Психотерапия депрессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Депрессия (от лат. deprimo «давить», «подавить») — это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.) и двигательной заторможенностью.

Работа содержит 1 файл

Депрессия.docx

— 32.06 Кб (Скачать)

Депрессия (от лат. deprimo «давить», «подавить») — это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.) и двигательной заторможенностью.  
 
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сравнивает депрессию с эпидемией, охватившей все человечество: депрессия уже вышла на первое место в мире среди причин неявки на работу, на второе – среди болезней, приводящих к потере трудоспособности. Если не будут приняты соответствующие меры, то к 2020 году депрессия парализует экономическую жизнь как развитых, так и развивающихся стран. 
 
Ежегодно около 150 миллионов человек в мире лишаются трудоспособности из-за депрессий. По прогнозам ВОЗ, к 2020 году депрессия выйдет на первое место в мире среди всех заболеваний, обогнав сегодняшних лидеров - инфекционные и сердечнососудистые заболевания. Уже сегодня она является самым распространенным заболеванием, которым страдают женщины. 
 
Актуальность данной статьи определяется тем, что, несмотря на тот несомненный факт, что литература по вопросам депрессии в настоящее время стала необозримой, проблемы связанные с депрессии в прикладной психологии, по-прежнему представляют собой более вопросы, чем ответы на них.  
Исходя из вышеизложенного, целью данной статьи является дать краткое описание истории изучения депрессии, теорий депрессии и методов психотерапевтической работы, (НЛП, когнитивное направление, библиотерапия, арт-терапия, трудотерапия), которые существуют в настоящее время.  
 
1. История развития учений о депрессии
 
Еще в первой половине XX века антропологами были проведены исследования среди многочисленных племен, населяющим глухие уголках нашей планеты, которые жили по законам первобытнообщинного строя. Исследования показали, что некоторые члены племени были подвержены различным расстройствам психики, среди которых были и депрессивные расстройства. На основании этого, ученые сделали вывод, что депрессией имеет очень давнюю историю.  
 
В четвертом тысячелетии до н.э. Жрецы Древнего Египта лечили людей, у которых наблюдалось патологическое состояние тоски. Жрецы Древней Индии считали, что уныние, как и другие душевные заболевания является результатом одержимости, поэтому специально обученные жрецы занимались лечением депрессии с помощью заклинаний, изгоняющих злых духов. 
 
Самый ранний эпизод, описывающий депрессию, можно найти в Библии. Правда в то время еще не было ни слова «депрессия», ни слова «меланхолия», но была история, повествующая о первом царе иудеев Сауле, жившем в 11 в. до н.э. Это был гневный и мрачный человек, погрязший в отчаянии: «а от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа». Шло время, и Саула все чаще одолевали приступы мрачного настроения, а светлые периоды случались все реже.  
Слуги сказали Саулу, что ему станет легче, если он услышит игру лютни. Они находят Давида, "умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах и видного собою". "Отраднее и лучше" становится Саулу, во время игры Давида, и вскоре "злой дух отступает от него". По сути, Саула можно назвать первым музыкотерапевтом, поскольку он занимался лечением депрессии с помощью музыки. 
 
В этой библейской истории четко описаны типичные депрессивные признаки - мрачное, подавленное настроение, агрессия, страх, чувство вины. Все это все глубже и глубже вгоняет Саула в депрессию и в конце концов приводит к тому, что он кончает жизнь самоубийством, бросившись на меч.  
 
Демокрит (460-370 г. до н.э) рекомендовал в моменты грусти заниматься созерцанием внешнего мира и своей собственной жизни. Это позволяет избавиться от страстей, ибо, как он полагал, именно страсти являются причиной страданий. Древние греки считали, что все болезни возникают от дисбаланса четырех жидкостей в человеческом организме - черной и желтой желчи, слизи и крови. А подавленность, страх, плохое настроение вызывает переизбыток черной желчи - упоминание об этом можно найти у Эмпедокла. 
 
