Психология толпы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 13:42, реферат

Описание работы

Под словом "толпа" подразумевается в обыкновенном смысле собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание.

Работа содержит 1 файл

Психология толпы.docx

— 30.83 Кб (Скачать)

Образование, которое дается молодому поколению в какой-нибудь стране, позволяет нам предвидеть, какая участь ожидает эту страну. Воспитание, получаемое современным  поколением, оправдывает самые мрачные  предсказания в этом отношении. Образование  и воспитание до некоторой степени  могут улучшить или испортить  душу толпы.

Масса равнодушных и нейтральных  индивидов превратилась постепенно в громадную армию недовольных, готовых повиноваться всяким внушениям  утопистов и риторов.

 

4.НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ МНЕНИЙ ТОЛПЫ

 

*1. ОБРАЗЫ, СЛОВА  И ФОРМУЛЫ

Могущество слов находится в тесной связи с  вызываемыми ими образами и совершенно не зависит от их реального смысла. Очень часто слова, имеющие самый неопределенный смысл, оказывают самое большое влияние на толпу. Таковы, например, термины: демократия, социализм, равенство, свобода и т.д.. Они образуют синтез всех бессознательных разнообразных стремлений и надежд на их реализацию.

Образы, вызванные  словами независимо от их смысла, меняются соответственно времени и народам.

Не все слова и формулы  обладают способностью вызывать образы. Бывает так, что слова, вызывавшие раньше образы, изнашиваются и уже более  ничего не пробуждают в уме.

Значение слов бывает непостоянным, временным и меняется сообразно  векам и народам. Если мы хотим  действовать этими словами на толпу, то прежде всего должны знать, что они означают в данную минуту в данном обществе.

Самой главной обязанностью государственных людей должно быть переименование и наименование популярными  или же нейтральными названиями тех  вещей, которых толпа уже не выносит  более под их прежними именами.

Могущество слов так велико, что стоит только придумать изысканные названия для каких-нибудь самых  отвратительных вещей, чтобы толпа  тотчас же приняла их.

В одном и том же обществе, но в разных социальных слоях, одни и те же слова весьма часто имеют  совершенно различный смысл. Внешне в этих общественных слоях употребляют  такие же точно слова, но эти слова  никогда не имеют того же самого значения.

 

*2. ИЛЛЮЗИИ

Начиная с самой зари цивилизации, толпа постоянно подпадала под  влияние иллюзий.

Человек иногда повергает  в прах эти иллюзии ценой ужасных  переворотов, но он всегда бывает вынужден снова извлечь их из-под развалин.

Без этих иллюзий ему не удалось бы выйти из состояния  примитивного варварства, и без них  он скоро снова впал бы в то же состояние. Все это пустые тени, дщери  наших мечтаний, но они вынудили народы создать все то, что составляет теперь славу искусства и величие  нашей цивилизации.

Доставлять людям  надежды и иллюзии, без которых  они не могли бы существовать, –  вот назначение богов, героев и поэтов.

Толпе нужны иллюзии во что бы то ни стало, то она инстинктивно, как бабочка, летящая на свет, направляется к тем, кто ей их доставляет. Главным фактором эволюции народов никогда не была истина, но всегда заблуждение.

Толпа никогда не стремилась к правде; она отворачивается от очевидности, не нравящейся ей, и предпочитает поклоняться заблуждению, если только заблуждение это прельщает ее. Кто умеет вводить толпу в  заблуждение, тот легко становится ее повелителем; кто же стремится  образумить ее, тот всегда бывает ее жертвой.

 

*3. ОПЫТ

Опыт является, наверное, единственным действительным средством для прочного укрепления какой-нибудь истины в душе толпы  и разрушения иллюзий, сделавшихся  чересчур опасными. Нужно, однако, чтобы  опыт совершен был в широких размерах, и чтобы он повторился несколько  раз.

Необходимо из века в век  повторять опыт, чтобы он мог оказать  какое-либо влияние и пошатнуть  хотя бы одно-единственное заблуждение, если только оно прочно укоренилось  в душе толпы.

 

*4. РАССУДОК

На толпу нельзя влиять рассуждениями, так как ей доступны только грубые ассоциации идей. Законы логики не оказывают на нее никакого действия.

Чтобы убедить толпу, надо сначала хорошенько ознакомиться с  воодушевляющими ее чувствами, притвориться, что разделяешь их, затем попытаться их изменить, вызывая посредством  первоначальных ассоциаций какие-нибудь прельщающие толпу образы.

Надо также уметь вернуться  назад в случае нужды, и главное  – уметь угадывать ежеминутно те чувства, которые порождаешь в  толпе.

Следует ли сожалеть о том, что толпа никогда не управляется  рассудком? Вряд ли голос рассудка мог  бы увлечь человечество на путь цивилизации  и сообщить ему ту горячность и  смелость, которую вызвали в нем  химеры.

 

 

 

 


Информация о работе Психология толпы