Психология субъекта управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:12, контрольная работа

Описание работы

Цель работы изучить литературу по проблеме психология ответственности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие ответственности………………………………………………….5
2. Стили управления………………………………………………………….7
Тест………………………………………………………………………………...9
Заключение……………………………………………………………………….10
Литература……………………………………………………………………….11

Работа содержит 1 файл

Психология управления.docx

— 24.05 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Понятие ответственности………………………………………………….5
  2. Стили управления………………………………………………………….7

Тест………………………………………………………………………………...9

Заключение……………………………………………………………………….10

Литература……………………………………………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Ответственность  - это возлагаемое на кого-либо  или взятое кем-либо обязательство  отчитываться в каких-нибудь своих  действиях и принять на себя  вину за возможные их последствия. 

   Психологической  предпосылкой ответственности является  возможность выбора, т. е. сознательного  предпочтения определенной линии  поведения. Выбор может осуществляться  в усложненных условиях, например, в конфликтных, где сталкиваются  интересы отдельно взятой личности, группы людей или общества.

   Социальную ответственность  следует рассматривать как стойкое  личностное свойство. Составляя  жизненные планы, человек обычно  взвешивает, посильна ли ему эта  цель или нужно надеяться на  внешние силы, на других людей. 

   По мнению исследователей, один человек может выступать  хозяином своей судьбы, а другой  “плывет по воле волн”, т. е. одна личность принимает на себя ответственность, а другая - уходит от нее.

   Социально ответственным  личностям свойственно наличие  позитивных качеств, начиная от  пунктуальности, точности, послушности  и заканчивая нравственными, гражданскими  чертами, такими как честность,  справедливость, принципиальность.

   Тема контрольной работы «Психология субъекта управления».

   Цель работы изучить  литературу по проблеме психология  ответственности. 

   Контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие ответственности

     Ответственность - объективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. Термин «ответственность» впервые ввел в научный оборот Альфред Бэн, трактовавший её как «наказуемость», в XIX - нач. XX вв.. Ответственность - рассматривается через взаимоотношения и взаимодействия личности, группы, общества.

Управление - это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники. Элементы, на которые направлена эта деятельность, составляют объект управления.

     Термин “ответственность” имеет прямое отношение к различным областям психологии, Содержание этого понятия анализируется в связи с изучением личности, когнитивных процессов, психологии управления, нравственного воспитания. Ответственность изучается не только психологами, но и юристами, социологами, философами. Показательно, что даже в рамках одной науки термин “ответственность употребляется для рассмотрения различных сторон деятельности человека[3,стр.98].

     Осознание  ответственности - это, прежде всего, отражение в субъекте бытия социальной необходимости, т.е. понимание смысла совершаемых действий и последствий.

     Человеку свойственно приписывать ответственность либо внешним силам (случаю, судьбе и т.п.), либо собственным способностям, стремлениям.

     Понятие ответственности непосредственно взаимодействует с понятием “самостоятельность”. Когда решение принимается лично субъектом действия, то на него ложится вся ответственность.

     Субъект управленческой деятельности - физическое лицо, живой человек, через которого реализуются управленческие отношения.

     Субъектом может выступать как сам человек, так и его социальное окружение. Человеку свойственно приписывать ответственность либо внешним силам (случаю, судьбе и т.п.), либо собственным способностям, стремлениям[5,стр.115].

     Ответственность всегда относилась к определенному субъекту и отражала объем задач и обязанностей личности, те. пределы долга. долг есть обязанность человека перед кем-то или перед своей совестью. Совесть же представляет собой осознание и переживание ответственности, основанные на самооценках исполнения обязанностей.

     Практикой доказано, что некоторые руководители используют групповое решение для того, чтобы избежать ответственности или разделить ее с членами группы. Поэтому очень важной в практике управления является персональная ответственность руководителя за принятие или непринятие какого-либо решения.

