Психология труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 20:55, контрольная работа

Описание работы

В современном обществе возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач.

Содержание

Психология и труд 3
Профессиональная деятельность человека 8
Основы экономической психологии 11
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

  Эмпирическое  Я человека с низким уровнем развития самосознания не позволяет ему освободиться от собственных эгоцентрических  установок, утилитарно-отчужденной  позиции. Человек с высоким уровнем  развития самосознания способен выйти за пределы своего эмпирического Я, что создает условия для проявления в сознании и деятельности его творческого Я. Таким образом вектором профессионального развития выступает творческое Я личности.

  Рассматривая  профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования личности, мы выделяем в нем три основные стадии, качественно отличающиеся друг от друга уровнем развития самосознания: самоопределение, самовыражение и самореализация. На стадии самореализации соотнесение знаний о себе происходит в рамках «Я и высшее (творческое) Я». На этой стадии, формируется жизненная философия человека в целом, осознается смысл жизни, своя общественная ценность. Расширение рамок осознания самого себя, своего места в жизни, своей миссии вступает в противоречие с возможностью реализации себя в профессиональной деятельности. Осознавая односторонность профессионального развития, человек преодолевает ее и тем самым удовлетворяет потребность во всестороннем развитии, т.е. потребность реализовать собственное творческое Я.

 

   ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 

  Экономическая психология, исследующая отражения  человеком и группами людей экономической  реальности, особенности и механизмы  экономического поведения, сформировалась как самостоятельное междисциплинарное направление и отрасль научного знания в первой половине XX в. и в последнее время развивается достаточно интенсивно.

  Как известно, экономическая теория изучает производственные отношения в тесной связи с производительными силами, причем - отношения эти рассматриваются как независимые от воли и желания человека. А потому вопрос о том, как эти отношения отражаются в психологии людей, влияет психология человека каким-то образом на экономические отношения, экономическую теорию интересуют очень мало - по крайней мере, так было до недавнего времени.

  Следовательно, актуальность развития отечественной  экономической психологии можно  объяснить следующими причинами: особенности  социально-экономического развития (радикальные  экономические преобразования, изменение экономических отношений, появление новых экономических субъектов); состояние внутренней готовности и возможности психологической науки; заинтересованность экономической науки в получении дополнительных фактов, закономерностей для решения вопросов на стыке экономики и психологии; накопленный психологической наукой исторический опыт интенсивного формирования научно-практических отраслей психологии в ответ на острые практические потребности общества в конкретный исторический период его развития; особенности отечественного менталитета, что приводит особый интерес к отдельным экономико-психологических феноменам и проблемам, а именно: отношений к собственности, бедности и богатства, денег и отношение к ним; насущная практическая потребность (коммерческие организации, например, заинтересованы в быстром развитии отдельных направлений экономической психологии, таких как психология рекламы, поведение потребителей, накопительная поведение). Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что появление экономической психологии является, следовательно, закономерным феноменом. А. Журавлев предлагает ряд критериев, по которым можно оценить реальное место экономической психологии в психологической науке как системе знаний: выполнение специализированных исследований экономико-психологической проблематик наличие различных форм реально действующих профессиональных собраний специалистов по экономической психологии: семинаров, конференций; объем и значимость научных публикаций, как в научных журналах, так и в отдельных изданиях экономико-психологического характера; введение профессиональной подготовки экономических психологов на профильных психологических и других факультетах вузов; наличие институционально оформленных структурных подразделений в научных и учебных организациях. Анализ выделенных критериев позволяет определить перспективы развития экономической психологии в стране: создание специальной профессиональной ассоциации экономических психологов; публикация авторских монографий по экономической психологии; издание специализированного профессионального журнала по экономической психологии; введение в вузах специальности экономического психолога; увеличение количества диссертационных (кандидатских и докторских) работ по экономической психологии.

