Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:09, реферат
Психическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов воспринимаемых предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было, и образов представляемого будущего.
Основные свойства
внимания.
Внимание отвечает
не только за направление потока психической
жизни человека, но и за другие его
важные особенности. Действительно, поток
может двигаться по широкому или
узкому руслу. От этого, как мы знаем, будет
зависеть его энергия; определенное направление
может удерживаться длительное или короткое
время, при этом в разных условиях переключение
потока из одного русла в другое может
осуществляться с различной скоростью
и требовать неодинаковых усилий; поток
психической жизни способен иногда как
бы раздваиваться и устремляться по параллельным
или не очень параллельным дополнительным
каналам; наконец, струи этого потока не
текут плавно и безмятежно, а как бы пульсируют
в своих берегах. Сложная динамика психической
жизни человека выражается в основных
свойствах внимания.
Особое значение
для достижения успеха в любой
деятельности имеет сосредоточенность
и устойчивость внимания, которые
характеризуют глубину, длительность
и интенсивность психической
деятельности человека. Именно сосредоточенность
и устойчивость отличают людей, страстно
увлеченных делом, умеющих ради основного
отключиться от многочисленных побочных
раздражителей.
Перечитайте описания
процесса вдохновенной творческой деятельности,
помещенные в предыдущей главе, и
вы убедитесь в правильности слов
австрийского писателя С. Цвейга, который
говорил о великой тайне “
Даже при очень
устойчивом и сосредоточенном внимании
всегда есть кратковременные непроизвольные
изменения степени его
Поднесите к уху
часы и вы заметите, что тиканье их то усиливается,
то ослабляется и вдруг на мгновение вообще
исчезает. Колебания внимания легко наблюдать
и при зрительных восприятиях с помощью
двойственных изображений. Что вы видите
на рисунке: вазу на черном фоне или два
профиля на белом? Как только человек увидит
оба изображения, в силу вступают колебания
внимания: изображение как бы пульсирует
- вы видите то вазу, то профили.
Двойственным является
и изображение усеченной
Как заставить себя,
например, для полного усвоения несколько
раз внимательно прочитать один
и тот же текст - статью или параграф
учебника? Этого можно добиться,
если перед каждым повторным чтением
ставить новые задачи. Сказать
себе: “Первый раз читаю для
общего ознакомления, теперь прочту, чтобы
усвоить логику доказательств, которые
приводит автор, дальше важно понять,
как этот материал связан с предыдущим”,
и т. д. Иными словами, надо учиться
смотреть даже на знакомые явления
с новой точки зрения.
Под распределением
внимания понимают субъективно переживаемую
способность человека удерживать в
центре внимания определенное число
разнородных объектов одновременно.
Именно эта способность позволяет
совершать сразу несколько
Исследование распределения
внимания имеет большое практическое
значение. Для этой цели используются
так называемые таблицы Шульте. На
этих таблицах изображены два ряда беспорядочно
разбросанных цифр, красных и черных. Испытуемый
должен в определенной последовательности
называть серию цифр, чередуя каждый раз
красную и черную цифру. Иногда эксперимент
усложняют - на красную цифру надо показывать
в прямом порядке, а на черную - в обратном.
Как показали исследования, у отдельных
испытуемых здесь отчетливо выступают
значительные индивидуальные различия.
Исследователи (в частности, А. Р. Лурия)
считают, что эти различия могут надежно
отражать некоторые вариации силы и подвижности
нервных процессов и с успехом использоваться
в диагностических целях.
Многие авторы считают,
что распределение внимания, по существу,
является обратной стороной его переключаемости.
Переключаемость или
Следующее свойство
внимания - это его объем. Объем
внимания - особый вопрос. Известно, что
человек не может одновременно думать
о разных вещах и выполнять
разнообразные работы. Это ограничение
вынуждает дробить поступающую
извне информацию на части, не превышающие
возможности обрабатывающей системы.
Таким же образом человек обладает
весьма ограниченными возможностями
одновременно воспринимать несколько
независимых друг от друга объектов
- это и есть объем внимания. Важной
и определяющей его особенностью
является то, что он практически
не поддается регулированию при
обучении и тренировке.
Исследование объема
внимания обычно производится путем
анализа числа одновременно предъявляемых
элементов (чисел, букв и т.п.), которые
могут быть с ясностью восприняты
субъектом. Для этих целей используется
прибор, позволяющий предъявить определенное
число раздражителей так
Понятие объем внимания
очень близко к понятию объем
восприятия и широко применяемые
в литературе понятия поля ясного
внимания и поле неясного внимания
очень близки к понятиям центра и
периферии зрительного
Отвлекаемость и
рассеянность внимания
Отвлекаемость (отвлечение)
внимания - это непроизвольное перемещение
внимания с одного объекта на другой.
Оно возникает при действии посторонних
раздражителей на человека, занятого
в этот момент какой-либо деятельностью.
Отвлекаемость может быть внешней
и внутренней. Внешняя отвлекаемость
возникает под влиянием внешних раздражителей;
при этом произвольное внимание становится
непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы
или явления, которые появляются внезапно
и действуют с меняющейся силой и частотой.
Как было сказано, в ответ на эти раздражители
у человека появляется трудно угасаемый
ориентировочный рефлекс. Во время учебных
занятий школьников как в классе, так и
дома должны быть устранены предметы и
воздействия, отвлекающие детей от их
основного дела.
Внутренняя отвлекаемость
внимания возникает под влиянием
сильных переживаний, посторонних
эмоций, из-за отсутствия интереса и
чувства ответственности за дело,
которым в данный момент занят
человек. Чтобы ученик мог внимательно
и успешно учиться, следует устранять
из его жизни отвлекающие его от занятий
отрицательные переживания: страх, гнев,
обиду, чувство оскорбленного достоинства
и пр. Воспитание у школьников стойкого
и глубокого интереса к знаниям также
является важным условием борьбы с отвлекаемостью
внимания.
Физиологической основой
внешней отвлекаемости внимания
является отрицательная индукция процессов
возбуждения и торможения, вызванная
действием внешних
Рассеянностью называется
неспособность человека сосредоточиться
на чем-либо определенном в течение
длительного времени. Встречается
два вида рассеянности: мнимая и
подлинная.
Мнимая рассеянность
- это невнимание человека к непосредственно
окружающим предметам и явлениям,
вызванная крайней
Рассеянность как
следствие внутренней сосредоточенности
не причиняет большого вреда делу,
хотя и затрудняет ориентацию человека
в окружающем мире. Хуже подлинная
рассеянность. Человек, страдающий рассеянностью
этого рода, с трудом устанавливает
и удерживает произвольное внимание
на каком-либо объекте или действии.
Для этого ему требуется
Причины подлинно рассеянного
внимания разнообразны. Их знание необходимо
учителю, чтобы не укреплять рассеянность
некоторых детей, а бороться с
ней. Причиной подлинной рассеянности
может быть общее расстройство нервной
системы (неврастения), малокровие, болезни
носоглотки, затрудняющие поступление
воздуха в легкие и, следовательно,
обедняющие кислородное питание
мозговых клеток. Иногда рассеянность
появляется в результате физического
и умственного утомления и
переутомления, тяжелых переживаний.
Одной из причин подлинной
рассеянности является перегрузка мозга
большим количеством
Тесты.
1. В шести квадратах
размещены белые и черные