Психология в деятельности сотрудников ОВД

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:47, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотрение психических состояний сотрудников правоохранительных органов. Для этого необходимо:
раскрыть понятие эмоций и чувств как форм психического отражения,
определить содержание психических состояний сотрудников ОВД,
выявить особенности проявления психических состояний в экстремальных условиях профессиональной деятельности.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3
2. Эмоции и чувства в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел………………….……………………………..……….5
3. Психические состояния в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел…………………………………………………………8
4. Особенности проявления психических состояний в экстремальных ситуациях профессиональной деятельности……………………..…………….16
5. Заключение…………………………………………………………………….19
6. Список использованной литературы…..………………………...………......20

Работа содержит 1 файл

контрольная по психологии.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

      В развитии стрессового  состояния Г. Селье выделил  три этапа (стадии):          тревоги, сопротивления (резистентности), истощения. Первый этап состоит из фазы шока – чувства беспокойства, перестройки физиологических функций организма, временного снижения сопротивляемости организма и фазы противошока, когда возникает мобилизация внутренних адаптационных резервов, защитных сил. На втором этапе организм человека, его психика перестраиваются, приспосабливаются, адаптируются к новым условиям жизнедеятельности. На третьем этапе происходит истощение «адаптационной энергии», возникают патологические дистрофические процессы, приводящие к дезорганизации деятельности, нервно-эмоциональному срыву и даже смертельному  исходу.        

      Стресс и опасен, и необходим для жизни. При стрессе проявляются максимальные адаптационные возможности человека.

      Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть,  совершать согласно с чувством) – внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и в крайней активизации импульсивных действий; это кратковременный эмоциональный процесс взрывного характера, стремительно овладевающий человеком, бурно протекающий, характеризующийся значительными изменениями сознания, частичным снижением волевого контроля.

      Аффект вызывается  очень сильными и неожиданными  раздражителями, когда человек не  подготовлен к обдуманной реакции на них, он является эмоциональным взрывом в условиях дефицита информации, необходимой для адекватного поведения. Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением волевой регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее  обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные действия.

      В состоянии аффекта  нарушается важнейший механизм  деятельности – избирательность  в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение  человека, формируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление. Это «сужение сознания» при аффекте связано с нарушением взаимодействия возбуждения и торможения. В состоянии аффекта страдает прежде  все го тормозной процесс, возбуждение начинает беспорядочно распространяться в подкорковые зоны мозга, эмоции теряют контроль со стороны сознания. Аффект сопровождается значительными изменениями в деятельности внутренних органов (дыхания, сердечной деятельности, составе крови и т.д.), резкими внешними движениями (жестикуляция, специфические мимические выражения, резкий крик, плач и т.п.). Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и сопровождается частичной амнезией, расстройством памяти. Во всех многообразных аффектах (страх, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т.п.) можно выделить следующие этапы. На первом этапе резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности. На втором этапе перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями. На заключительном этапе происходит спад нервного напряжения, возникает состояние депрессии, слабости.

      Субъективно аффект  переживается как состояние, происходящее  помимо воли человека, как бы  навязанное извне. Однако состояние  аффекта не является патологическим  состоянием. Усиленным волевым контролем  в начальной стадии развития аффекта этого состояния можно не допускать. Особенно важно сосредоточить сознание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения. Одним  из приемов преодоления аффекта является произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение деятельности. Однако самым важным условием преодоления аффектов является моральное качество личности, жизненный опыт человека и его воспитание. Люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения более склонны к аффектам, однако эта склонность с успехом может быть преодолена в результате самовоспитания.

      Состояние аффекта  не является состоянием невменяемости.  Аффект – это болезненная,  не патологическая дезорганизация  психики. Дезорганизация сознания  при аффекте может учитывать лишь  как обстоятельство, смягчающее ответственность, а также при квалификации преступного деяния.

      В этих нормах  закона имеется в виду физиологический аффект. Его следует отличать от  патологического аффекта – болезненного нервно-психического перевозбуждения, связанного с полным помутнением сознания, парализацией воли.

