Психология творческого мышления. Критерии воображения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:21, реферат

Описание работы

Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно- технических и т.д.). Тем не менее, не каждого человека мы можем назвать личностью творческой.

Содержание

Введение
Глава1. Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества
1.1 Зарубежные исследователи
1.2 Отечественные исследователи
Глава2. Отличительные особенности творческой личности
Глава3. Методы стимулирования проявления творческих способностей
Глава4. Критерии воображения
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ РЕФЕРАТ.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

- не быть ограниченным, ослепленным привычками;

- не повторять просто и раболепно то, чему вас учили;

- не действовать механически;

- не занимать частичную позицию;

- не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры;

- не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.

А. Маслоу указывает креативность в ряду 15 существенных черт самоактуали-зирующейся личности. Соответственно, можно считать, что наличие остальных 14 черт, по Маслоу, относятся к особенностям творческой личности.

Гилфорд выделил 4 основных качества, присущих креативной личности:

. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям: o независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений o открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному; o высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях; o развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Сложность, однако, заключается в том, что в случае наличия существенных расхождений между системами ценностей, действующими на уровне сознания и подсознания, проникновение компонентов подсознательного в сознание может поколебать или даже разрушить Я-концепцию данного индивида, что неизбежно приведет к необходимости переоценки и пересмотра всей картины мира и понимания своего места в ней. А это, в свою очередь, затруднит адаптацию человека к условиям постоянно изменяющейся внешней среды и нарушит более или менее устойчивое равновесие, в условиях которого он жил. Такую дезадаптацию человека предотвращают механизмы психологической защиты, открытые З. Фрейдом. Действие этих механизмов препятствует проникновению на уровень сознания продуктов подсознательного, способных нарушить стабильность всей системы.

На уровне подсознания происходит ослабление действия разного рода стереотипов, устойчивых представлений и т.п. В пользу этого утверждения свидетельствуют факты свершений открытия во сне или в переходном периоде между сном и пробуждением, творчества в измененных состояниях сознания (например, под воздействием гипноза, психотропных средств).

Можно предположить, что для лиц с высоким творческим потенциалом изначально, или в результате индивидуального процесса становления личности, характерно ослабление механизмов психологической защиты. Таким образом, творческой личности требуется определенная смелость воспринимать и принимать образную информацию собственного подсознания, несоответствующую тем "правильным", "моральным" мотивам, которые признаются допустимыми в данной культуре и которые человек принимает и включает в свою систему ценностей. Сам Мак-Киннон так говорит об этом: "Наиболее выдающийся признак творческой личности, главная черта его внутренней сущности, как я это вижу,
– это определенная смелость. … Смелость личности, смелость разума и духа, психологическая и духовная смелость, которая является внутренним стержнем креативной личности: смелость подвергать сомнению общепринятое; смелость быть разрушительным для созидания лучшего; смелость думать так, как не думал никто; смелость быть открытым восприятию изнутри и извне; смелость следовать интуиции, а не логике; смелость вообразить невозможное и попытаться его реализовать; смелость стоять в стороне от коллективности и, если это необходимо, конфликтовать с ней; смелость становиться и быть самим собой".

Отдельные исследователи отводили ведущие роли таким особенностям творческой личности, как терпение и работоспособность. Например, А. Пункаре писал, что бессознательная работа "возможна или, по крайней мере, плодотворна лишь в том случае, если ей предшествует и за ней следует сознательная работа. Большое значение он придавал и эстетическому чувству, которое служит своего рода фильтром при отборе бессознательных идей.

ГЛАВА3. Методы стимулирования проявления творческих способностей

В ходе проведения многочисленных исследований, посвященных диагностике и развитию креативности, исследователи замечали, что препятствием к проявлению креативности могут выступать страх оказаться "белой вороной", склонность к конформизму (Г.Линдсей, К.Халл и Р.Томпсон), моральные запреты, однообразие решаемых задач. Вероятно, степень проявления творческих способностей зависит не только от одаренности личности, но также от внутренней и внешней мотивации.

Под внешней мотивацией творчества понимается реакция социального окружения, как положительная (поощрение вниманием, признание, одобрение, а также материальное вознаграждение), так и отрицательная (резкая критика, наказание). Причем следует отметить, что значимость внешней мотивации проявляется наиболее полно лишь в случае, если она исходит от референтной группы. Существенность влияния внешней мотивации напрямую зависит от уровня внутренней мотивации, т.е. чем меньше уровень внутренней мотивации, тем существеннее сказывается мотивация внешняя.

