Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 13:20, реферат
Воинская дисциплина является одним из основополагающих факторов, определяющих боевую готовность и боеспособность частей и подразделений. Именно поэтому во все времена ее укрепление рассматривалось как дело первостепенной значимости и важности.
1. Сущность, содержание и психолого-педагогические основы воинской дисциплины.
2. Основные требования к деятельности командиров и начальников по укреплению воинской дисциплины.
ВОПРОСЫ:
1. Сущность, содержание и психолого-педагогические
основы воинской дисциплины.
2. Основные требования к деятельности
командиров и начальников по укреплению
воинской дисциплины.
Воинская дисциплина является одним из основополагающих факторов, определяющих боевую готовность и боеспособность частей и подразделений. Именно поэтому во все времена ее укрепление рассматривалось как дело первостепенной значимости и важности.
1
Дисциплина (в
переводе с латинского языка - обучение,
воспитание) - это социальные отношения,
выражающиеся в обязательном для
всех членов общества (общностей, групп)
подчинении установленным правилам и
нормам, благодаря которым достигается
согласованность действий.
В словаре русского языка дисциплина определяется
как «обязательное для всех членов какого-либо
коллектива подчинение установленному
порядку, правилам».
Дисциплина выступает важнейшим фактором
стабильного функционирования любого
социального организма и основным средством
управления его деятельностью.
Известный педагог А.С. Макаренко, исследуя
феномен дисциплины, сделал следующие
выводы:
I) дисциплина необходима коллективу для
того, чтобы он лучше и быстрее достигал
своих целей;
2) дисциплина нужна, чтобы каждый отдельный
человек развивался, чтобы воспитывал
в себе умение преодолевать препятствия
и совершать трудную работу;
3) в каждом коллективе дисциплина должна
быть поставлена выше интересов отдельных
членов коллектива;
4) дисциплина украшает коллектив и каждого
отдельного члена коллектива;
5) дисциплина есть свобода, она ставит
личность в более защищенное, свободное
положение и создает полную уверенность
в своих правах и возможностях;
6) дисциплина проявляется, как правило,
когда человеку приходится, делать что-нибудь
ответственное, требующее значительной
отдачи. Здесь также важно осознание необходимости
и полезности этого дела для всего коллектива,
для всего общества и государства.
В России термин «дисциплина» появился
в изданном в марте 1714 года указе Петра
I «О сохранении дисциплины на корабле
и подсудности морских и сухопутных военнослужащих».
В зависимости от сферы деятельности людей
принято различать государственную, трудовую,
общественную, партийную и другие формы
дисциплины. Разновидностью государственной
дисциплины является воинская дисциплина.
Согласно статьи 1 Дисциплинарного устава
Вооруженных Сил Российской Федерации
«воинская дисциплина есть строгое и точное
соблюдение всеми военнослужащими порядка
и правил, установленных законами, воинскими
уставами и приказами командиров (начальников)».
Она призвана регулировать воинский порядок,
взаимоотношения между сослуживцами,
отношения в подразделениях в целях обеспечения
высокой организованности и боевой готовности
войск и требует от военнослужащих большой
собранности, точности и выдержки, взаимопонимания,
оперативности выполнения всех распоряжений.
Воинская дисциплина имеет характерные
черты, обусловлен н ые спецификой воинской
деятельности, среди которых необходимо
выделить:
- единоначалие как основной принцип военного
строительства;
высокую социальную значимость неукоснительного
соблюдения требований воинской дисциплины;
- детальную регламентацию всех сторон
жизни, быта и деятельности военнослужащих
на службе и вне ее;
- неотвратимость, целесообразность и
строгость мер дисциплинарной и уголовной
ответственности за нарушение воинского
порядка и правил поведения;
- включение многих нравственных норм
в число уставных требований, подлежащих
обязательному исполнению;
- обязательность соблюдения требований
дисциплины для всех категорий военнослужащих
независимо от воинского звания, служебного
и должностного положения.
Содержание воинской дисциплины включает:
- обязательные дисциплинарные нормы и
правила поведения военнослужащих (нравственные,
правовые и др.);
- отношения между военнослужащими, складывающиеся
в процессе соблюдения обязательных норм
и правил поведения;
- деятельность органов государственного
и военного управления, различных категорий
военнослужащих по поддержанию на должном
уровне воинской дисциплины.
Представления о воинской дисциплине
могут быть также расширены за счет включения
в ее содержание основных функций дисциплины.
Среди них можно выделить следующие:
- нормативно-регулятивная;
- консолидирующая;
- предупредительно-
- воспитательная;
- социально-защитная.
