Психология воображения

Автор: Ольга Любавина, 26 Сентября 2010 в 13:18, реферат

Описание работы

Воображение, или фантазия, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии - коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение.
Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может быть средством создания образов, не программирующих активную деятельность, но заменяющих ее.
Первое и важнейшее назначение воображения как психологического процесса заключается в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, представить не только конечный продукт труда (например, стол завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы собрать стол). Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности – создает психическую модель конечного или промежуточного продукта труда, что и способствует его промежуточному воплощению.
Воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо новые решения, оно мотивируется потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т.е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены.
Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат.

Содержание

Понятие о воображении 3
Виды воображения 5
Аналитико-синтетический характер процессов воображения 7
Воображение и органические процессы 9
Список используемой литературы 11

Работа содержит 1 файл

Психология воображения.doc

— 59.00 Кб (Скачать)

ГОУВПО «Мордовский  государственный университет имени  Огарева»

Факультет экономический

Кафедра психологии 
 
 
 
 

Контрольная работа на тему: «Психология воображения.

                        Виды  воображения» 
 
 
 
 
 
 

                                    Выполнил студент 2-го курса

                                    Экономического факультета,

                                    заочного отделения

                                    специальности маркетинг

                                    206 группы 

                                    Кирсанова Ольга  Александровна 

                                    Проверил: Лобанова Наталья Евгеньевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Саранск 2008-2009 учебный год 
 

Содержание 
 

Понятие о воображении        3

Виды  воображения         5

Аналитико-синтетический  характер процессов воображения  7 

Воображение и органические процессы      9

Список  используемой литературы       11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Психология  воображения. Виды воображения 
 

Понятие о воображении 
 

      Воображение, или фантазия, принадлежит к числу  высших познавательных процессов, в  которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат  труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии - коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение.

      Воображениеэто необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.  Вместе с тем воображение может быть средством создания образов, не программирующих активную деятельность, но заменяющих ее.

      Первое  и важнейшее назначение воображения  как психологического процесса заключается  в том, что оно позволяет представить  результат труда до его начала, представить не только конечный продукт  труда (например, стол завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы собрать стол). Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности – создает психическую модель конечного или промежуточного продукта труда, что и способствует его промежуточному воплощению.

      Воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо новые решения, оно мотивируется потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т.е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены.

      Ценность  воображения в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже  при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды  воображения 

      Воображение может функционировать на различных  уровнях. По степени выразительности активности различают два вида воображения: пассивное и активное.

      Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать.

      Пассивное воображение может быть преднамеренным или непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности (например, спортсмен грезящий о готовящихся соревнованиях).

      Непреднамеренное  пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания его расстройствах, также проявлением пассивного воображения является галлюцинация, при которой человеком воспринимается несуществующий объект. Этот образ настолько яркий, что человек абсолютно убежден в его реальности. Больное воображение рисует чертей, чудовищ, опасные ситуации.

      Активное  воображение может быть воссоздающим и творческим.

      Воссоздающее  воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этот вид воображения является непременным атрибутом любой учебной деятельности и проявляется  при чтении литературы, изучении географических карт, исторических описаний, рассмотрению чертежей и проектов. Создание образов воссоздающего воображения может происходить со слов других людей на основании письменных и вещественных документов.

      Творческое  воображение  выражается в создании нового, оригинального образа, идеи. В данном случае понятие «новый» может иметь двоякое значение: как объективно новое и как субъективно новое. Объективно новые образы – это образы таких предметов, которых не существует в действительности ни в материальном, ни в идеальном виде. Субъективно новое – это то,  что ново для данного человека. Творческое воображение представляет собой активное, целеустремленное оперирование наглядными представлениями в поиске путей удовлетворения потребностей.

