Психология творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:08, контрольная работа

Описание работы

1.) Связь творческого процесса с воображением.
2.)Определение творческого мышления.
3.)Интеллект и творчество.
4.)Мотивы творчества.
5.)Творчество и патологии психического развития.

Работа содержит 1 файл

психология и педагогика.docx

— 23.42 Кб (Скачать)

 
Тема 9. Психология творчества

1.)    Связь творческого процесса с воображением.

2.)Определение  творческого мышления.

3.)Интеллект и  творчество.

4.)Мотивы творчества.

5.)Творчество и  патологии психического развития.

 
 
1) Связь творческого процесса  с воображением. 
 
 
 
Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью 
 
Воображение – (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение. 
 
Представление - образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением. 
Сущность процесса. 
 
До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно – образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. 
 
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. 
 
Душевная жизнь – это безостановочное движение представлений. 
 
В разные отрезки времени одно и тоже представление может пребывать в разных областях сознания. 
Классификация. 
 
Определяется четырьмя видами:

 
Активное

 
Пассивное

 
Продуктивное

 
Репродуктивное

 
Возникает по собственному желанию, усилием воли.

 
возникает у человека спонтанно, помимо воли и желания.

 
действительность сознательно конструируется человеком (но при этом в образе она творчески преобразуется)

 
воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть (элементы фантазии)


 
 
 
Представление разделяют 
 
·                       по функционированию ведущего органа чувств: 
 
-         зрительные 
 
-         двигательные 
 
-         и др. 
 
·                       по содержанию: 
 
-         технические 
 
-         топографические 
 
-         музыкальные 
 
-         и др. 
Развитие процесса. 
 
Первичной базой для воображения всегда остается реальность – жизнь. 
 
Воображая человек, творит – художник – картины, конструктор – сооружения. Наращивая свою потенциальную базу человек, воплощает свои воображаемые «проекты» в жизнь. Воображение тесно связано с такими процессами как память, мышление, без взаимосвязи с ними невозможен процесс осуществления своей идеи. 
 
Для успешного развития полноты, правильности, ясности представления необходим интерес к конкретному виду деятельности. Представление о предмете тем прочнее и ярче, чем чаще этот предмет является объектом внимания и действий человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует представление о нем. Средствами формирования зрительных, двигательных, а также схематических представлений учащихся являются учебные кинофильмы, диафильмы, видеофильмы.

2) Определение  творческого мышления.

 
 
 
Мышление - 
 
·                       это высший познавательный процесс. 
 
·                       это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея, (понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях) 
 
·                       это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. 
 
Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций. 
Сущность процесса. 
 
Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. 
 
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. 
Классификация. 
 
Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований. 
 
Теоретическое образное мышление - отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. 
 
Наглядно – образное – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). 
 
Наглядно – действительное – Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот тип мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого – либо конкретного материального продукта. 
Развитие процесса. 
 
Теоретическое понятийное и теоретическое образное в действительности оба сосуществуют. Они дополняют друг друга. Теоретическое понятийное мышление дает точное обобщение действительности, а теоретическое образное - позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на самом деле. 
 
Разница между теоретическим и практическими видами мышления состоит в том что «они по разному связаны с практикой». Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей. 
 
Мышление поднимается на более высокий уровень вместе с развитием его научного мировоззрения, чувства ответственности, волевых качеств, профессиональной направленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным – трудовым.

3) Интеллект и творчество.

 
 
 
Интеллект – это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем  виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего – к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности. 
 
Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций он отождествляется:  
 
1) с системой умственных операций;  
 
2) со стилем и стратегией решения проблем;  
 
3) с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности;  
 
4) со стилем когнитивным, и пр. 
 
Основные критерии, по коим оценивается развитие интеллекта, - это глубина, обобщенность и подвижность знаний, владение способами кодирования, перекодирования, интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий. 
 