Воинской дисциплине, как и всякому реально
существующему явлению армейской действительности,
присущи определенные закономерности:
- обусловленность воинской дисциплины
и ее состояния социально-экономическими,
политическими, духовно-нравственными
и правовыми процессами, проходящими в
обществе;
- зависимость воинской дисциплины от
уровня правопорядка в обществе и степени
развития ее нормативной базы;
- зависимость дисциплины от профессионального
и культурного уровня военнослужащих;
- зависимость воинской дисциплины от
совершенства и обоснованности требований
воинской службы и воинских уставов;
- соответствие состояния воинской дисциплины
уровню подготовленности офицерских кадров
к решению проблем поддержания и укрепления
дисциплины;
- соответствие воинской дисциплины возможностям
военнослужащих реализовать свои дисциплинарные
права и обязанности.
Таким образом, воинская дисциплина представляет
собой определенную систему. Сущность
и структура воинской дисциплины находят
свое проявление в характерных чертах,
определяемых спецификой военной службы,
и закономерностях, а функциональные характеристики
находят свое закрепление в нормах законов,
воинских уставов, приказов и других правовых
актов.
При решении задач поддержания и укрепления
воинской дисциплины и правопорядка наряду
с социально-политическими, экономическими,
правовыми и духовно-нравственными факторами
важно учитывать психолого-педагогическую
составляющую воинской дисциплины.
Прежде всего необходимо изучать и знать
индивидуально-личностные качества военнослужащих,
к которым относятся:
- особенности физического развития и
состояние здоровья;
- жизненный опыт;
- направленность и мотивы поведения;
- темперамент и эмоциональные состояния;
- особенности характера и волевые качества;
- способности и интеллектуальные особенностям
- уровень воинского мастерства.
Следует подчеркнуть, что в работе по укреплению
воинской дисциплины кроме индивидуально-личностных
качеств важно учитывать и широкий спектр
коллективных, социально-психологических
факторов, к числу которых относятся:
- личная дисциплинированность каждого
военнослужащего в отдельности;
- организаторские способности командиров
и начальников всех степеней, штабов, воспитательных
органов, их умение руководить подчиненными,
устанавливать и . поддерживать дисциплину
в части, подразделении;- активность воинского
коллектива, его нацеленность на выполнение,
укрепление и поддержание воинской дисциплины
в интересах обеспечения высокого морально-психологического
состояния и боеготовности частей и подразделений.
Кроме того, социально-психологическими
факторами дисциплины являются разнообразные
взаимодействия между военнослужащими
в целях достижения порядка и организованности,
в том числе взаимные требования, согласованные
совместные действия, коллективные убеждения
и внушения, взаимный контроль, воздействие
личным примером.
Важнейшим условием укрепления воинской
дисциплины в части (подразделении) является
постоянное совершенствование педагогической
культуры офицерских кадров.
Все психолого-педагогические составляющие
воинской дисциплины действуют взаимосвязано.
Эффективность влияния каждой из них на
поведение военнослужащего зависит от
наличия и действенности других составляющих.
При этом решающая роль эффективного влияния
психолого-педагогических факторов на
состояние воинской дисциплины в части,
подразделении принадлежит командиру,
заместителю командира по воспитательной
работе, другим офицерам, их умению утверждать
уставной правопорядок и привлекать к
работе по укреплению воинской дисциплины
весь воинский коллектив, каждого военнослужащего.
Важно иметь в виду, что ни коллектив сам
по себе, ни каждый военнослужащий в отдельности,
какими бы дисциплинированными они ни
были, не обеспечат в части, подразделении
высокой организованности и порядка без
квалифицированного руководства, единой
воли командира (начальника), опирающегося
на воинский коллектив.
2
Задачу укрепления
дисциплины в армии и на флоте
следует рассматривать с
Деятельность офицерских кадров по укреплению
и поддержанию воинской дисциплины строится
на основе следующих принципов:
- индивидуальный и дифференцированный
подход;
- опора на положительное в деятельности
военнослужащего;
- предметность, адресность и персонифицированность
требований;
- неотвратимость ответственности за нарушение
требований дисциплины;
- систематичность, последовательность
и оперативность в реагировании на нарушения;
- объективность при оценке состояния
воинской дисциплины;
- целенаправленное стимулирование дисциплинарного
поведения и стремление к самодисциплине.
Командир части (подразделения), являясь
организатором всей работы по укреплению
воинской дисциплины:
1) лично изучает ее состояние;
2) выявляет причины нарушений дисциплины;
3) определяет и оценивает работу командиров
подразделений по укреплению дисциплины;
4) определяет наиболее эффективные формы
и методы этой работы;
5) определяет цель, основные направления,
пути и способы достижения высокого уровня
воинской дисциплины в подразделениях
и части в целом.