      Особым  видим воображения, является мечта как образ желаемого будущего. Мечтать – значит создавать образ будущего, принятые для нас, образы того, что человек хотел бы осуществить, но в данный момент не может; того, что удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека. Можно говорить о реальности и нереальности мечты. В первом случае мечта по своей сути торжественна цели деятельности и человек отчетливо представляет ее содержание и пути достижения. Для нереальной мечты характерно лишь ее содержание при  отсутствии или невозможности путей реализации. Нереальная мечта практически неотделима от грез, которые захватывают человека и позволяют компенсировать жизненные проблемы в плане воображения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Аналитико-синтетический характер процессов воображения  

      Процессы  воображения имеют аналитико-синтетический характер, как и процессы восприятия, памяти, мышления. Уже в восприятии и памяти анализ позволяет выделить и сохранить некоторые общие, существенные черты объекта и отбрасывать несущественные. Этот анализ завершается синтезом – созданием своего рода эталона, при помощи которого осуществляется опознание тех объектов, которые при всех изменениях не выходят за пределы определенной меры сходства. Анализ и синтез в воображении имеют другое направление и обнаруживают при активном процессе оперирования с образами другие тенденции.

      Основная  тенденция памяти - возобновление образов в максимальном приближении к эталону, т.е. в конечном счете приближение к точной копии ситуации. Имеющей когда-то место в поведении, или объекта, который был воспринят, понят, осознан.

      Основная  тенденция воображения – преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном счете создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникающей.

      И та и другая тенденции являются относительными: мы узнаем своего знакомого и через много лет, хотя его черты, одежда, даже голос заметно изменились, и точно так же в любом новом образе, созданном фантазией,

проступают  черты известного.

      Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах.

      Самая элементарная форма синтезирования образов -  агглютинация -  предлагает «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых, качеств, свойств, частей. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках и т.д.), она используется и в техническом качестве (например, танк – амфибия, соединяющий качества танка и лодки, аккордеон – сочетание фортепиано и баяна).

      По  форме преобразования представления агглютинации близка гиперболизация, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (великан огромный, как гора, и мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета и их смешением: многорукие боги в индейской мифологии, драконы с семью головами и т.д.

      Возможный путь создания образа фантазии – заострение, подчеркивание каких-либо признаков. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые карикатуры.

      Синтез  представления в воображении может быть произведен при помощи типизации, широко используемой в художественной литературе, скульптуре, живописи, для которых характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Воображение и органические процессы 

      Продуцирующий образы фантазии человеческий мозг оказывает регулирующее воздействие на периферические части организма, имеет процесс их функционирования. Еще в средние века был известен поразительный факт: у некоторых людей, преимущественно страдавших  нервным расстройством (истерией), после размышлений о муках, которые претерпел на кресте Иисус Христос, появлялись знаки распятия на ладонях и ступнях ног и виде кровоподтеков и даже язв. Такие знаки получили название стигматы (по-гречески «стигма» означает «рубец», «знак»).

      Некоторые наблюдения над людьми, отличающимися  впечатлительностью и богатым воображением, дают также интенсивные факты  о влиянии воображением на протекание физиологических процессов.

      Некоторые расстройства психической деятельности своим возникновением также обязаны чрезмерной впечатлительности и живому воображению. Иногда непосредственным поводом для подобного заболевания становится неправильно понятое слово авторитетного человека. Известны случаи, когда под влиянием неосторожного слова врача пациент воображает, что он заболел опасной болезнью, и у него развиваются соответствующие симптомы. Возникают так называемые ятрогенные заболевания. Травмирующее воздействие, возбуждающее фантастические страхи, может вызвать и педагогически бестактный поступок учителя или его неосторожное слово. Так возникают нервные расстройства, которые иногда называют дидактогенными.

      Известны  так называемые идеомоторные акты – движения, которые возникают тогда, когда человек только представляет их себе. В этих актах сказывается реактивность сосудистой системы.

      Продуцирующий образы фантазии мозг – это единая система; изменение в одной ее части сказываются и на работе других его отделов. Мозг как целое  оказывает  регулирующее воздействие  на все органы человеческого тела. Любой психический процесс приводит к тем или иным сдвигам в жизнедеятельности организма. В свою очередь воображение, как и другие психические процессы, оказывает значительное влияние на работу многих систем человеческого организма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психология воображения