Психолого-педагогические основы деятельности офицерского состава по укреплению правопорядка и воинской дисциплины

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 13:20, реферат

Описание работы

Воинская дисциплина является одним из основополагающих факторов, определяющих боевую готовность и боеспособность частей и подразделений. Именно поэтому во все времена ее укрепление рассматривалось как дело первостепенной значимости и важности.

Содержание

1. Сущность, содержание и психолого-педагогические основы воинской дисциплины.
2. Основные требования к деятельности командиров и начальников по укреплению воинской дисциплины.

Работа содержит 1 файл

Психолого-педагогические основы деятельности офицерского состава по укреплению правопорядка и воинской дисциплины.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Психолого-педагогические основы деятельности офицерского состава  по укреплению правопорядка и воинской дисциплины

 

  

ВОПРОСЫ: 
1. Сущность, содержание и психолого-педагогические основы воинской дисциплины. 
2. Основные требования к деятельности командиров и начальников по укреплению воинской дисциплины. 

 

Воинская дисциплина является одним из основополагающих факторов, определяющих боевую готовность и боеспособность частей и подразделений. Именно поэтому во все времена ее укрепление рассматривалось как дело первостепенной значимости и важности. 

 

 

Дисциплина (в  переводе с латинского языка - обучение, воспитание) - это социальные отношения, выражающиеся в обязательном для  всех членов общества (общностей, групп) подчинении установленным правилам и нормам, благодаря которым достигается согласованность действий. 
В словаре русского языка дисциплина определяется как «обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам». 
Дисциплина выступает важнейшим фактором стабильного функционирования любого социального организма и основным средством управления его деятельностью. 
Известный педагог А.С. Макаренко, исследуя феномен дисциплины, сделал следующие выводы: 
I) дисциплина необходима коллективу для того, чтобы он лучше и быстрее достигал своих целей; 
2) дисциплина нужна, чтобы каждый отдельный человек развивался, чтобы воспитывал в себе умение преодолевать препятствия и совершать трудную работу; 
3) в каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов отдельных членов коллектива; 
4) дисциплина украшает коллектив и каждого отдельного члена коллектива; 
5) дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защищенное, свободное положение и создает полную уверенность в своих правах и возможностях; 
6) дисциплина проявляется, как правило, когда человеку приходится, делать что-нибудь ответственное, требующее значительной отдачи. Здесь также важно осознание необходимости и полезности этого дела для всего коллектива, для всего общества и государства. 
В России термин «дисциплина» появился в изданном в марте 1714 года указе Петра I «О сохранении дисциплины на корабле и подсудности морских и сухопутных военнослужащих». 
В зависимости от сферы деятельности людей принято различать государственную, трудовую, общественную, партийную и другие формы дисциплины. Разновидностью государственной дисциплины является воинская дисциплина. Согласно статьи 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации «воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». 
Она призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между сослуживцами, отношения в подразделениях в целях обеспечения высокой организованности и боевой готовности войск и требует от военнослужащих большой собранности, точности и выдержки, взаимопонимания, оперативности выполнения всех распоряжений. 
Воинская дисциплина имеет характерные черты, обусловлен н ые спецификой воинской деятельности, среди которых необходимо выделить: 
- единоначалие как основной принцип военного строительства; 
высокую социальную значимость неукоснительного соблюдения требований воинской дисциплины; 
- детальную регламентацию всех сторон жизни, быта и деятельности военнослужащих на службе и вне ее; 
- неотвратимость, целесообразность и строгость мер дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушение воинского порядка и правил поведения; 
- включение многих нравственных норм в число уставных требований, подлежащих обязательному исполнению; 
- обязательность соблюдения требований дисциплины для всех категорий военнослужащих независимо от воинского звания, служебного и должностного положения. 
Содержание воинской дисциплины включает: 
- обязательные дисциплинарные нормы и правила поведения военнослужащих (нравственные, правовые и др.); 
