Психология труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:46, реферат

Описание работы

Несчастные случаи на производстве представляют собой не просто нуждающуюся в разрешении проблему безопасности труда, но являются так же хорошей возможностью изучения взаимодействия общества (и отдельного индивидуума) и технологической среды, ослабления или усиления их взаимосвязи в результате непредвиденных происшествий. Если нам необходимо выработать оптимальное решение проблемы профилактики производственного травматизма, нам необходимо усовершенствовать наше понимание природы несчастных случаев на производстве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………ст.3
1. Техника безопасности. Факторы, влияющие на безопасность труда…....ст.4
1.1 Причины аварий и несчастных случаев на производстве…………..…...ст.5
1.2 Профилактика несчастных случаев…………………………………...…..ст.7
2. Психологические способы профилактики аварий и несчастных случаев на производстве……………………………………………………..…………….ст.8
2.1 Профессиональный отбор……………………………………………..…ст.13
2.2 Формирование безопасного поведения в процессе трудовой деятельности......................................................................................................ст.15
2.3 Методы воздействия на воспитание безопасного поведения………….ст.19
2.4 Стимулирование безопасного поведения……………………………….ст.23
Заключение……………..………………………………………………ст.25
Список используемой литературы…….………

Работа содержит 1 файл

пс труда.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

В свою очередь:

1. Умеет:

а) обладает профессиональными знаниями + б) владеет соответствующими профессии (должности, выполняемой работе) навыками, методами, приемами, способами.

2. Хочет:

а) выработана психологическая установка на выполнение требований безопасности + б) сформирована положительная мотивация.

3. Может:

а) способен физически + б) в состоянии психически.

4. Обеспечен:

санитарно-гигиенические и материально-технические условия труда соответствуют требованиям охраны труда и научной организации труда.

Первые три элемента в своем единстве – то, что называют “человеческий фактор” - формируют безопасное поведение (действия, деятельность) работника.

Четвертый элемент формулы (“обеспечен”) относится к области организации и управления производством.

Далее мы рассмотрим только те психологические методы (мероприятия), которые направлены на обеспечение безопасного поведения работника.

Психологические методы состоят в психологическом воздействии на работника, которое осуществляется системно, непрерывно, целесообразно через различные формы работы с персоналом.

Система работы с персоналом с целью обеспечения безопасного труда включает несколько подсистем. Каждая из них состоит из ряда элементов, которые в своем единстве формируют то, что обозначено как “умеет”, “хочет” и “может”.

Система работы с персоналом:

1. подсистема “профессиональный отбор” ;

2. подсистема “обучение, проверка знаний”;

3. подсистема “пропаганда и воспитание” ;

4. подсистема “стимулирование” ;

5.подсистема «лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия” .

 

 

• профотбор

• обучение

• инструктажи

• стажировки

• тренировки

• проверки знаний

•повышение квалификации

• профотбор

• пропаганда

• воспитание

• стимулирование

•психологический климат в коллективе

• профотбор

•мед- и профосвидетельствования

•лечебно- профилактические и реабилитационные мероприятия

 

 

 

УМЕЕТ

ХОЧЕТ

МОЖЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Профессиональный отбор

 

Для производств и видов деятельности с высокой потенциальной опасностью аварий с тяжелыми последствиями ключевым условием обеспечения безопасности является надежность персонала.

Профессиональный отбор – одно из направлений решения этой задачи.

На рубеже 20 - 21 столетий в результате стремительного роста производительных сил общественное производство переходит в новое качество. Во всех сферах экономики, связанных с добычей и переработкой сырья, изготовлением средств производства и средств потребления, предприятия оснащаются все более сложным и дорогим оборудованием. Технологические процессы ускоряются, становятся непрерывными и поточными. Новый технический уровень производства вызывает необходимость в привлечении квалифицированных работников. Между тем, практика показала, что даже высококвалифицированные работники по не вполне ясным причинам периодически допускают ошибки, брак, сбои.

Всё больше возникало видов трудовой деятельности, характеризующихся повышенной потенциальной опасностью. При этом статистика показывала, что потенциальная опасность переходила в реальную - несчастный случай или аварию – не только потому, что работник не обладал необходимыми знаниями и трудовыми навыками, а вследствие неспособности воспринимать и своевременно реагировать на возникшую ситуацию.