     Выполняя основные функции управления, руководитель решает сложные задачи, которые по содержанию и структуре не являются одно порядковыми. Их составными элементами являются экономические, правовые, технологические, социально-психологические, воспитательные и др. задачи.   Руководитель обязан соблюдать государственные законы, правовые нормы и одновременно быть ответственным за свою работу и работу подчиненных.    Различают юридическую и социальную ответственности. Юридическая ответственность означает следование конкретным законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что может и чего не должна делать: а) организация; б) группа как отдельный элемент организации; в) отдельная личность как объект управления. В отличие от юридической, социальная ответственность - это определенная степень добровольного отклика на социальные проблемы в соответствии с социальными нормами, ценностями, особенностями субкультуры и моральными обязанностями. Социальная ответственность лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований[4,стр.227].

 

 

  1. Стили управления

Стиль руководителя складывается из двух глав главных компонентов  – личностных качеств и характеристики поведения руководителя в процессе осуществления основных управленческих функций.

Руководитель должен обладать:

  1. Способность влиять на людей, главенствовать, быть лидером, т.е.:

- умение ясно излагать  свои мысли, четко формулировать  принимаемые решения;

- уверенность в правильности  принятых решений, твердости и  последовательности в их реализации;

- умение понять чувства,  переживания своих работников;

- воля, настойчивость, упорство  в отстаивании интересов организации;

- способность учитывать  не только собственные мнения  и интересы, но и взгляды и  потребности других;

    2) Эмоциональная  уравновешенность, стабильность, стрессоустойчивость,      т.е. умение поддерживать ровные  отношения с людьми, не допускать  раздражительности, эмоциональных  срывов даже в сложных ситуациях,  умение преодолевать нередко  возникающие в процессе работы  фобии, чувство страха перед  неудачами, ошибками;

    3) Креативность, способность к творческому решению управленческих задач, стремление к новому, использование всех имеющихся возможностей, умение в необходимых случаях принимать на себя инициативу, ответственность;

    4) Независимость,  способность самостоятельно принимать  решения и лично отвечать за  них;

    5) Коммуникабельность, способность поддерживать прочные  деловые отношения с людьми, которая  обычно опирается на такое  врожденное качество, как экстравертность,  т.е. обращенность психики к  внешнему миру, прежде всего –  к людям[1,стр.79].

Стили управления:

     Авторитарный стиль руководства (власть, влияние) — стиль управленческой деятельности, основывающейся на формальном авторитете руководителя. Характеризуется стремлением руководителя полагаться на жесткие приказы и распоряжения, не допускающие каких-либо возражений или собственного мнения подчиненных;

     Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных;

     Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

 

 

 

 

 

  1. Тест

Соотнесите понятия с  их определениями:

а) память;

б) мышление;

в) восприятие;

г) ощущение;

1) психический процесс  отражения предметов и явлений  действительности в совокупности  их различных свойств и частей  при непосредственном воздействии  на органы чувств;

2)психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно действующих на наши органы чувств;

3)форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта;

4)обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерностях, наиболее существенных связях и отношениях.

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

Мышление - обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерностях, наиболее существенных связях и отношениях.

Восприятие - психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущение - психический процесс отражения отдельных свойств, предметов и явлений материального мира, непосредственно действующих на наши органы чувств.

 

 

 

 

 

Заключение

     Таким образом, на основе проанализированной литературы можно сделать выводы, что ответственность является устойчивым свойством личности. Субъектами ответственности являются: отдельная личность; группа (в узком и широком смысле слова государство). Наличие инстанции является важнейшим регулятором общественной жизни. Психологической предпосылкой ответственности является выбор определенной линии поведения личности. Человек использует различные стратегии поведения, признавая ответственным за свои действия и поступки либо себя, либо внешние силы. Важнейшим регулятором поведения человека является осознание им ответственности. В условиях групповой деятельности ответственность девальвируется. В условиях организационной деятельности руководитель является носителем ответственности за работу персонала.   Формирование групповых норм поведения возлагает на членов группы ответственность за свои действия. данная работа актуальна для практических психологов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М., 2009.

2. Дэвид Майерс. Социальная психология.- Питер., 2010.

3. Зигерт В. Руководить без конфликтов. М., 2010.

4. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Питер, 2008.

5. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Питер., 2009.

6. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М: 2009.

7. Фромм Э. Психоанализ и этика. - Минск.: 2010.

8. Шевандрин К.И. Социальная  психология в образовании. - М.: Владос, 2010.

9. Шибутани Т. Социальная психология. М., 2009.

 


Информация о работе Психология субъекта управления