Психология способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:58, контрольная работа

Описание работы

Понятие способности. Способностями называют индивидуально-психологические особенности человека, которые способствуют его успеху в какой-либо деятельности. Способности проявляются в деятельности, формируются в деятельности и существуют относительно определенной деятельности. Выделяют общие и частные способности. Общие и частные делятся на элементарные и сложные.

Содержание

Понятие способности.
Способности и задатки.
Измерение способностей.
Развитие способностей.
Специальные способности и асимметрия мозга.

Работа содержит 1 файл

тема 4.docx

— 35.22 Кб (Скачать)

Волгоградский Государственный  Медицинский Университет

Кафедра общей и клинической  психологии

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа студента

По общей психологии:  Тема. Психология способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Выполнила: студентка 102кп

                                                                                                          Султанова А.Р.

                                                                                                         Проверил: Тимофеев А.В.

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград,2012

Содержание:

  1. Понятие способности.
  2. Способности и задатки.
  3. Измерение способностей.
  4. Развитие способностей.
  5. Специальные способности и асимметрия мозга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие способности

Понятие способности. Способностями  называют индивидуально-психологические  особенности человека, которые способствуют его успеху в какой-либо деятельности. Способности проявляются в деятельности, формируются в деятельности и  существуют относительно определенной деятельности. Выделяют общие и частные  способности. Общие и частные  делятся на элементарные и сложные. ОБЩИЕ присущие всем людям основные формы психического отражения способности : ощущать воспринимать запоминать переживать мыслить в большей или меньшей степени присущие всем людям способности к общечеловеческим видам деятельности игре учению труду общению ЧАСТНЫЕ присущие не всем людям способности : музыкальный слух точный глазомер настойчивость смысловая память присущие не всем людям способности : профессиональные специфические особенные Критерием наличия способностей можно считать уровень успешности в какой-либо деятельности по сравнению с другими, например, меньшая затрата сил, быстрота. Если уровень успешности в какой-либо деятельности одинаков у двух людей, то более способным из них к этой деятельности будет тот, кто обладает оригинальностью приемов, своеобразием способов действий. Способность характеризуется успешностью в приобретении знаний, умений и навыков и их перенос с одного класса задач на другой. Способность по сути не есть одно единственное качество, а составляет целостный комплекс качеств. Например, изобразительную способность составляют хорошая зрительная память, острота зрительного восприятия и др. В тестировании способностей выделяют тесты специальных способностей, тесты общих способностей (тесты интеллекта), комплексные батареи способностей. Тесты специальных способностей направлены на измерение способностей к определенным видам деятельности. Используются при решении задач в области профотбора и профориентации. В зарубежной литературе принято квалифицировать специальные способности по двум основаниям: по видам психических функций (моторные, сенсорные), по видам деятельности (технические и профессионализированные, то есть соответствующие той или иной профессии: артистические, художественные).

2.Способности  и задатки

Способности - свойства и  качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным  к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).  
   Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей:  
   1. индивидуально-психологические особенности;  
   2. определяющие успешность выполнения деятельности;  
   3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.  
      Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление. Рубинштейн С.Л.: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня. Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром. Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.).  
   Способности к задаткам не сводятся, задатки - одна из посылок для формирования способностей.  
   Рубинштейн: задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов. 

 
3. Измерение способностей

К тестам способностей относят тесты интеллекта и креативности, объединяемые термином, тесты общих способностей, тесты специальных способностей.

Тесты способностей оценивают  достижения людей при выполнении ими некоторых достаточно ограниченных по числу типов заданий.

Тесты способностей – это методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успех обучения, профессиональной деятельности и творчества.

Измеряем приобретенное в процессе жизни.

Способность по Теплову. Признаки способности:

    1. То, что отличает одного человека от другого.
    2. То, от чего зависит успешность Деятельность (ее выполнение).
    3. То, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, приобретенным в процессе жизни. Это то, от чего зависит их приобретение (легкость, быстрота и т.д.).

Пригодность или готовность к Деятельности. Все психологические  особенности.