  При рассмотрении предмета экономической психологии с позиций создания и моделирования новых экономических систем на макроэкономическом уровне экономическая психология по своим объектом и предметом ближайшая к таким научным направлениям, как эргономика, организационная психология, социальная психология, психология управления и менеджмент, психология труда и инженерная психология , экономика и социология труда. Процесс анализа и функционирования экономических систем на макроэкономическом уровне, анализ их эффективности дает основания рассматривать экономическую психологию как дисциплину, объясняет закономерности отклонения от экономических законов и законов экономической социологии с точки зрения уникальности человеческого поведения на уровне больших групп, целых народов и государств.

  Изучение  экономической психологии связано  с экономической теорией, экономическим  поведением различных слоев населения, психологическими аспектами экономической  политики, психологическими основами рынка потребления и целым  рядом других проблем, а особенно - со стратегическим, инновационным менеджментом. Наиболее явно прослеживается связь экономической психологии с инженерной психологией, изучающей «человека среди машин»; эргономикой, психологией и социологией труда, сосредоточенных на «человеку в труде»; экономической теорией; социальной психологией, что имеет дело с «человеком среди людей» ; менеджментом, маркетингом, социологией, политологией и философией. Рассмотрим связь экономической психологии с некоторыми выше указанными науками более детально.

  Экономическая психология разрабатывает теорию и практику экономического поведения людей как конкретной формы социального поведения со своей спецификой, поэтому знание общих закономерностей поведения способствует пониманию экономического поведения. Именно поэтому экономическая психология тесно связана с социальной. Взаимосвязь экономической психологии и этики заключается в совместном изучении феномена делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности. На границе с психологией личности экономическая психология исследует влияние индивидуально-психологических факторов на восприятие и оценку социально-экономических явлений и особенностей экономического поведения индивидов.

  Экономическая психология очень тесно связана  с экономической социологией, имеет подобную структуру и предметное поле. Спецификой экономической психологии является исключительное внимание к субъективным, психологических, сознательных и бессознательных явлений, связанных с отражением человеком экономической сферы жизнедеятельности и психологической регуляцией ее экономического поведения.

  Экономическая психология относится к тому направлению  психологической науки, потребность  в котором вызвана социально-экономическими изменениями в стране, а методологический базис данного научного направления заложен всей историей взаимодействия экономики и психологии, субъектами экономической деятельности и процессами производства, обмена и потребления. Экономическая психология исследует человека в мире вещей, психологию участника хозяйственной деятельности, психологические закономерности регуляции поведения и деятельности человека в экономической среде общества. В широком смысле экономическая психология является психологией субъекта хозяйственных отношений, которым может быть один человек, нация, организация или государство.

  Задача  экономической психологии реализуются  главным образом в прикладном плане - через распространение знаний о том, как можно повысить производственную эффективность - прежде всего на микроэкономическом уровне. Обоснование легитимности социально-экономических изменений, происходящих в обществе, позволит экономической психологии на макро-экономическом уровне объяснить всем слоям населения экономическую стратегию страны именно через экономические интересы, стимулы и мотивацию к труду в условиях имущественных, финансовых и других прав граждан.

 

   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Дмитриева М.А. и др. Психология труда и инженерная психология. Л., 1979.
  2. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России.М., 1992.- 221 с.
  3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1986.
  4. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. М., 1986.
  5. Котелова Ю.В. Из истории советской психологии труда // Вопросы психологии. 1967.№ 5.
  6. Левитов Н.Д. Психология труда. М., 1963.
  7. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М., 1962.
  8. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник для ВУЗов/ Е.А.Климов — М.,1998.-350 с.
  9. Леонова А.В. Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: Современное состояние и перспективы развития. —М.:Радикс,1995.-253с.
  10. Лихи Т. История современной психологии.-3-е изд.-СПб.:Питер,2003. —448с. — (Серия "Мастера психологии").
  11. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений./Под ред. Е.А. Климова. — М.: Издательский центр "Академия", 2004. —384с.
  12. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений./ под ред. проф. А.В. Карпова. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 352с.
  13. Толочек В.А. Современная психология труда: учеб. пособие/В.А. Толочек— СПб.: Питер, 2005. —479 с.

Информация о работе Психология труда