Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:58, контрольная работа
Понятие способности. Способностями называют индивидуально-психологические особенности человека, которые способствуют его успеху в какой-либо деятельности. Способности проявляются в деятельности, формируются в деятельности и существуют относительно определенной деятельности. Выделяют общие и частные способности. Общие и частные делятся на элементарные и сложные.
Понятие способности.
Способности и задатки.
Измерение способностей.
Развитие способностей.
Специальные способности и асимметрия мозга.
Волгоградский Государственный Медицинский Университет
Кафедра общей и клинической психологии
Самостоятельная работа студента
По общей психологии: Тема. Психология способностей.
Волгоград,2012
Содержание:
1.Понятие способности
Понятие способности. Способностями
называют индивидуально-психологические
особенности человека, которые способствуют
его успеху в какой-либо деятельности.
Способности проявляются в
2.Способности и задатки
Способности - свойства и
качества (индивидуальные особенности)
человека, делающие его пригодным
к успешному выполнению каких-либо
видов общественно-полезной деятельности
(С.Л. Рубинштейн).
Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей:
1. индивидуально-психологические особенности;
2. определяющие успешность выполнения
деятельности;
3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам),
но обусловливающие и быстроту обучения
новым способам и приемам деятельности.
Механизм формирования способностей:
обобщение (психических процессов отношений,
которые проявляются в деятельности) +
закрепление. Рубинштейн С.Л.: способности
развиваются в процессе взаимодействия
человека с вещами и предметами, продуктами
исторического развития. Развитие способности
происходит по спирали: реализация возможности,
которая предоставляет способность одного
уровня, открывает новые возможности для
дальнейшего развития, способностей более
высокого уровня. Способности человека
- внутренние условия его развития, которые
формируются в процессе взаимодействия
человека с внешним миром. Задатки - врожденные анатомо-физиологические
особенности нервной системы, мозга, которые
составляют природную основу развития
способностей (Теплов Б.М.).
Способности к задаткам не сводятся, задатки
- одна из посылок для формирования способностей.
Рубинштейн: задатки являются предпосылками
развития способностей, но не определяют
их. Качество способностей определяется
уровнем генерализации соответствующих
психических процессов.
3. Измерение способностей
К тестам способностей относят тесты интеллекта и креативности, объединяемые термином, тесты общих способностей, тесты специальных способностей.
Тесты способностей оценивают достижения людей при выполнении ими некоторых достаточно ограниченных по числу типов заданий.
Тесты способностей – это методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успех обучения, профессиональной деятельности и творчества.
Измеряем приобретенное в процессе жизни.
Способность по Теплову. Признаки способности:
Пригодность или готовность к Деятельности. Все психологические особенности.
Способности включаются в понятие готовности к Деятельности. Общие психологические условия успешности Деятельности:
Результат теста – это пригодность или готовность к Деятельности.
В каждом тесте какая-либо часть результата указывает на способности, но какая именно часть психодиагност сказать не может.
Психометрический подход к оценке способностей изначально базировался на ложной посылке отождествления способности и достижений при выполнении определенного типа Деятельности, требующей проявления этой способности. Нельзя отождествлять уровень достижений с уровнем развития способностей.
Еще одно заблуждение психометрического
подхода заключает
При решении заданий, предлагаемых испытуемым, используются разные способы и приемы их решения, и показатель теста не раскрывает этих способов и приемов. Оценка способностей в их показателях содержится в скрытом, неявном виде. По показателю тестов мы не можем судить ни об уровне, ни о типе способностей. Термин «способность» используется условно, по традиции.
Психологами используется такой термин, как готовность, пригодность к Деятельности. Под ним понимается весь комплекс психологических особенностей, которые обеспечивают успешное выполнение заданий (это и положительная мотивация, физическое и психологическое состояние, навыки, умения, отдельные черты Личности).
Признавая, что от специальных
способностей зависят возможности
выполнения отдельных видов Деятельности,
отечественные психологи
Экспериментальный анализ специальных
способностей положил Теплов в 1947 г.
«Психология музыкальных
В отечественной психологии
разработан прочный теоретико-
Для изучения способностей
исследователи применяют
4.Развитие способностей
Первичный
этап в развитии любой такой способности
связан с созреванием необходимых
для нее органических структур или
с формированием на их основе нужных
функциональных органов. Он обычно относится
к дошкольному детству, охватывающему
период жизни ребенка от рождения
до 6-7 лет. Здесь происходит совершенствование
работы всех анализаторов, развитие и
функциональная дифференциация отдельных
участков коры головного мозга, связей
между ними и органов движения,
прежде всего рук. Это создает
благоприятные условия для
Становление
специальных способностей активно
начинается уже в дошкольном детстве
и ускоренными темпами
Важным
моментом в развитии способностей у
детей выступает комплексность,
т. е. одновременное
Многоплановость
и разнообразие видов деятельности,
в которые одновременно включается
человек, выступает как одно из важнейших
условий комплексного и разностороннего
развития его способностей. В этой
связи следует обсудить основные
требования, которые предъявляются
к деятельности, развивающей способности
человека. Эти требования следующие:
творческий характер деятельности, оптимальный
уровень ее трудности для исполнителя,
должная мотивация и
Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.
Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. В русле рассматривавшейся уже нами теории социального научения особо подчеркивалось то обстоятельство, что для приобретения и закрепления у человека новых форм поведения, необходимо научение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие способностей - это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей, способности человека, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.