Сам термин депрессия (от лат. depressio - подавление) появился сравнительно недавно - в XIX веке, а широкое распространение он получил только в 20-30 годах XX века. На протяжении более чем двух тысяч лет депрессию называли меланхолией. Этот термин впервые был введен великим врачом древности Гиппократом (460-356 г до н.э). Меланхолия, в переводе с греческого, дословно означает melaina chole – черная желчь.  
 
Гиппократ приводит два значения слова «меланхолия». Первое – один из четырех темпераментов человека, меланхолический. Гиппократ считал, что у людей меланхолического темперамента в организме преобладает черная желчь. Меланхолики «боятся света и избегают людей, они полны всевозможных опасностей, жалуются на боли в животе, словно их колют тысячами иголок».  
Второе – это меланхолия как болезнь: «Если чувство страха и малодушия продолжаются слишком долго, то это указывает на наступление меланхолии... Страх и печаль, если они длятся долго и не вызваны житейскими причинами, происходят от черной желчи». Гиппократ описал симптомы, характерные для меланхолии – это "отвращение к пище, уныние, бессонница, раздражительность и беспокойство". О том, что причину заболевания следует искать в человеческом мозге, догадывались еще предшественники Гиппократа (Пифагор и Алкмеон), но именно Гиппократ впервые записал, что «именно мозг делает нас безумными и исступленными, от него все огорчения, печаль, недовольства, бессонница, ошибочные действия, бесцельная тревога и странные поступки. От него мы становимся безумными, нас охватывает тревога и страхи ночью или с наступлением дня. Все это происходит, когда мозг становится излишне горяч, холоден, влажен или сух». 
 
Гиппократ впервые сделал попытку классифицировать различные состояния меланхолии: есть меланхолия, которая вызвана внешними событиями - сильными потрясениями или переутомлением - "долгий труд души может привести к меланхолии" и меланхолия, которая возникает без видимой причины - в современной психиатрии называется "психогенной" и "эндогенной" депрессией. Также он высказывает предположение, что некоторые люди рождаются с предрасположенностью к меланхолии и то, что меланхолия может возникнуть в результате сильной травмы. Гиппократ связывал накопление черной желчи с осенне-зимним периодом и говорил, что именно в этот период усиливается "печаль, тревога, подавленность, уныние, бессонница, отвращение к пище и склонность к самоубийству." Он лечил меланхолию специальной диетой, давал больным настой мандрагоры и морозника - средства со слабительным и рвотным эффектом, что по мнению Гиппократа способствовало освобождению организма от черной желчи.  
 
Аристотель (384-322 г. до н.э.) задал вопрос, который привел спустя две тысячи лет к созданию рубрики «Великие депрессии или великие в депрессии»: «почему люди, блиставшие талантом в области философии, или в управлении государством, или в поэтическом творчестве, или в занятиях искусством были меланхоликами? Некоторые из них страдали разлитием черной желчи, как среди героев – Геракл. Именно он, как полагали, был такой меланхоличной природы, а древние по его имени, называли священную болезнь Геракловой. Несомненно, и многие другие герои, как известно, страдали той же болезнью... А в позднейшее время также Эмпедокл, Сократ и Платон и многие другие замечательные мужи» (Проблемы XXX,I). Аристотель попытался объединить крайние воззрения философии и медицины: "Телесное расстройство поражает душу, а болезни души исходят от тела". 
 
2. Теории депрессии
 
Существует несколько теорий депрессии. К ним относятся: биологическая, интропсихологическая и интерпсихологическая. Остановимся подробней на каждой и них. 
 
Сторонники биологической формы депрессии утверждают, что причиной депрессии является : 
 
первое - недостаток ней ромедиаторов или нейротрансформеров а именно, физиологически активных веществ, вырабатываемых нервными клетками головного мозга. К ним нейромедиаторам относятся: норадреналин, дофамин и др; 
 
второе - данная недостаточность обостряется за счет приема лекарств. Например: гормональные препараты, могут значительно обострить депрессивное состояние.  
 
