правоте. В этих случаях  слушатель машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего он старается  не смотреть на вас, отводя взгляд в  сторону. Другой показатель скрытности – несогласованность жестов. Если враждебный по отношению к вам  или защищающийся человек улыбается, то это означает, что он за искусственной  улыбкой пытается намеренно скрыть свою неискренность.

     Жесты размышления и оценки отражают состояние  задумчивости и стремление найти  решение проблемы. Задумчивое (размышляющее) выражение лица сопровождается жестом «рука у щеки». Этот жест свидетельствует  о том, что слушателя что-то заинтересовало. Остается выяснить, что же побудило его сосредоточиться на проблеме.

     Жест  «пощипывание переносицы», который  обычно сочетается с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности  и напряженных размышлениях. Когда  слушатель находится на стадии принятия решения, он почесывает подбородок. Этот жест обычно сопровождается прищуриванием  глаз – слушатель как бы рассматривает  что-то вдали, как бы пытаясь найти  там ответ на свой вопрос.

     Когда слушатель подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а  указательный палец вытягивает вдоль  щеки (остальные пальцы находятся ниже рта) – это является красноречивым свидетельством того, что он критически воспринимает ваши доводы.

     Жесты сомнения и неуверенности чаще всего  связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки под мочкой уха  или же боковой части шеи (обычно делается пять почесывающих движений).

     Прикосновение к носу или его легкое потирание  – также знак сомнения. Правда, здесь  следует сделать предостережение: иногда люди потирают нос потому, что  он чешется. Однако те, кто чешет  нос, обычно делают это энергично, а  те, для кого это служит жестом, лишь слегка его потирают.

     Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании  слушать достаточно красноречивы. Если во время беседы слушатель опускает веки, то это сигнал о том, что  вы для него стали неинтересны  или просто надоели, или же он чувствует  свое превосходство над вами. Если вы заметили подобный взгляд у своего слушателя, то учтите следующее: необходимо что-то изменить, если вы заинтересованы в успешном завершении выступления.

     Жест  «почесывание уха» свидетельствует  о желании собеседника отгородиться от слов, которые он слышит. Другой жест, связанный с прикосновением к  уху, - потягивание мочки уха –  говорит о том, что собеседник наслушался вдоволь и хочет высказаться  сам.

     В том случае, когда собеседник явно хочет быстрее закончить беседу, он незаметно (и порой неосознанно) передвигается или поворачивается в сторону двери, при этом его  ноги обращаются к выходу. Поворот  тела и положение ног указывают  на то, что ему очень хочется  уйти. Показателем такого желания  является также жест, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает  их в сторону. В этой ситуации следует  чем-то заинтересовать собеседника  либо дать ему возможность уйти. Если вы будете продолжать разговор в  том же ключе, то вряд ли добьетесь  желаемого результата.

     Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими. К  ним относится жест «закладывание  рук за спину с захватом запястья». От этого жеста следует отличать жест «руки за спиной в замок». Он говорит о том, что человек  расстроен и пытается взять себя в руки. Интересно, что чем больше сердит человек, тем выше передвигается  его рука по спине. Именно от этого  жеста пошло выражение «возьми  себя в руки».

     Жестом  уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими является и жест «закладывание рук за голову». Многие ораторы раздражаются, когда  кто-нибудь демонстрирует его перед ними.

     Жесты несогласия можно назвать жестами  вытеснения, поскольку они проявляются  вследствие сдерживания своего мнения. Собирание несуществующих ворсинок с костюма является одним из таких  жестов. Слушатель, собирающий ворсинки, обычно сидит, отвернувшись от других, и смотрит в пол. Это наиболее популярный жест неодобрения. Это является признаком того, что ему не нравится все, что здесь говорится, даже если на словах он со всем согласен.

     Жесты готовности сигнализируют о желании  закончить разговор или встречу  и выражаются в подаче корпуса  вперед, при этом обе руки лежат  на коленях или держатся за боковые  края стула. Если любой из этих жестов проявляется во время разговора, то следует брать инициативу в  свои руки и первым предложить закончить  беседу. Это позволит вам сохранить  психологическое преимущество и  контролировать ситуацию.

Информация о работе Публичное выступление