В результате наступали тяжелые последствия, как для непосредственного исполнителя трудовых функций, так и для работников смежных рабочих мест, персонала смежных цехов или предприятия в целом.

Таким образом, стало очевидным, что далеко не каждый работник, несмотря на активное стремление овладеть данной трудовой деятельностью, способен в силу определённых индивидуальных особенностей и личностных качеств обеспечить безопасное выполнение трудовых функций, должную производительность и качество труда.

Профессиональный отбор содержит следующие понятия:

ПРОФЕССИЯ - сфера трудовой деятельности, характеризующаяся определенным предметом труда, содержанием и условиями труда.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР - научно обоснованный выбор работников из группы претендентов для найма на работу (или направления на обучение) по определенной профессии, специальности или должности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ - соответствие работника по своим профессиональным знаниям, умениям, опыту, социальным, психофизиологическим и другим личностным и индивидуальным качествам требованиям конкретной профессии (специальности, должности).

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА - психофизиологические, социально - психологические и другие качества, а также знания, умения и навыки, необходимые работнику для безопасного и производительного выполнения работ (операций, функций) по профессии (должности).

МЕТОДИКИ определения профессиональных качеств - научно обоснованные способы и средства выявления и оценки профессиональных качеств.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ профессионального качества - показатель, которым измеряется (оценивается) или сравнивается соответствующее качество.

Профессионально важные качества работника.

Известно более 400 терминов, характеризующих человека как индивида, как личность. Для оценки профпригодности работников выделено 30 профессионально важное качество, подразделяемых на 3 группы:

А. Профессиональные знания и умения;

Б. Социально-психологические качества;

В. Физиологические и психофизиологические качества.

У конкретного работника каждое качество может иметь разную степень выраженности, например, профессиональные умения – от мастерства до его полного отсутствия.

 

 

2.2 Формирование безопасного поведения в процессе трудовой деятельности

 

Если для оценки квалификации работника и его состояния имеются четкие показатели, то по каким критериям можно оценить (с позиций безопасности) поведение работника?

Поведение (действия) работника можно характеризовать как безопасное, если он:

1) работу (задания, операции) выполняет согласно технологическому регламенту с соблюдением требований безопасности;

2) при опасных ситуациях (несчастном случае, инциденте, аварии и др.) действует уверенно, в установленном порядке;

3) как на рабочем месте, так и вне его соблюдает трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка.

Основой поведения человека является мотивация.

Мотивация – система факторов, которая включает: потребности, цели, намерения, ценности, установки, отношения (к себе и окружающим), интересы и другие.

Мотивация обусловливает направленность и активность поведения человека в целом. Однако конкретный поступок, конкретное действие происходит под влиянием феномена, который называют мотивом.

Мотив – это то, что в данный момент, при данных условиях, при данном физическом и психическом состоянии человека побуждает его к данному действию (опасному или соответствующему норме). Мотив, образно выражаясь, - “детонатор” действия. Мотив может сформироваться в результате осознанного решения, когда взвешиваются все “за” и “против”. Однако он может возникнуть “вдруг” - спонтанно, неосознанно. И тогда говорят об импульсивном, необдуманном поведении. Мотив также можно представить как образовавшуюся в мозге модель цели действия и способа его выполнения.

Мотивация – не раз и навсегда сформировавшееся качество человека. Мотивация постоянно обновляется и изменяется в процессе обучения, воспитания и самовоспитания, накопления жизненного опыта. Соответственно изменяются и мотивы конкретных действий, поступков.

Важную роль в формировании мотивации играют потребности и психологические установки.

Потребность – состояние, при котором человек ощущает нужду в чем-то или в ком-то. Согласно концепции известного психолога А. Маслоу, у человека пять групп потребностей:

1) физиологические;

2) безопасности;

3) принадлежности (стремление принадлежать к определенной социальной группе);

4) признания (стремление к достижению мастерства, компетентности, потребность в престиже и высоком социальном статусе);

5) самореализации (познавательные и эстетические).

При этом считается, что каждая из потребностей (начиная со второй группы) формируется по мере удовлетворения предыдущей.