третье: депрессия может быть формой, так называемого соматического заболевания. К примеру, поражение печени или щитовидной железы могут вызвать определенные формы депрессии. В данном случае мы говорим об эндогенной депрессии, или депрессии, вызванной внутренними факторами, а не внешними обстоятельствами.  
четвертое - наследственный характер депрессии. К примеру, по исследованиям психологов, родители 35-40 процентов ныне живущих людей, страдающих депрессией, тоже страдали одной из форм депрессии. 
 
Сторонники интропсихологических теорий, говорят о трех моделях, которые могут вызывать депрессию. 
 
Первая модель - модель потери объекта. Это то, о чем еще в свое время говорил Зигмунд Фрейд. Он подчеркивал, что у каждого из нас есть значимые объекты. Это могут быть как материальные неживые объекты, так и люди. В том случае, если происходит потеря объекта, у человека возникает так называемая дикая злость на мир. Но, именно, к депрессии, предрасположены те люди, которые вместо того, чтобы направить эту энергию во вне, направляют ее во внутрь, что выражается в различных формах депрессии, а именно злости на самого себя, чувства вины перед собой и т.д.  
 
Вторая модель - это теория одного из создателей когнитивного направления Айрона Бека, который говорил о том, что в депрессию нас вгоняют наши негативные мысли или убеждения. Его знаменитая схема, выражена формулой А-В-С, где А – некое воздействие внешнего мира, например вам сказали что то плохое, С – ваша реакция, к примеры вы впали в депрессию, В – это то, почему вы впали в депрессию. То есть В – наша интерпретация, это то, как мы интерпретируем происходящие с нами события. Это то, что получило название негативные автоматические мысли, или иррациональные установки. Это те установки, которые позволяют нам видеть весь мир, только в определенных тонах, а именно в свойственном для нас свете.  
 
Третья модель интропсихологического подхода, позируется на работах Мартина Селигмана, известного американского психолога. Первые свои психологические эксперименты Селигман провёл в Университете Пенсильвании в 1967 году, чтобы понять, как лечить депрессию. В ходе специальных экспериментов он с коллегами обнаружил, что собаки, которые получали лёгкий разряд тока, не пытаются убежать, если видят, что всё равно получат его. Позднее Селигман провёл подобный эксперимент с людьми, только вместо тока он использовал шум. И большинство людей точно также быстро становились беспомощными перед экспериментатором и не пытались ничего сделать, чтобы что-то изменить. 
Позже оказалось, что как собаки, так и люди вели себя беспомощно в одной ситуации — после нескольких безуспешных попыток избежать неприятной ситуации, — даже когда человек ещё может что-то изменить. Селигман наблюдал подобное поведение у пациентов с депрессией и решил, что клиническая депрессия связана именно с нежеланием человека что-либо предпринимать для улучшения своего состояния. Этот феномен он назвал "синдромом выученной беспомощности".  
 
В ходе исследования выяснилось, что синдром приобретенной беспомощности связан с тремя, наиболее встречающимися установками.  
 
Первое - это происходит только со мной. Вот я один единственный во всем мире, с кем происходят похожие ситуации.  
 
Второе – это происходит всегда. То есть, я всегда буду оказываться в подобных ситуациях.  
 
Третье - это будет везде. То есть везде, где бы я не находился, нечто подобное будет происходить со мной.  
 
Так вот если у человека присутствуют эти иррациональные убеждения, то синдром приобретенной беспомощности ему гарантирован. 
 
Однако не все участники эксперимента прекращали борьбу после нескольких неудач. Некоторые из участников вновь и вновь, несмотря на неудачи, пытались избавиться от шума. Именно они и заинтересовали Селигмана, который решил понять, чем же они отличаются от остальных. Таким образом, Селигман пришёл к открытию "феномена сознательного оптимизма", — способности человека влиять на своё мышление и через него — на своё поведение. 
 