Необходимо акцентировать внимание, что
вся работа должна носить плановый, непрерывный
и комплексный характер. Практически это
означает умение командира (начальника)
охватить своим вниманием все сферы воинской
деятельности: боевую подготовку, караульную
и внутреннюю службу, вопросы быта и досуга
личного состава, повседневную служебную
и внеслужебную деятельность военнослужащих.
На практике это осуществляется таким
образом:
I. По содержанию: как единство всех составных
частей воспитания: госуда рственно- патриотического,
воинского, нравственного, правового,
эстетического и физического воспитания.
П. По организации и методике это означает:
1. Постоянное руководство воспитательной
работой:
- своевременное определение целей и постановка
задач в области воинской дисциплины;
- включение в воспитательную работу всех
категорий руководителей и координация
этой деятельности;
- квалифицированное знание руководящих
документов;
- систематическое обсуждение вопросов
и проблем данной работы на совещаниях
и заседаниях, на собраниях и сборах различного
уровня.
2. Обеспечение высокой теоретической
и методической подготовки всех категорий
командиров (начальников).
3. Охват воспитательным воздействием
100 % личного состава и учет в воспитательной
работе социальных, психологических, национальных,
профессиональных и других особенностей
всех категорий военнослужащих:
- обеспечение непрерывного воспитательного
воздействия на все стороны жизни личного
состава;
- оперативность и гибкость в работе;
- использования всего комплекса форм
и методов работы (см. схему 1), дифференцированный
подход в воспитании различных категорий
военнослужащих;
- высокое педагогическое мастерство,
педагогический такт и профессиональное
владение педагогической техникой.
4. Постоянный контроль
и практическая проверка результатов
воспитательной работы.
5. Анализ состояния воинской дисциплины
(см. схему 2).
6. Обмен передовым
опытом, его обобщение и распространение.
Таковы общие требования и основные направления,
формы и методы работы должностных лиц
части (корабля) по поддержанию и укреплению
правопорядка и воинской дисциплины. Но
каждая часть (подразделение) имеет свои
специфические задачи, которые накладывают
характерные особенности на повседневную
деятельность военнослужащих. Исходя
из этого, при решении проблем укрепления
воинской дисциплины в конкретной части
(подразделении) необходимо учитывать
ее специфику.
Таким образом, закономерности и принципы
воинской дисциплины определяют основные
направления деятельности офицерских
кадров и позволяют им на этой основе совершенствовать
систему поддержания дисциплины, содержание,
формы и методы воспитательных воздействий,
создавать условия, способствующие организованности
личного состава.
Методические
рекомендации
1. В начале лекции следует остановиться
на актуальности данной темы, обусловленной
реальным состоянием воинской дисциплины,
необходимостью изучения, обобщения, систематизации
и распространения передового опыта работы
по укреплению правопорядка и дисциплины
в части (подразделениях).
2. При рассмотрении первого вопроса необходимо
уделить внимание раскрытию сущностного
и содержательного аспектов воинской
дисциплины. Особое внимание следует обратить
на ее характерные черты и закономерности.
Затем целесообразно дать подробную характеристику
психолого-педагогическим основам воинской
дисциплины, уделяя особое внимание индивидуально-личностным
качё&твам военнослужащих и педагогическому
мастерству офицерских кадров.
3. В ходе рассмотрения второго вопроса
акцент необходимо сделать на важности
соблюдения принципов деятельности по
укреплению воинской дисциплины, а также
подробно рассказать о деятельности командиров
(начальников) с содержательной, организационной
и методической сторон.
4. На лекционном занятии рекомендуется
активно использовать цифровой и фактический
материал, характеризующий состояние
и динамику правопорядка и воинской дисциплины
в части (на корабле).
Рекомендуемая
литература:
1. Дисциплинарный устав Вооруженных
Сил Российской Федерации. -М.: Военное
издательство, 1994. - с. 199 - 242.
2. Концепция воспитания военнослужащих
Вооруженных Сил Российской Федерации
// Приложение № 3 к приказу министра обороны
Российской Федерации 2004 года № 70 «Об
органах воспитательной работы Вооруженных
Сил Российской Федерации».
3. Воспитательная работа: содержание,
организация, методика. -М.: ГУВР, 2002. - с.32
- 43.
4. Анашкин О., Сливин Т. Формы и методы
работы младшего командира по формированию
у подчиненных дисциплинированности и
исполнительности // Ориентир. - 2003. - №
3.
5. Лякишев В. Правовые основы укрепления
воинской дисциплины и правопорядка //
Ориентир. - 2002. - № 9.
6. Методика поэтапной профилактики нарушений
уставных правил взаимоотношений между
военнослужащими в подразделении. - М.:
ГУВР, 2002.