Психологические установки – это готовность, предрасположенность к определенным действиям.

В трудовой деятельности у работника может преобладать одна из следующих установок:

- установка выгоды – приоритетным для работника является вознаграждение за труд (заработать как можно больше);

- установка на безопасность. Работник уверен, что сохранение своей жизни и здоровья превыше всего; что для этого необходимо выполнять требования безопасности, избегать опасных ситуаций, быть предельно бдительным и т.д.;

- установка на экономию сил, удобство: работник выбирает более легкий способ выполнения задания, избегает тяжелых работ, не напрягается;

- установка на получение удовлетворения от процесса труда, от его результата – это, так называемые, «трудоголики»;

- установка действовать так, как это принято в данной группе, коллективе (“не высовываться”).

В реальности названные установки могут присутствовать у работника в любом сочетании, и при определенных обстоятельствах конфликтовать между собою, порождая сомнения, неуверенность, напряженность.

Наиболее драматичен конфликт между установками на выгоду и на безопасность, что характерно при сдельной оплате труда.

Создание психологического настроя на безопасность.

- Важным компонентом мотивации является психологическая установка (настрой) на выполнение требований безопасности. То есть безопасная деятельность работника является следствием правильного отношения к требованиям охраны труда, его настроя на работу без несчастных случаев. А “отношению к чему-либо не учат – его перенимают” - считают психологи. Следовательно, чтобы добиться благоприятного отношения работника к требованиям безопасности, такое отношение необходимо создать, прежде всего, у его руководителя, и оно должно “захватить” работника. Работник будет верить в возможность безопасного труда только в той мере, в какой будет верить в это его непосредственный и вышестоящий руководитель. Любой несчастный случай, независимо от степени его тяжести, должен привлекать к себе внимание руководителей всех уровней. Все это способствует тому, что на производстве создается общественное мнение: здесь каждый несет ответственность за безопасность. Только в таком случае у рабочего появится уверенность в том, что вокруг него все в порядке, появится настрой на безопасную работу.

Воспитание безопасного поведения.

Воспитание безопасного поведения можно определить как направленное воздействие на психику работника с целью развить у него качества, способствующие его безопасной работе.

Безопасному поведению противостоит небезопасное (рисковое) поведение.

В промышленной безопасности термин “риск” означает меру опасности – вероятность опасного события и тяжесть его последствий. Под риском в трудовой деятельности человека понимается действие (поведение), которое может привести (а может и не привести) к опасности для человека, совершающего подобное действие, или для других людей. Заведомо нельзя утверждать, какой будет исход. Множество условий и обстоятельств влияют на финал рискового поведения (переход через проезжую часть улицы на красный свет).

Рисковое поведение может быть самоцелью – продемонстрировать свою храбрость; получить острые ощущения. Однако в большинстве производственных случаев такое поведение имеет цель сэкономить время или силы, дать больше продукции и, следовательно, больше заработать.

Предрасположенность к риску – одно их многих врожденных психологических качеств человека. Однако по мере становления личности это качество непрерывно изменяется как по силе, так и частоте проявления.

Рисковое поведение в трудовой деятельности, если никто и ничто ему не противодействует, может закрепиться, стать дурной привычкой. Однако при жестком противодействии со стороны коллег по труду, руководителей можно добиться сведения его проявления к разумному пределу.

Антипод рискового поведения – чрезмерная осторожность или трусость, которую также нельзя оценивать как положительное профессиональное качество.

Разумная осторожность – вот то, что необходимо каждому работнику, впрочем, и любому человеку, который дорожит своей жизнью.

 

 

 

 

 

2.3    Методы воздействия на воспитание безопасного поведения

 

Для воспитания безопасного поведения используют два метода воздействия:

- одноканальные коммуникации, когда существует канал воздействия, но отсутствует канал обратной связи для контроля за восприятием этого воздействия;

- двухканальная коммуникация, при которой в процессе воздействия имеется возможность контролировать его восприятие.

Средством одноканального воздействия являются печатные издания (инструкции, наставления, правила и т.д.), плакаты по безопасности, стенные газеты, доклады, телевидение, кино.

Информация о работе Психология труда