И последняя теория, которая рассматривает депрессию через призму социального взаимодействия, называется интерпсихологическая теория. Она исходит из того, что депрессия возникает в конкретных, социально экономических взаимоотношениях между людьми, и что это является следствием, на изменение социально экономической ситуации. О каких причинах идет речь?  
 
Первое – катастрофическое изменение статуса и ролей. В данном случае, депрессия возникает при изменении или потери социального статуса индивида.  
 
Второе – это конфликт ролей, в которые мы попадаем. Это происходит тогда, когда одна роль требует исполнения одного, а другая роль – исполнения полностью противоположного. Данное исследование проводила группа Пало Альто. В 1956 г. Г. Бейтсон, Д. Джексон, Дж. Хейли и Дж. Уикленд опубликовали важную статью под названием «К» теории шизофрении (Towards a Theory of Schizophrenia), в которой ввели коммуникационную концепцию двойная связь. Коротко двойная связь может быть определена как ситуация, когда индивид получает на разных уровнях коммуникации два противоречивых сообщения от одного и того же лица, причем ни на одно из них нет возможности адекватно отреагировать (то есть положение по сути дела тупиковое). 
 
Г. Бейтсон приводит в качестве примера ситуацию с молодым человеком, страдавшим шизофренией, которого пришла навестить мать. Когда юноша обнял мать, она словно оцепенела. Смущенный, он убрал руки, тогда она спросила: Ты меня больше не любишь? Его замешательство она прокомментировала следующим образом: Дорогой, ты не должен так легко смущаться и опасаться своих чувств. Вскоре после ухода матери юноша стал вести себя агрессивно и совершил нападение на санитарку. Не будучи способен разрешить подобную дилемму, больной с шизофренией склонен удаляться от внешнего мира. Именно двойные послания такого типа, особенно направленные на ребенка, у которого только начинает формироваться психика, не всегда приводят к шизофрении, но то, что могут привести к глубокой депрессии, так это очевидно. 
 
Третье - это социальные последствия неверного выбора. Купили не то, сделали не то, женились не на том или той. И как последствия – депрессия. 
В данном параграфе мы рассмотрели теоретические подходы к изучению депрессии, их состояние, проблемы и перспективы. Представляется , что эта информация необходима для правильного понимания психотерапии депрессии. 
 
3. Психотерапия депрессии
 
Довольно часто задается вопрос, насколько возможно самостоятельно выйти из депрессии. Важно понимать то, насколько глубоко все зашло. Поэтому, депрессия не слишком глубокая, может быть выведена за счет создания среды, которая позволит вам испытать ощущение радости, когда вы понимаете что большое здание счастья строиться из маленьких кирпичиков радости. А депрессия более серьезная, может потребовать с одной стороны вмешательства медикаментозных средств, а с другой стороны - использования психотерапевтических методик. Но об этом ниже. 
 
3.1 Медикаментозное лечение депрессии.  
 
Основным классом лекарственных препаратов для лечения депрессий являются антидепрессанты. В настоящее время существуют различные препараты этой группы, из них трициклические аптидепрессанты (амитриптилин, мелипрамин) и используются уже с конца 50-х годов. 
 
В последние годы число антидепрессантов значительно увеличилось.  
Основными преимуществами антидепрессантов новых поколений являются улучшение переносимости, уменьшение побочных действий, снижение токсичности и высокая безопасность при передозировке. К новым антидепрессантам относятся флуоксетин (прозак, профлузак), сертралин (золофт), циталопрам (ципрамил), пароксетин (паксил), флувоксамин (феварин), тианептин (коаксил), миансерин (леривон), моклобемид (аурорикс), милнаципран (иксел), миртазапин (ремерон) и др.  
Антидепрессанты являются безопасным классом психотропных лекарственных препаратов при правильном их применении согласно рекомендации врача. Доза препарата определяется индивидуально для каждого клиента.  
Необходимо знать, что терапевтический эффект антидепрессантов может проявляться медленно и постепенно, поэтому важно позитивно настроиться и ждать его появления.  
 