В структуре интеллекта велико значение деятельности речевой и особенно речи внутренней. Особая роль принадлежит наблюдательности, операциям абстракции, обобщения и сравнения, создающим внутренние условия для объединения разнообразной информации о мире вещей и явлений в единую систему взглядов, определяющих нравственную позицию личности, способствующих формированию ее направленности, способностей и характера. 
 
В западной психологии наиболее распространено понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни. Попытка изучения продуктивных творческих компонент интеллекта была предпринята представителями гештальтпсихологии, разработавшими понятие озарения. 
 
В начале XX в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов интеллекта; так было положено начало широко распространенной поныне прагматистской концепции интеллекта, как способности справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться. При этом выдвигается представление о существовании базовых структур интеллекта, независимых от культурных влияний. С целью совершенствования методики диагностирования интеллекта были проведены (обычно с помощью анализа факторного) различные исследования его структуры. При этом разными авторами выделяется различное количество базовых «факторов интеллекта» от 1-2 до 120. Такое дробление интеллекта на множество составляющих препятствует пониманию его целостности. 
 
Отечественная психология исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения интеллекта практического и теоретического, их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности. Была показана несостоятельность утверждений о врожденной обусловленности различий в уровне интеллектуального развития у представителей различных наций и социальных групп. При этом признается зависимость интеллектуальных способностей человека от социально-экономических условий жизни. 
 
Содержательное определение самого интеллекта и особенности инструментов его измерения зависят от характера соответствующей общественно значимой активности сферы индивида (учение, производство, политика и пр.) В связи с успехами научно-технической революции стал широко распространен термин интеллект искусственный.

4) Мотивы творчества.

 
МОТИВ - психическое явление, побуждающее  к действию.

5) Творчество и  патологии психического развития.

 
 
 
ТВОРЧЕСТВО —  психический процесс создания новых  ценностей, как бы продолжение и  замена детской игры. Деятельность, результат коей — создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по сути культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект — личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря коим создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонент умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. 
 
В творчестве особое место занимает воображение творческое. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству. 
 
Творчество как процесс сперва рассматривалось, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась озарению, вдохновению и сходным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим моментом считалось озарение — интуитивное схватывание искомого результата. 
 
Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в деятельности предметной, доступной анализу. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, К. С. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении творческого продукта. 
 
С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать процессы творчества на компьютере (программирование эвристическое).  Передача техническим устройствам доступных формализации умственных операций резко повысила интерес к тем процессам творчества, которые невозможно формализовать. Зависимость от них научно-технического прогресса — открытий, изобретений и пр. — направила усилия психологов на разработку методов диагностики творческих способностей и стимуляции творчества (например, атака мозговая).                
 
Обусловленность творчества той сферой культуры, где оно реализуется (производство, техника, искусство, наука, политика. педагогика и пр.), требует выявить своеобразие психологии творчества в каждой из них, а также характер отношений между ними. 
Список литературы 
 
1.       Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону, 1983. 
 
2.       Галин А.Л. Личность и творчество. – Новосибирск, 1989. - С.64-102. 
 
2.       Гокчаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. - М., 1991. 
 
3.       Грановская Р. Н., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление 
стереотипов. – СПб.: Питер, 1994. 
 
4.       Мелхорн Г., Мелхорн Х-Г. Гениями не рождаются. -  М., 1989. - С. 
5-21,33-37,50-82,110-135. 
 
5.       Никифорова О.Н. Исследования по психологии художественного 
творчества. – М., 1972. - С.4-50. 
 
6.       Пономарев Я.А. Психология творчества. - М., 1996. 
 
7.       Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. – М.: Музыка, 1972. – 168с. 
 
8.       Теплов Б.М. Одаренные дети. – М., 1991. С. 216-220. 
 
9.       Фрейд 3. Леонардо да Винчи. - М., 1991. 
 
10.  Юнг Н.Г. Феномен одаренности и конфликты детской души. - М., 1995. 
 
11.  Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии//Вопросы психологии. – 1985. - №6.


Информация о работе Психология творчества