Различительные признаки физиологического и патологического  аффекта

 

Физиологический  аффект

Патологический  аффект

1.Высокая интенсивность  возбуждения

1.Сверхинтенсивность  перевозбуждения

2. Соответствие вызвавшей  причине

2. Несоответствие вызвавшей  причине

3. Значительная дезорганизация  сознания

    («сужение сознания»)

3. Полная дезорганизация  сознания,

    умопомрачение

4. Несдержанность в  действиях

4. Полная потеря способности отдавать

    отчет в  своих действиях

5. Несвязанность ассоциативных  идей,

    доминирование  одного представления

5. Бессвязное хаотическое  сочетание идей

6. Сохранение отдельных  воспоминаний

6. Амнезия.


 

      Импульсивные действия, совершенные в состоянии аффекта, являются малоосознанными, но это не означает, что они полностью не связаны с сознанием. Лишь психически больной человек ничего не осознает. Импульсивные действия, вызванные физиологическим аффектом, являются необдуманными, но не случайными. Они зависят от установок личности, системы его отношений к различным явлениям действительности.

     Преступление, совершенное  в состоянии аффекта, уголовно  наказуемо, поскольку человек  всегда в состоянии предотвратить  наступление аффекта, а само  состояние аффекта не предопределяет антисоциальных действий.

     Поскольку сильное  душевное волнение оказывает  влияние на квалификацию преступления  и на меру наказания, это  состояние подлежит доказыванию  и для его установления требуется  проведение судебно-психологической экспертизы.

     Фрустрация (от лат. Frustratio – катастрофа, крушение планов, тщетное ожидание) стойкое и глубокое отрицательное эмоциональное состояние, вызванное крушением близкодостижимой и значимой цели, срыв стратегических планов личности, сопровождающееся, как правило, агрессивными проявлениями в отношении фрустратора. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности. Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией новую, защитную, направленную на преодоление возникшего препятствия. Прежняя и новая мотивация реализуются в эмоциональных реакциях. Фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной мотивации

      Самой распространенной  реакцией на фрустрацию является  возникновение генерализованной  агрессивности, направленной чаще  всего на препятствия. Адекватная  реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать) или объект (сломать его).

            Состояние фрустрации связано  со значительной и продолжительной  дезорганизацией психических процессов  (ослабление памяти, способности  к логическому мышлению и т.п.). Труднопреодолимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины этого состояния. Поэтому в состоянии фрустрации человек сознательно ищет какие-либо компенсирующие выходы или неосознанно совершает неадекватные действия: уходит в мир грез, иногда регрессирует, возвращается к более  ранним стадиям психического развития. Фрустрационная толерантность – устойчивость индивида к фрустрационным воздействиям

     Состояние   тревожности  и психической    напряженности.  В случае возникновения ситуации, имеющей неопределенный, противоречивый характер, субъект может испытывать двойственные (амбивалетные) эмоциональные состояния, чувства, нарушающие его привычную деятельность, вызывающие озабоченность, повышенную тревожность и напряженность. Эти психические состояния обозначаются как ощущения неопределенной угрозы и   как чувство диффузного опасения  и тревожного ожидания.

      Состояние тревоги (тревога, тревожность) – особое  эмоциональное состояние психической напряженности человека, возникающее в результате предчувствия им неопределенной, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности. Тревога вызывает активизацию внутренних ресурсов организма, психики человека до того, как наступает ожидаемое событие, помогая субъекту адаптироваться к изменяющимся условиям своего существования, выстоять в любой кризисной ситуации.

      Тревожность можно рассматривать как психическое состояние, выражающееся в переживаниях опасения и нарушения покоя, вызываемых возможными и вероятными неприятностями или задержкой приятного и желательного. Такое психическое состояние может переживать, например, подозреваемый, когда испытываемые им угрызения совести, чувства вины за содеянное и одновременно страх перед наказанием сопровождаются надеждой избежать ответственности из-за недоказанности причастности его к совершенному  преступлению.  Компонентами тревожного ожидания обычно являются такие эмоции, как умеренный страх, стыд, вина и некоторые другие.