3.2 Психотерапевтиические техники работы с депрессией. 
3.2.1 НЛП.
 
 
Первое. Задайте себе вопрос. Для чего мне нужно избавиться от депрессии? Для того чтобы что? Формулируйте свой ответ не с позиции мотива, чтобы уйти от, а говорите себе о том, к чему вы хотите прийти. Например: здоровье, работа, деньги, друзья, семья и т.д. Перечислите для себя эти цели. Задайте себе вопрос: насколько они реалистичны?  
Если нужна корректировка, скорректируйте их. 
 
Второе. Очень важно понять, что у каждого симптома есть так называемые вторичные выгоды. Депрессия в этом плане не исключение. Что значит вторичные выгоды? С одной стороны, человек может жаловаться на то, что у него депрессия, а с другой стороны, он получает так называемые выгоды от той формы поведения, в которой он находиться будучи в депрессивном состоянии. Это все происходит на бессознательном уровне. Одна из форм проявления вторичных выгод, это так называемое снятие ответственности за свою жизнь и возможно за жизнь тех, с кем вам приходиться общаться.  
 
Поэтому первое: задайте себе вопрос, какие выгоды я получаю, будучи в депрессивном состоянии? Это может казаться абсурдом, но это так. Именно выгоды и перечислите их для себя. Вам нужно найти как минимум пять. Это позволит вам взглянуть на вашу депрессию немного с иной стороны.  
 
После этого, постарайтесь найти иные пути удовлетворения данных потребностей. Просто перечислите их для себя. 
 
Третье. Прощание с депрессией. Ощутите вашу депрессию в теле. В какой части тела она располагается? Что это за чувство, какой оно величины, какого оно цвета? Обычно, это сгусток серого или серо-черного цвета. Ощутили - отлично. Теперь представьте себе, что она располагается в пространстве перед вами. Увидели? Хорошо. Обратите внимание на ее форму, объем, цвет и величину. Отметьте, что вы чувствуете в тот момент, когда вы на нее смотрите. Ощутили, хорошо. После этого, поблагодарите ее. Найдите те слова, которые будут выражать вашу искреннюю благодарность. Ведь она столько времени жила с вами и столько времени вы были вместе. Скажите ей о том, что в свое время она была вам нужна для того, чтобы..................................................(перечислите все вторичные выгоды, которые вы получали благодаря депрессии), но теперь, настало время вам расстаться, потому, что вы можете удовлетворять эти желания иным способом, и перечислите как. Скажите ей о том, что вы ее отпускаете. Обратите внимание на то, что происходит с вашей депрессией после ваших слов. Посмотрите, как она меняет свой цвет и форму. Наблюдайте за тем, как она медленно медленно исчезает из вашего поля зрения. Отметьте то, что вы чувствуете в своем теле в том месте, где до этого была ваша депрессия.  
 
Четвертое. Ресурс. Подумайте о том, какого качества вам не хватает для того, чтобы начать полноценно жить. Что это за ресурс? Это может быть жизненная энергия, чувство уверенности в себе, и т.д. Отметили, хорошо. После этого представьте себе этот ресурс в виде некого образа, сгустка энергии или предмета, который находиться перед вами. Обратите внимание на то, какой он формы, объема, цвета. Приглядитесь к нему внимательнее. Обратите внимание на то, что вы чувствуете, глядя на этот ресурс. Что вам хочется сделать? После этого, позвольте этому ресурсу войти в ту часть вашего тела, где раньше находилась депрессия. Разрешите ему раствориться в вашем теле и отметьте для себя то, что вы чувствуете теперь? Ощутите это прилив новой энергии и побудьте в этом состоянии несколько секунд. 
 