На основании анализа результатов исследований можно выделить следующие факторы, влияющие на уровень внутренней мотивации к творчеству:

> интериоризированные личностью ценностно-ориентационные установки;

> самооценка;

> стабильность эмоционального состояния.

Стимулирование проявления креативности возможно при внешнем воздействии на выделенные факторы, хотя, конечно, такое воздействие не гарантирует полного раскрытия творческого потенциала.
Здесь можно предложить использовать следующие методы стимулирования:

1) Минимизировать отрицательное влияние моральных и культурных запретов могут помочь, например, такие методы воздействия, как расширение круга интересов личности (например, через обучение), самоидентификация с другой личностью (позволяет взглянуть на проблему «другими глазами», при этом собственные ценностно-ориентационные установки отступают на второй план).
Снятию влияния установок, сформировавшихся в процессе деятельности
(например, влияния опыта выполнения аналогичной или схожей деятельности) может способствовать переключение внимания, смена деятельности.

2) Поскольку для проявления креативности очень важно иметь высокую самооценку, целесообразно воздействовать на нее путем повышения внешней положительной и минимизации внешней отрицательной мотивации. Здесь следует оговориться, что хотя отдельные исследователи (например, Дружинин) считают внешнюю мотивацию оказывающей положительное влияние только на низкокреативных людей, в истории имеются примеры обратного. Известен факт, что нередко лучшие произведения искусства появлялись именно в результате работы «на заказ» (например, знаменитый Реквием В.А. Моцарта). Здесь также необходимо сказать, что, по всей видимости, не всегда правомерно противопоставление внутренней и внешней мотивации, в отдельных случаях они могут как бы перетекать друг в друга, и чисто внешняя мотивация в процессе деятельности может трансформироваться во внутреннюю. Не следует забывать и о том, что этот метод будет работать лишь в случае действительной необходимости повышения самооценки, в противном случае высока вероятность, что сработает правило де Чармса.

3) Исследователи биографий творческих личностей отмечают, что творчество проявляется слабее, если в эмоциональной сфере устанавливается относительно продолжительная стабильность, и наоборот, сильный всплеск творчества нередко может вызвать посттравматический стресс либо положительный стресс (например, переживание эйфории влюбленности). В рамках рассматриваемых методов можно предложить такие методы воздействия, как, например, резкая смена обстановки, окружения, сферы деятельности (известно, что ученые, поэты, художники зачастую именно этим способом преодолевали свой кризис творчества)ю

ГЛАВА4. Критерии воображения

Воображение  –  создание  образов  таких  предметов  и  явлений,  которые

никогда не воспринимались человеком раньше. Из ничего воображение творить не может.  Оно  строится  на  преобразованном, переработанном  материале  прошлых  восприятий.  Это  и  образы  создаваемые величайшими писателями,  изобретения  конструкторв.  Даже  сказочные  образы всегда являются фантастическим сочетанием вполне реальных элементов.

Как бы ни было новым то, что создано воображением  человека,  оно  неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на него.  Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего  мира,  но только отражение того, что  человек  не  воспринимал,  отражение  того,  что станет реальностью в будущем. Физиологический процесс воображения представляет собой  процесс  образования новых сочетаний и комбинаций  из  уже  сложившихся  нервных  связей  в  коре головного мозга. Образы воображения формируются в процессе мысленного  конструирования  таких объектов,   прообразы   которых   не   существуют   в   окружающей    среде. Преобразование наличного наглядного материала, в результате  чего  возникает добавочная  информация  о  нем,  и  составляет  главный  момент  творческого воображения.

Познавательные образы можно подразделить на:

- чувственно наглядные

- рациональны (понятийные).

Образы,  в  отвлеченной  форме  отражающие  наиболее  общие  и  существенные стороны, связи и отношения объективного мира, недоступные органам чувств. Вместе с тем не  существует  каких-либо  чувственных  элементов,  совершенно лишенных рационального содержания. Любые сигналы, поступающие  через  органы чувств, становясь фактами сознания, подвергаются  вместе  с  тем  логической обработке, входят в упорядоченный строй  наших  знаний.  Чувственные  образы включаются в комплексы суждений и умозаключений, вне  которых  они  были  бы лишены общего значения.

