Психология в сфере личных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 08:25, реферат

Описание работы

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные.

Содержание

Введение…………3
1) Понятие отраслей психологии…………….4
2) Основные отрасли психологии……………5-10
3) Схема………………9-11
4) Другие отрасли психологии……………….12-13
5) Заключение……………..14
6) Список литературы…………………….15

Работа содержит 1 файл

психологияWord (8).docx

— 368.41 Кб (Скачать)

Психодиагностика

Психодиагностика - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Согласно современному общенаучному представлению, под термином "диагностика" подразумевают распознавание состояния определенного объекта или систем путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагоностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. Соответственно, о психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об особого рода объектах диагностического познания - о наделенных психикой конкретных людях. 

Психотерапия

Психотерапия - разновидность активного психологического воздействия на пациента, находящегосяв болезненном состоянии, либо в состоянии кризиса или стресса. Психотерапияподразумевает как купирование болезненных проявлений, так и коррекциюиндивидуальных психологических свойств человека с помощью специальных способовпсихотерапевтического воздействия. Способов же этих на сегодняшний день имеется огромноеколичество. 
 

 

 
 
 

 

Другие  отрасли психологии

Существуют  отрасли психологии, которые не обнаруживают явного тяготения ни к одной из вышеперечисленных групп наук, а  сохраняют отношения со всеми.

Любая отрасль психологии имеет свою методологическую базу и решает в той или иной форме прикладные задачи. Трудно представить  себе, например, выделение из нейропсихологии  отдельно психологической дисциплины, специально посвященной методологии  нейропсихологических исследований. Поэтому  мы считаем, что словосочетания «психология  развития» и «возрастная психология» -- синонимы. Впрочем, проблемы психологии развития в психологической науке  разрабатываются и на более высоком  уровне абстракции -- а именно в общей  психологии, которая принадлежит  к собственно фундаментальным отраслям психологии. 

Курсом  общей психологии традиционно открывается  обучение на психологических факультетах. Чаще всего она понимается как  отрасль психологии, теоретически и  экспериментально изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики в деятельности человека и животных. Как фундаментальная  дисциплина она должна заниматься разработкой  самых общих вопросов психологической  науки, а именно определением ее объекта  и предмета, разработкой методологического  инструментария, включая принципы психологического познания, разработкой системы психологических  категорий, познанием наиболее общих  законов функционирования и развития психики (нормального и аномального) и т.п. Для этой цели служат как  собственно теоретико-методологические, так и экспериментальные и  другие эмпирические исследования отдельных  аспектов изучаемой в психологии реальности, призванные подтвердить  или опровергнуть те или иные теоретические  предположения. Результаты общепсихологических  разработок, производимых на известном  уровне абстракции, необходимы для  каждой конкретной отрасли психологической  науки -- будь то патопсихология или  возрастная психология; напротив, результаты исследований в конкретных отраслях психологии обобщаются в общей психологии. 

Поэтому овладение ею означает появление  у каждого психолога профессионального  мировоззрения и собственно психологического мышления. 

Сверхзадачей  общей психологии, как и любой  фундаментальной дисциплины, является рефлексия психологической науки, обобщение результатов и достижений конкретных психологических дисциплин  с целью определения перспектив развития психологической науки  в целом. Аналогичную задачу ставит перед собой и другая важнейшая  отрасль психологической науки -- история психологии. Для психологии эта дисциплина имеет чрезвычайно  важное значение.  

Историю психологии (в отличие, быть может, от истории биологии, истории физики и т.п.) не следует воспринимать как  некий «довесок» к современной  психологии, который надо изучать  лишь «для общего развития». Напротив, современное состояние психологической  науки можно охарактеризовать как  «живую историю», в которой сегодня  благополучно сосуществуют едва ли не все ранее возникавшие варианты решения ее фундаментальных проблем. История психологии, изучающая на конкретно-историческом материале  процессы становления и развития психологии как науки, механизмы  научного творчества в психологии, причины и закономерности возникновения  и распада научных школ и т.п., также выступает формой научно-психологической  рефлексии, дополняя тем самым общую  психологию.  

Таким образом, без общей психологии и  истории психологии невозможно «самопознание» (рефлексия) психологической науки, только первая решает эту задачу в  синхроническом аспекте, вторая -- в  диахроническом.  

 

Заключение 

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность  на отдельные отрасли, которые нередко  весьма далеко расходятся и существенно  отличаются друг от друга, хотя и сохраняют  общий предмет исследования - факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется  встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию - с  техническими науками, через педагогическую психологию - с педагогикой, через  социальную психологию. 

 

Литература 
 

1. Гиппенрейтер  Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. -- М., 1988 (или более  поздние издания). -- Лекция 1. 

2. Иванников  В. А. Отрасли психологии // Хрестоматия  по курсу «Введение в психологию»  / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. -- М., 1999. -- С. 40 -- 67; Иванников В.А. Психология  сегодня. -- М., 1981. 

3. Соколова  Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2005. -- 352 с.

Информация о работе Психология в сфере личных отношений