Психология взаимодействия людей. Межличностные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:08, реферат

Описание работы

Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.

Содержание

Введение 3
Взаимодействия в группе 4
Личность и группа: проблема лидерства 9
Межгрупповые отношения 12
Заключение 14
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

Психология взаимодействия людей.docx

— 38.50 Кб (Скачать)

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

1. бытовой тип лидерства  (в школьных, студенческих группах,  досуговых объединениях, в семье);

2. социальный тип лидерства  (на производстве, в различных  обществах: творческих и т.д.);

3. политический тип лидерства  (государственные, общественные лидеры).

Черты лидера определяются совокупностью  следующих физических и личностных качеств.

Личностные качества: интеллигентность в вербальном и символическом  плане; инициативность, т.е. способность  направлять активность в определенном направлении; уверенность в себе (благоприятная самооценка); привязанность к сотрудникам; решительность, мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин); зрелость; мотивационные способности.

Можно выделить следующие  типы лидеров, опираясь на ряд категорий:  обаятельный — авторитетный; лидер  «с воображением» (творческой фантазией),) «душевный» — лидер-контролер, манипулятор.

От лидера зависит умелый анализ реальной действительности: формирование линии поведения, программа действий, принятие решения. После этого начинается мобилизация сил и средств. Лидер  добивается поддержки всей группы или  ее подавляющей части для организации  исполнения принятых решений, что предусматривает:

    • подбор и расстановку исполнителей;
    • доведение до них решений;
    • уточнение и адаптацию решений применительно к месту исполнения;
    • создание внешних и внутренних условий исполнения;
    • координацию деятельности исполнителей;
    • подведение итогов и анализ результатов.

В зависимости от преобладающих  функций выделяют следующие виды лидеров: лидер-организатор, лидер-творец, лидер-борец, лидер-дипломат, 
лидер-утешитель.

Совокупное лидерство  в группе складывается из следующих  компонентов: «эмоционального» (сердце группы), «делового» (руки группы), «информационного» (мозг группы). Наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такой универсальный лидер встречается  редко. Психоаналитики выделяют десять типов лидерства: «соверен», или «патриархальный повелитель», «вожак», «тиран», «организатор», «соблазнитель», «герой», «дурной пример», «кумир», «изгой», «козел отпущения».

Межгрупповые  отношения

 

Межгрупповые  отношения— совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение, восприятие многообразных связей, возникающих между группами социальными, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.

Специфика восприятия межгруппового  заключается: 1) в объединении индивидуальных представлений в некое целое, качественно отличное от составляющих его элементов; 2) в длительном и  недостаточно гибком формировании представлений  межгрупповых, обладающих устойчивостью  к внешним влияниям; 3) в схематизации и упрощении возможного диапазона  сторон восприятия другой группы. В  целом представления межгрупповые отличаются яркой эмоциональной  окрашенностью, резко выраженной оценочной  направленностью, а потому весьма уязвимы  в том, что касается их истинности, точности и адекватности. Так, свойственная им стереотипность часто приводит к приписыванию сходных характеристик всем членам некоей группы или общности социальной без достаточного осознания возможных различий между ними.

Названные особенности восприятия межгруппового четко проявляются  в процессе установления различий между  собственной и другой группами, играющем важнейшую роль в детерминации отношений  межгрупповых. Самый типичный эффект межгруппового сравнения — тенденция к завышенной оценке достоинств своей группы, выражаемая в стремлении всячески благоприятствовать ее членам в противовес членам «чужих» групп (эффект дискриминации межгрупповой) и нередко сопровождаемая недооценкой последних (фаворитизм внутригрупповой).

Менее распространена обратная тенденция — установление позитивно  оцениваемых различий в пользу некоей другой группы, коей отдается предпочтение перед собственной. В крайних выражениях первая тенденция приводит к появлению напряженности и враждебности в отношениях межгрупповых, вторая — к ослаблению связей внутригрупповых, девальвации ценностей внутригрупповых, дестабилизации и дезинтеграции группы как таковой.

Отечественными исследователями  обоснован вторичный характер этих эффектов по отношению к объективным  условиям взаимодействия групп, вопреки  широко распространенному в зарубежной психологии мнению об их универсальности  и неизбежности в отношениях межгрупповых. Так, показано, что эти эффекты  определяются типом совместной деятельности межгрупповой, зависят от уровня развития группового и нетипичны для подлинного коллектива.

Подчеркивается, что как  социальное явление отношения межгрупповые в конечном счете обусловлены не психологическими механизмами установления тождества и различия, симпатии и отвержения, а идеологическими, экономическими, политическими и другими социальными факторами.

Заключение

 

Человек составляет основу организации, ее сущность и ее основное богатство. Однако с позиций управления нельзя говорить о человеке вообще, так  как все люди разные. Люди ведут  себя по-разному, у них различные  способности, различное отношение  к своему делу, к организации, к  своим обязанностям, люди имеют различные  потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Наконец, люди по-разному воспринимают действительность окружающих их людей и самих себя в этом окружении. Все это говорит  о том, что взаимодействие людей в группе исключительно сложное, но в то же время исключительно ответственное и важное для судьбы организации дело.

В любой организации человек  работает в окружении коллег, товарищей  по работе. Он является членом формальных и неформальных групп. И это оказывает  на него исключительно большое влияние, либо помогая более полно раскрываться его потенциалу, либо подавляя его способности и желания работать производительно, с полной отдачей. Группы играют очень важную роль в жизни каждого члена организации. Поэтому каждый руководитель должен учитывать этот факт в построении работы организации, в управлении кадрами, рассматривая каждого работника как индивида, обладающего набором определенных характеристик, как специалиста, призванного выполнять определенную работу, как члена группы, выполняющего определенную роль в групповом поведении, и как человека, который учится и меняет свое поведение в соответствии с принципами научения поведению.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Гусева Т.И., Каратьян Т.В. Психология личности. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.
  2. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология.  2-е изд., стер. - М.: Академия, 2010 - 464 с. 
  3. Психология.  / Под ред. Дружинина В.Н. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с. 
  4. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 2008. – 331 с.
  5. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии.  Экзаменационный экспресс-справочник. - Ростов-на-дону: март, 2009 - 256 с.
  6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека.  - М.: аспект пресс, 2005 - 460 с. 

Информация о работе Психология взаимодействия людей. Межличностные отношения