Существуют различные виды воображения.

Наиболее простая форма  воображения  –  те  образы,  которые  возникают  без специального намерения и усилий с нашей  стороны  (плывущие  облака,  чтение интересной  книги).Всякое  интересное,  увлекательное  преподавание   обычно вызывает яркое непроизвольное воображение. Одним  из  видов  непроизвольного воображения являются сновидения. Н. М.  Сеченов  считал,  что  сновидения  –небывалая комбинация бывалых впечатлений.

Произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или  идеи возникают в результате специального  намерения  человека  вообразить  что-то определенное, конкретное.По  степени  самостоятельности  и   оригинальности   продуктов   воображения различают еще 2 вида.

Воссоздающее воображение  - представление  новых  для  человека  объектов  в соответствии с их описанием,  чертежом,  схемой.  Этот  вид  используется  в самых различных видах деятельности. В учении играет важную роль, потому что, усваивая материал,  выраженный  в  словесной форме (рассказ учителя, текст книги), учащийся должен представить  себе  то, о чем идет речь. Но  чтобы  правильно  это  себе  представить,  нужно  иметь определенные знания. Воссоздающее воображение опирается  только  на  знания, если они недостаточны, то и представления могут быть искажены.

Творческое воображение – самостоятельное создание новых образов  в  процессе творческой деятельности. Творческое воображение – более сложная  психическая деятельность, чем воссоздающее, но четкой грани между ними нет. Как особый вид воображения выделяют мечту.

Не  всегда  процесс  воображения  немедленно  реализуется   в   практических

действиях человека. Нередко этот процесс принимает форму  особой  внутренней деятельности, заключающейся в создании образа того,  что  человек  желал  бы осуществить. Такие  образы  желаемого  будущего  называют  мечтой.  Мечта  – необходимое условие претворения в жизнь  творческих  сил  человека,  которые направлены на преобразование действительности. Динамика мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией  на сильно  возбуждающюю  (чаще  травмирующую)  ситуацию,  она   затем   нередко становится внутренней потребностью личности. В  детском  и  подростковом  возрасте  предмет  желаний   бывает   настолько нереальным, что его неосуществимость осознают  сами  мечтатели.  Это  мечты- игры, которые следует отличать от более рациональой их формы – мечты-плана, Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание  не  столько  выражает его направленность сколько создает ее. В этом формирующая функция мечты.

Фантазия  –  важное  условие  нормального  развития  личности  ребенка,  она

выступает как  одно  из  важнейших  условий  усвоения  общественного  опыта. Развитие и  воспитание  фантазии  –  важное  условие  формирования  личности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Творческие способности, в отличие от специальных способностей, определяющих успешность в конкретных видах деятельности, проявляются в любой деятельности в том специфическом стиле ее выполнения, который может быть назван творческим. Для творческого стиля на всех уровнях деятельности характерны прежде всего самостоятельная постановка проблем, так называемая интеллектуальная инициатива, самостоятельный, оригинальный способ решения уже готовых тем и проблем и т.д. Иными словами, творческая инициатива характеризуется отсутствием шаблона, функциональной фиксированности и ригидности в мыслительной и исполнительной деятельности. Однако общеизвестно, что при одной и той же системе воспитания и обучения у одних людей формируется шаблонное мышление, у других сохраняется или вырабатывается самостоятельный и творческий стиль мыслительной деятельности. Это заставляет думать, что у некоторых индивидуалов существует определенная сопротивляемость шаблону, которая проявляется не только в стиле мыслительной и исполнительской деятельности, но и в некоторых личностных характеристиках, таких как независимость, самостоятельность (отсутствие конформности соглашательства) и т.д. Проблемный характер подхода к изучаемым явлениям — это качество творческого мышления проявляется в умении найти вопросы, подлежащие выяснению, исследованию, найти проблемную ситуацию там, где многим кажется, что ее нет.
Оперативность мышления — включение умственных операций (наблюдательности, воображения), которые в исследовании фактов наиболее значимы. Широта мышления — это продуктивность творческой работы при решении многих проблем. Глубина мышления проявляется в выявлении существенных свойств, связей и отношений между предметами и явлениями. Конкретным выражением глубины мышления является сочетание анализа и синтеза.

Информация о работе Психология творческого мышления. Критерии воображения