     О переживании человеком  сильных эмоциональных состояний  - повышенной тревожности  и  напряженности могут свидетельствовать  такие фиксируемые изменения в деятельности его нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем, выражение лица, речь, психомоторика. Во многом это связано с вегетативной нервной системой, влияющей на функционирование внутренних органов, частоту сердечных сокращений, артериальное давление, ритм дыхания, интенсивность потоотделения и т.д. Однако есть люди, которые могут искусно скрывать подлинные переживания, симулировать эмоции и чувства, которых у них нет, с помощью определенного невербального поведения - мимики, жестов и т.п. 

          Владение языком эмоций и чувств – профессионально важное умение юриста. С одной стороны, оно выражается в способности распознать эмоциональные проявления, переживания других лиц, выявлять симулятивный характер демонстрируемых ими чувств и эмоций, с другой – это умение проявляется в правильном выборе наиболее выразительных форм реагирования, в демонстрации сотрудником органов внутренних дел своего эмоционального состояния, адекватного той или иной коммуникативной ситуации.

            Таким образом, эмоциональные состояния являются фактором, повышающим либо, когда они игнорируются, напротив, понижающим результативность профессиональной деятельности. Велика роль эмоциональных состояний в развитии межличностных отношений, в установлении психологического контакта, взаимопонимания.

 

Особенности проявления  психических состояний в экстремальных ситуациях профессиональной деятельности.

Экстремальные ситуации предъявляют особые, повышенные  требования к адаптационным возможностям человека, находящегося в изменённых, непривычных для него условиях, поэтому они могут быть опасны для его жизни и здоровья. В отличие от многих других профессий, свою деятельность сотрудники милиции осуществляют с достаточно высокой степенью риска погибнуть в зоне боевых действий, в результате схватки с правонарушителями или несчастных случаев.

Экстремальные условия  требуют от организма человека неспецифических  реакций на возникающие стресс-факторы, при этом нарушается привычный для  него режим жизнедеятельности. В тяжелых экстремальных ситуациях психические и другие перегрузки достигают пределов, за которыми могут следовать переутомление, нервное истощение, срыв деятельности, аффективные реакции, психогении (патологические состояния). Воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданиями её реализации. Помимо дискомфорта и остро лимитированного времени, нормальное выполнение функциональных обязанностей в экстремальной ситуации у сотрудника осложняется чувством повышенной ответственности. В критических ситуациях качественно меняется содержание и характер мышления. Так, если в нормальных условиях сотрудник мог пользоваться стереотипными приёмами мышления, то в непрерывно меняющихся, часто неожиданных, новых условиях на первый план выступают эвристические компоненты его мышления, связанные с нестандартными действиями и творческим применением знаний и практических навыков для достижения цели. Большое значение в сохранении психического здоровья и работоспособности сотрудника имеет выносливость, т.е. его способность к экономной трате и рациональному распределению своих сил. Реакция человека на особо сложные и непривычные условия, совершенно незнакомую обстановку может проявляться следующим образом: он либо владеет ситуацией и поступает сознательно, либо обстановка овладевает им, и тогда он начинает действовать импульсивно.

Основные психологические  реакции человека в экстремальных  условиях могут быть положительными и отрицательными:

положительные

отрицательные

Мобилизация психологических возможностей

Проявление беспокойства, неуверенности, тревоги

Активизация деловых мотивов, долга, ответственности

Обострение чувств самосохранения

Возникновение делового возбуждения

Появление страха, боязнь за дело и за себя

Возникновение азарта, радости или  ненависти

Проявление растерянности (фрустрация, оцепенение, ступор)

Активизация и оптимизация познавательной деятельности

Непонимание происходящего, дезорганизация познавательной деятельности

Актуализация творческих возможностей

Разрушение отработанных навыков, появление ошибок в работе

Повышение готовности к решительным  и смелым действиям 

Недостаточная мобилизованность, проявление несообразности в действиях

Повышение выносливости, неприхотливости

Утрата самоконтроля, проявление эстетических реакций, панические действия

Изменение порогов ощущений, ускорение  реакций 

Появление чувства слабости, усталости, крайней изнуренности

Информация о работе Психология в деятельности сотрудников ОВД