Пятое. Целеполагание. Представьте себе то, что вам хочется достичь в жизни. Это может быть ваша профессиональная реализация, семейные отношения, хобби и т.д. Выберите только одну цель для одной проработки. Представьте ее в образе картинки, фильма или череды картинок. Представили? Отлично. Теперь увидьте себя со стороны, ту, которая достигла этой цели. Обратите внимание на детали. Увидьте себя настолько отчетливо, насколько вы это можете. Что вы делаете, что это за место и время, кто вас окружает? Представили? Хорошо. Теперь побудьте в этом состоянии, позволяя вашему бессознательному раз за разом проигрывать эту ситуацию. Обратите внимание на ощущения в вашем теле. Если чувствуете, что необходима корректировка цели - сделайте ее и повторите упражнение опять. 
 
3.2.2. Когнитивная терапия депрессии
 
Первое - выявление дисфункциональных убеждений. 
Задача на данном этапе, обнаружения дисфункциональных убеждений требует объединения усилий терапевта и пациента. Исследование базовых убеждений происходит под руководством терапевта. Терапевт направляет пациента, помогая ему обнаружить, каким убеждением вызвана та или иная дисфункциональная мысль, и затем побуждая его проверить достоверность этих базовых убеждений. 
Терапевт не должен спешить самостоятельно формулировать убеждение пациента, ибо существует опасность, что пациент примет предложенную ему формулировку только из желания подчиниться терапевту или, напротив, решительно отклонит ее, что сделает невозможным дальнейшее исследование соответствующего убеждения. Следует помнить, что у человека, не обладающего навыками интроспекции, базовые убеждения, как правило, не сформулированы. Терапевт наверняка столкнется с проблемами, если заявит пациенту: «Вы говорите себе: "Я должен быть безупречным во всем"» или «У вас есть убеждение: "Все должны любить меня"». Дело в том, что пациенту гораздо легче отслеживать свои автоматические мысли, нежели убеждения. 
 
Выделяют следующие иррациональные установки клиента, предрасполагающие к возникновению депрессивных переживаний. 
1) чтобы быть счастливым, я должен быть удачливым во всех начинаниях; 
2) чтобы чувствовать себя счастливым, меня должны любить и принимать все и всегда; 
3) если я допускаю ошибку, следовательно, я глупый; 
4) если я не достиг вершины, то потерпел провал; 
5) как чудесно быть популярным, известным, богатым; как ужасно быть обычным, посредственным человеком; 
6) моя ценность как личности определяется тем, что думают обо мне другие люди; 
7) я не могу жить без любви. Если мой партнер (Значимый Другой) меня не любит, я ни на что не годен, я ничтожество; 
8) если кто-то со мной не соглашается, значит, он не любит меня. 
Ряд депрессогенных установок клиентов , основаны на теории долженствования. 
1) я должен быть самым щедрым, тактичным, благородным-мужественным, самоотверженным и красивым; 
2) я должен быть идеальным любовником, другом, родителем, учителем, студентом, супругом; 
3) я должен справляться с любым затруднением легко и с полным самообладанием; 
4) я должен всегда уметь быстро найти решение любой проблемы; 
5) я никогда не должен страдать; я всегда должен быть счастливым и безмятежным; 
6) я должен все знать, понимать и предвидеть; 
7) я должен всегда владеть собой и управлять своими чувствами; 
8) я всегда должен считать виноватым себя; я не имею права причинять боль никогда и никому; 
9) я никогда не должен испытывать усталости и боли; 
10) я должен быть всегда на пике эффективности. 
 
Изменение базовых убеждений предполагает постепенный переход от частного и явного к общему и неявному. Этот процесс складывается из нескольких стадий. 
На первой стадии пациент отслеживает и записывает свои автоматические мысли.  
На второй стадии определяются генеральные темы, представленные в этих мыслях.  
На третьей стадии исследования формулируются центральные правила, которыми руководствуется пациент в своей жизни.  
На четвертой стадии происходит формирование альтернатив выявленным негативным мыслительным программам, иррациональным установкам и вредным поведенческим привычкам.  
 