- отношения между военнослужащими, складывающиеся в процессе соблюдения обязательных норм и правил поведения; 
- деятельность органов государственного и военного управления, различных категорий военнослужащих по поддержанию на должном уровне воинской дисциплины. 
Представления о воинской дисциплине могут быть также расширены за счет включения в ее содержание основных функций дисциплины. 
Среди них можно выделить следующие: 
- нормативно-регулятивная; 
- консолидирующая; 
- предупредительно-профилактическая; 
- воспитательная; 
- социально-защитная. 
Воинской дисциплине, как и всякому реально существующему явлению армейской действительности, присущи определенные закономерности: 
- обусловленность воинской дисциплины и ее состояния социально-экономическими, политическими, духовно-нравственными и правовыми процессами, проходящими в обществе; 
- зависимость воинской дисциплины от уровня правопорядка в обществе и степени развития ее нормативной базы; 
- зависимость дисциплины от профессионального и культурного уровня военнослужащих; 
- зависимость воинской дисциплины от совершенства и обоснованности требований воинской службы и воинских уставов; 
- соответствие состояния воинской дисциплины уровню подготовленности офицерских кадров к решению проблем поддержания и укрепления дисциплины; 
- соответствие воинской дисциплины возможностям военнослужащих реализовать свои дисциплинарные права и обязанности. 
Таким образом, воинская дисциплина представляет собой определенную систему. Сущность и структура воинской дисциплины находят свое проявление в характерных чертах, определяемых спецификой военной службы, и закономерностях, а функциональные характеристики находят свое закрепление в нормах законов, воинских уставов, приказов и других правовых актов. 
При решении задач поддержания и укрепления воинской дисциплины и правопорядка наряду с социально-политическими, экономическими, правовыми и духовно-нравственными факторами важно учитывать психолого-педагогическую составляющую воинской дисциплины. 
Прежде всего необходимо изучать и знать индивидуально-личностные качества военнослужащих, к которым относятся: 
- особенности физического развития и состояние здоровья; 
- жизненный опыт; 
- направленность и мотивы поведения; 
- темперамент и эмоциональные состояния; 
- особенности характера и волевые качества; 
- способности и интеллектуальные особенностям 
- уровень воинского мастерства. 
Следует подчеркнуть, что в работе по укреплению воинской дисциплины кроме индивидуально-личностных качеств важно учитывать и широкий спектр коллективных, социально-психологических факторов, к числу которых относятся: 
- личная дисциплинированность каждого военнослужащего в отдельности; 
- организаторские способности командиров и начальников всех степеней, штабов, воспитательных органов, их умение руководить подчиненными, устанавливать и . поддерживать дисциплину в части, подразделении;- активность воинского коллектива, его нацеленность на выполнение, укрепление и поддержание воинской дисциплины в интересах обеспечения высокого морально-психологического состояния и боеготовности частей и подразделений. 
Кроме того, социально-психологическими факторами дисциплины являются разнообразные взаимодействия между военнослужащими в целях достижения порядка и организованности, в том числе взаимные требования, согласованные совместные действия, коллективные убеждения и внушения, взаимный контроль, воздействие личным примером. 
Важнейшим условием укрепления воинской дисциплины в части (подразделении) является постоянное совершенствование педагогической культуры офицерских кадров. 
Все психолого-педагогические составляющие воинской дисциплины действуют взаимосвязано. Эффективность влияния каждой из них на поведение военнослужащего зависит от наличия и действенности других составляющих. При этом решающая роль эффективного влияния психолого-педагогических факторов на состояние воинской дисциплины в части, подразделении принадлежит командиру, заместителю командира по воспитательной работе, другим офицерам, их умению утверждать уставной правопорядок и привлекать к работе по укреплению воинской дисциплины весь воинский коллектив, каждого военнослужащего. 
Важно иметь в виду, что ни коллектив сам по себе, ни каждый военнослужащий в отдельности, какими бы дисциплинированными они ни были, не обеспечат в части, подразделении высокой организованности и порядка без квалифицированного руководства, единой воли командира (начальника), опирающегося на воинский коллектив. 