Способности включаются в  понятие готовности к Деятельности. Общие психологические условия успешности Деятельности:

    1. Успешная мотивация (положительная).
    2. Психическое состояние человека.
    3. Черты характера (некоторые).
    4. Приобретенные знания, умения и навыки.

Результат теста – это пригодность или готовность к Деятельности.

В каждом тесте какая-либо часть результата указывает на способности, но какая именно часть психодиагност сказать не может.

Психометрический подход к оценке способностей изначально базировался  на ложной посылке отождествления способности  и достижений при выполнении определенного  типа Деятельности, требующей проявления этой способности. Нельзя отождествлять  уровень достижений с уровнем  развития способностей.

Еще одно заблуждение психометрического  подхода заключает бездоказательный подход, что каждый тест измеряет одну и ту же способность у разных индивидов.

При решении заданий, предлагаемых испытуемым, используются разные способы  и приемы их решения, и показатель теста не раскрывает этих способов и приемов. Оценка способностей в  их показателях содержится в скрытом, неявном виде. По показателю тестов мы не можем судить ни об уровне, ни о типе способностей. Термин «способность»  используется условно, по традиции.

Психологами используется такой  термин, как готовность, пригодность  к Деятельности. Под ним понимается весь комплекс психологических особенностей, которые обеспечивают успешное выполнение заданий (это и положительная  мотивация, физическое и психологическое  состояние, навыки, умения, отдельные  черты Личности).

Признавая, что от специальных  способностей зависят возможности  выполнения отдельных видов Деятельности, отечественные психологи посвящают  им довольно много исследований.

Экспериментальный анализ специальных  способностей положил Теплов в 1947 г. «Психология музыкальных способностей». В этой работе он наметил основные направления в исследованиях способностей:

    • - анализ структуры способностей, выделение компонентов;
    • - изучение разных способностей в одной Деятельности;
    • - исследование развития способностей в Деятельности, выявление факторов, способствующих развитию.

В отечественной психологии разработан прочный теоретико-методологический фундамент исследования способностей, но несколько менее интенсивно разрабатываются  собственно диагностические методики. Выделяются несколько критериев, по которым можно судить о выраженности способностей. Среди них – результативность деятельности, скорость и успешность овладения необходимыми знаниями и  навыками, оригинальность и самобытность выполнения работы, а также степень  преодоления неблагоприятных условий  среды.

Для изучения способностей исследователи применяют разнообразные  приёмы: наблюдение, естественный и  лабораторный эксперимент, анализ продуктов  Деятельности экспертные оценки специалистов. Как правило, по формальным критериям  эти методы не доведены до уровня требований, предъявляемых к методам психодиагностики.

4.Развитие способностей

Первичный этап в развитии любой такой способности  связан с созреванием необходимых  для нее органических структур или  с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится  к дошкольному детству, охватывающему  период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет. Здесь происходит совершенствование  работы всех анализаторов, развитие и  функциональная дифференциация отдельных  участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает  благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка  общих способностей, определенный уровень  которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.

Становление специальных способностей активно  начинается уже в дошкольном детстве  и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших передних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них  начинает оказывать учебная и  трудовая деятельность. В играх детей  первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Занятия  различными видами творческих игр в  дошкольном детстве приобретают  особое значение для формирования специальных  способностей у детей.

Важным  моментом в развитии способностей у  детей выступает комплексность, т. е. одновременное совершенствование  нескольких взаимно дополняющих  друг друга способностей. Развивать  какую- либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Например, хотя тонкие и точные ручные движения сами по себе являются способностью особого  рода. Но они же влияют на развитие других, где требуются соответствующие движения. Умение пользоваться речью, совершенное владение ею также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших  условий комплексного и разностороннего  развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются  к деятельности, развивающей способности  человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный  уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение  положительного эмоционального настроя  в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Если  деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Если  выполняемая деятельность находится  в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что  Л. С. Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую  мотивацию означает превращение  цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. В русле рассматривавшейся уже  нами теории социального научения особо подчеркивалось то обстоятельство, что для приобретения и закрепления у человека новых форм поведения, необходимо научение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие способностей - это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей, способности человека, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.

Информация о работе Психология способностей