На завершающем этапе сформированные альтернативные мыслительные «программы» и полезные установки закрепляются в мышлении и поведении методом регулярного использования: первоначально – в ходе тренинга, а в дальнейшем – в реальной жизни.  
 
3.2.3. Психотерапевтические притчи и метафоры при работе с депрессией
 
Довольно часто, с не очень затяжной депрессией можно справиться с помощью психотерапевтических притч и метафор. Поскольку целью психотерапии является достижение изменения в поведении и самосознании человека, нельзя переоценивать то влияние, которое может оказать на человека рассказанная история или метафора, если она чем-то связана с проблемой человека.  
 
Метафора или притча, помогает использовать имеющийся у человека опыт для осмысления его нового опыта. Великий гипнотерапевт 19 века М. Эриксон полагал, что люди обладают достаточными способностями для того, чтобы разрешить встающие перед ними проблемы. Они развили эти способности и овладели ими в определенном контексте, но еще не использовали их в этом контексте, в котором возникла проблема. Задача заключается в том, чтобы "перенести" знание из одного контекста в другой; это делается с помощью метафоры. Терапевтическая метафора прячет свою истинную цель в ткани рассказа. Клиент воспринимает только описываемые события и поступки, не задумываясь о скрытом в них смысле. 
Сказочные истории, анекдоты, идиомы обладают одним фундаментальным качеством: в них содержатся важные советы или поучительные сообщения относительно какой-либо специфической проблемы. Некто сталкивается с какой-то проблемой, и каким-то образом либо преодолевает ее, либо терпит поражение. Способ, при помощи которого герой решает свою проблему, может в аналогичной ситуации давать возможное решение и для других людей. Если какой-нибудь конфликт, описываемый в данной истории, напоминает человеку аналогичный случай из его жизни, рассказ становится для человека более значимым. Слушая сказку, человек может испытывать определенные ощущения, связанные с идентификацией персонажей данной истории с людьми или событиями, непосредственно ему знакомыми. При подобных ассоциациях вполне вероятно, что клиент почувствует особый интерес к тому, как завершится данная история и перенесет это на свою жизнь. 
 
Таким образом, целью терапевтических метафор и является инициация сознательного, либо подсознательного поиска, который может помочь человеку в использовании личных ресурсов для такого обогащения модели мира, чтобы суметь справиться с занимающей его проблемой. 
 
3.2.4. Трудотерапия депрессии
 
Американские психологи провели эксперимент с группой добровольцев, которым пришлось пройти психологическое тестирование и подождать 15 минут до следующей серии тестов. Даже, несмотря на то, что за участие в исследование все участники получили вознаграждение, более счастливыми оказались те, кто во время пятнадцатиминутного ожидания мог что-то делать. Психологи считают, что бездействие порождает скуку и в итоге приводит к депрессии и болезням. Поэтому занятые люди чувствуют себя, гораздо эффективнее и счастливей. 
 
3.2.5. Арт – терапия при работе с депрессией
 
Еще одна из техник, о которой мы поговорим в данной статье – называется арт-терапия. В данном случае, очень хороший результат вы можете получить, занимаясь рисованием, музыкой, танцами, лепкой, сочинением сказок. При этом никакого значения не имеет умение или неумение человека рисовать, танцевать или лепить. 
Искусство удивительным образом влияют на душевное состояние человека. Каждый из нас хотя бы раз в жизни испытывал восторг перед картиной художника или замирал, слушая музыкальный отрывок. Через художественные образы наше сознание взаимодействует с подсознанием, где и находится главный пульт управления нашими эмоциями. 
 