 

 

Задачу укрепления дисциплины в армии и на флоте  следует рассматривать с позиций  комплексного воздействия на военнослужащего  в течение всей его службы и  ре-шать путем всестороннего, гармоничного развития личности. В Дисциплинарном уставе ВС РФ подчеркивается, что воинская дисциплина достигается воспитанием у военнослужащих высоких морально-психологических и боевых качеств, сознательного повиновения командирам (начальникам), личной ответственности каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей, четкой организацией боевой подготовки, требовательностью командиров. 
Деятельность офицерских кадров по укреплению и поддержанию воинской дисциплины строится на основе следующих принципов: 
- индивидуальный и дифференцированный подход; 
- опора на положительное в деятельности военнослужащего; 
- предметность, адресность и персонифицированность требований; 
- неотвратимость ответственности за нарушение требований дисциплины; 
- систематичность, последовательность и оперативность в реагировании на нарушения; 
- объективность при оценке состояния воинской дисциплины; 
- целенаправленное стимулирование дисциплинарного поведения и стремление к самодисциплине. 
Командир части (подразделения), являясь организатором всей работы по укреплению воинской дисциплины: 
1) лично изучает ее состояние; 
2) выявляет причины нарушений дисциплины; 
3) определяет и оценивает работу командиров подразделений по укреплению дисциплины; 
4) определяет наиболее эффективные формы и методы этой работы; 
5) определяет цель, основные направления, пути и способы достижения высокого уровня воинской дисциплины в подразделениях и части в целом. 
Необходимо акцентировать внимание, что вся работа должна носить плановый, непрерывный и комплексный характер. Практически это означает умение командира (начальника) охватить своим вниманием все сферы воинской деятельности: боевую подготовку, караульную и внутреннюю службу, вопросы быта и досуга личного состава, повседневную служебную и внеслужебную деятельность военнослужащих. 
На практике это осуществляется таким образом: 
I. По содержанию: как единство всех составных частей воспитания: госуда рственно- патриотического, воинского, нравственного, правового, эстетического и физического воспитания. 
П. По организации и методике это означает: 
1. Постоянное руководство воспитательной работой: 
- своевременное определение целей и постановка задач в области воинской дисциплины; 
- включение в воспитательную работу всех категорий руководителей и координация этой деятельности; 
- квалифицированное знание руководящих документов; 
- систематическое обсуждение вопросов и проблем данной работы на совещаниях и заседаниях, на собраниях и сборах различного уровня. 
2. Обеспечение высокой теоретической и методической подготовки всех категорий командиров (начальников). 
3. Охват воспитательным воздействием 100 % личного состава и учет в воспитательной работе социальных, психологических, национальных, профессиональных и других особенностей всех категорий военнослужащих: 
- обеспечение непрерывного воспитательного воздействия на все стороны жизни личного состава; 
- оперативность и гибкость в работе; 
- использования всего комплекса форм и методов работы (см. схему 1), дифференцированный подход в воспитании различных категорий военнослужащих; 
- высокое педагогическое мастерство, педагогический такт и профессиональное владение педагогической техникой. 

 

 

 

4. Постоянный контроль и практическая проверка результатов воспитательной работы. 
5. Анализ состояния воинской дисциплины (см. схему 2). 

 

 

 

6. Обмен передовым опытом, его обобщение и распространение. 
Таковы общие требования и основные направления, формы и методы работы должностных лиц части (корабля) по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины. Но каждая часть (подразделение) имеет свои специфические задачи, которые накладывают характерные особенности на повседневную деятельность военнослужащих. Исходя из этого, при решении проблем укрепления воинской дисциплины в конкретной части (подразделении) необходимо учитывать ее специфику. 
Таким образом, закономерности и принципы воинской дисциплины определяют основные направления деятельности офицерских кадров и позволяют им на этой основе совершенствовать систему поддержания дисциплины, содержание, формы и методы воспитательных воздействий, создавать условия, способствующие организованности личного состава. 

 

Методические рекомендации 
1. В начале лекции следует остановиться на актуальности данной темы, обусловленной реальным состоянием воинской дисциплины, необходимостью изучения, обобщения, систематизации и распространения передового опыта работы по укреплению правопорядка и дисциплины в части (подразделениях). 
2. При рассмотрении первого вопроса необходимо уделить внимание раскрытию сущностного и содержательного аспектов воинской дисциплины. Особое внимание следует обратить на ее характерные черты и закономерности. 
Затем целесообразно дать подробную характеристику психолого-педагогическим основам воинской дисциплины, уделяя особое внимание индивидуально-личностным качё&твам военнослужащих и педагогическому мастерству офицерских кадров. 
3. В ходе рассмотрения второго вопроса акцент необходимо сделать на важности соблюдения принципов деятельности по укреплению воинской дисциплины, а также подробно рассказать о деятельности командиров (начальников) с содержательной, организационной и методической сторон. 
4. На лекционном занятии рекомендуется активно использовать цифровой и фактический материал, характеризующий состояние и динамику правопорядка и воинской дисциплины в части (на корабле). 

 

Рекомендуемая литература: 
1. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации. -М.: Военное издательство, 1994. - с. 199 - 242. 
2. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Приложение № 3 к приказу министра обороны Российской Федерации 2004 года № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации». 
3. Воспитательная работа: содержание, организация, методика. -М.: ГУВР, 2002. - с.32 - 43. 
4. Анашкин О., Сливин Т. Формы и методы работы младшего командира по формированию у подчиненных дисциплинированности и исполнительности // Ориентир. - 2003. - № 3. 
5. Лякишев В. Правовые основы укрепления воинской дисциплины и правопорядка // Ориентир. - 2002. - № 9. 
6. Методика поэтапной профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в подразделении. - М.: ГУВР, 2002. 

 

Информация о работе Психолого-педагогические основы деятельности офицерского состава по укреплению правопорядка и воинской дисциплины