В депрессивном состоянии трудно себя представить поющим или танцующим и так же трудно заставить себя это делать. А вот начать рисовать совсем легко, иногда рука сама тянется к ручке или карандашу и непроизвольно механически начинает, что- то изображать. А изображает она всегда те чувства и переживания, которые буквально кипят внутри человека и как пар в скороварке не могут найти выхода.  
Депрессия, это как раз состояние, при котором человек не видит выхода из сложившейся ситуации. В таком состоянии нет ничего проще, чем взять в руки карандаш и начать рисовать что угодно: простые геометрические фигуры, какие-то композиции из этих фигур, накладывая их друг на друга, или вписывая одни в другие.  
 
Вы можете вспомнить картинку из приятного прошлого и изобразить ее, пусть она будет понятна только вам. Например: вы можете написать акварельными красками абстрактную картину (вот это может сделать любой). В каждый цвет надо вкладывать свой смысл и тогда картина будет иметь содержание, и отражать внутреннее ваше состояние. Рисование дает возможность в графической форме извлечь наружу и осветить те проблемы и комплексы, которые глубоко сокрыты в человеке. 
 
Рисование это еще и увлекательное занятие, нужно только полностью отпустить себя, чтобы действиями руководил не разум, а подсознание. Вот это как раз самое сложное, ведь мы привыкли контролировать все наши действия. Рисуя, человек как бы обнажает свою проблему и в закодированном виде передает ее в подсознание, которое имеет доступ к мировому «компьютеру», где хранятся решения всех проблем. Вот такое, несложное, на первый взгляд, действие может изменить жизнь, оно может восстановить нарушенную связь между чувствами и разумом. 
Следующим шагом, является обсуждение нарисованного. Дайте волю своим чувствам и эмоциям. Включитесь в этот процесс здесь и сейчас, позвольте себе быть таким, каким вам хочется быть. Если вам хочется выразить отрицательною эмоцию, не сдерживайте себя, выразите ее. Если вам хочется что то сказать – говорите. Обсуждайте нарисованное. Задавайте вопросы, находите ответы, действуйте. В случае правильно проделанной работы, вы сможете высвободить ранее заблокированные эмоции и чувства, и найти для себя новое решение, которое до этого, вам казалось совершенно неестественным или неправдоподобным. Арт-терапия помогает человеку раскрыться, понять самого себя, свои проблемы, найти пути выхода из тупика.  
 
3.2.6. Библиотерапия депрессии
 
Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные литературные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют у пациента недостаток собственных образов и представлений. Они заменяют у него тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям.  
 
Психолог подбирает для клиента книги соответственно характеру его депрессии. В данном случае учитывается стимулирующая, седативная, отвлекающая и т.п. направленность художественного произведения, предлагаемого клиенту для чтения. В ходе библиотерапии клиентом ведется читательский дневник, анализ которого позволяет психологу или самому клиенту достаточно объективно оценить динамику его психического процесса при проведении терапии.  
 
Таким образом, в данной статье рассмотрены вопросы, касающиеся истории депрессии, существующих теориях этой болезни и методах психотерапевтической работы. Среди применяющихся в настоящее время медикаментозных и немедикаментозных средств лечения депрессии, как показано в статье, следует отдавать преимущества именно психотерапевтическим техникам. И именно правильный выбор психотерапевтической техники для определенного клиента, будет определять максимальную эффективность работы с существующей проблемой.  
 
Источники
1. Интернет источник Депрессия - лечение - симптомы. Пособие для пациентов. http://www.preobrazhenie.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=57&Itemid=61 
2. Интерьвью с Ковалевым Сергей Викторович, на РСН (Русской службе новостей) 
3. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. — СПб.: Питер, 2003 
4. Интернетр источник http://cavespirit.com/node/90 
5. Интернет источник http://www.amber97.com/?tag=biblioterapiya. 
6. Интернет источник http://lossofsoul.com/DEPRESSION/history.htm 
7. Интернет источник http://www.lossofsoul.com/DEPRESSION/statistic.htm

Информация о работе Психотерапия депрессии