Психология семьи и семейное консультирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:30, доклад

Описание работы

Структура семьи — сеть требований и функций (соответст¬вующих видам внутрисемейной деятельности), формирующая способы взаимодействия в семье, а также основанные на них постоянные, поддающиеся предсказанию типы (способы) пове¬дения. Фактически, когда говорят о структуре семьи, имеют в виду те правила, которые существуют в семье, по которым се¬мья функционирует.

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

      Четкие  границы между субсистемами - наиболее желательный их вариант, нечто среднее между ригидными и диффузными. Они символизируют равновесие свободы и контроля, помогают членам семьи чувствовать взаимозависимость, но не мешают проявлению их индивидуальностей.

Цели  психологической  помощи семье в рамках структурной модели

      Коротко их можно определить как воссоздание  семейной структуры и иерархии. Раскроем это более подробно:

      1. Создание эффективной иерархической  структуры в семье, в которой  родители являются авторитетом  для детей.

      2. Создание эффективной родительской коалиции, в которой родители поддерживают друг друга при предъявлении требований детям.

      3. Расширение субсистемы детей  в субсистему сверстников, побуждение  к общению вне семьи.

      4. Создание отвечающих возрасту  детей условий, для экспериментирования с автономией и независимостью.

      5. Обособление субсистемы пары  от субсистемы родителей.

      6. Коммуникация в семье должна  строиться по определенным правилам.

      7. Отец должен играть главенствующую  роль в семье.

      8. Доминирующий аффект, связанный с проверкой прочности линий власти в семье, агрессией, соперничеством должен смениться на чувства, связанные с заботой друг о друге.

      Далее мы подробнее рассмотрим сущность этих целей.

Работа  психолога с семьей

      1. Психолог включается в семью  и занимает в ней позицию лидера, признавая ценности семьи и приспосабливаясь к ее стилю жизни.

      2. Изучение структуры семьи, особенностей  коммуникации в семье, аффективной  системы. 

3. Трансформация  структуры семьи через: а) демонстрацию иного стиля общения; б) интерпретацию семье ее структуры; в) рекомендацию изменить действие и сразу же это повторить и т. д.

      Ниже  мы подробнее рассмотрим те нарушения  структуры семьи, которые являются объектом заботы в рамках структурной модели, и конкретные способы работы с ними.

Типичные  нарушения жизнедеятельности  семьи, которые выделили Сальвадор Минухин  с коллегами в  семьях трущоб Нью-Йорка (1967)

      I. Базовой особенностью  семейного и околосемейного  окружения является его непостоянство и непредсказуемость во всех сферах семейной и околосемейной жизни. В результате растущие дети испытывают огромные трудности в определении для себя значений различных событий и явлений окружающего мира и самоопределении (выработке своих четких позиций по отношению к окружающему миру). Они живут в мире, объекты и события которого имеют скоротечные (преходящие) качества:

      1. География дома и его обстановка (композиция) препятствуют развитию у ребенка чувства, что «я имею свое место в мире» (например, часто меняется место, где ребенок спит).

      2. Еда не имеет определенного времени, порядка и места, нет четко установленного режима дня, один день не похож на другой.

      3. Межличностные контакты имеют  неустойчивые и непостоянные качества:

  • Члены семьи не умеют слушать друг друга. Говоря что-либо, члены семьи не ожидают быть услышанными. Они не ожидают, что их коммуникативное поведение (например, монолог о трудностях в школе) будет иметь какой-либо эффект на остальных членов семьи, побудит их к ответу. Другие члены семьи не проявляют признаков вовлеченности, желания дать ответ («это ее трудности»).
  • Если кто-либо в семье отвечает, то это не обязательно в русле предшествующей коммуникации. Любой не имеющий отношения к запросу ответ может быть грядущим и приемлемым. Существуют ответы, регулирующие иерархические отношения между членом, который говорил, и тем, который слушал. Пример: «Ты всегда болтаешь».
  • Тема обсуждения редко бывает приведена к какому-либо заключению - небольшое количество взаимодействий вокруг одной темы обычно прерывается интервенцией другой темы, не имеющей отношения к обсуждаемой. Так, в процессе одного разговора может смениться несколько тем и не быть принято ни одного решения.
  • Два (или более) члена семьи могут участвовать в параллельном разговоре, по спирали возвышая интенсивность звука в попытках перекричать один другого.
  • Много различных типов кинестетической активности может сопровождать коммуникацию. Все это приводит к нарастанию шума в семье, часто никто не ждет, пока другой кончит говорить. Шум повышает беспорядочность и неэффективность взаимодействия. Это приводит к тому, что часть членов семьи выбывает из коммуникации (надвигает шляпу на глаза, закрывается демонстративно курткой, отвечает односложно, агрессивно реагирует на попытки вовлечь его в коммуникацию, засыпает на время, пока вновь не будет пробужден к активности).

П. Особенности личности родителей. На всех предшествующих стадиях развития этих родителей видно множество незаконченных попыток добиться определенности в плане своей идентичности. Эти люди шли по пути формирования своей идентичности как социальной. Они пытались спрятаться от переживаний, связанных с неопределенной, диффузной идентичностью, за счет сверхвключенности сначала в роль супруга (супруги), а затем в роль сверхвоспитывающегородителя. При этом цель у них - не стать по-настоящему компетентным супругом или родителем (они в большинстве случаев просто не понимают этой задачи), а усвоить определенные внешние, наиболее часто отмечаемые атрибуты социальных ролей. Роль супруга и/или родителя привлекает подобных людей тем, что помогает организовать напряженный межличностный контакт с другим через вовлеченность, в которой снижается их тревожность. Это ярко проявляется в том, что в процессе общения для них весьма характерен сдвиг с содержания темы на выяснение межличностных отношений в ущерб результату обсуждения. Таким образом, вместо результатов, которые могли бы улучшить жизнь семьи, можно наблюдать бесконечные, не приводящие ни к какому результату (кроме ухудшения отношений между супругами) кружения вокруг вопросов распределения власти в семье и выражения взаимных симпатий и антипатий. С появлением в семье детей они начинают выполнять функцию средства для напряженных межличностных контактов родителей с ними и между собой (дети и их проблемы начинают служить «мостиком» для общения родителей). Субсистема пары почти полностью поглощается родительской субсистемой, так как конфликты внутри этой субсистемы менее деструктивны для отношений между родителями, чем конфликты внутри субсистемы пары.

III. Особенности воспитания детей в этих семьях. Вместо того, чтобы установить для ребенка определенные правила и следить за их исполнением, для родителей (в первую очередь, матери) характерно вовлекаться в интенсивные взаимодействия с ребенком, контролируя каждый его шаг. Это приводит к напряженности во взаимоотношениях между родителями и детьми. Все это в конце концов утомляет родителей, и они склонны частично или полностью (психологически или реально) покидать семью. Периоды сверхконтроля сменяются периодами полной заброшенности. Система наказаний и поощрений зависит не от поведения детей, а от эмоционального состояния родителей. То, за что в одних условиях могут наказать, в других условиях остается без внимания или же вызывает поощрение, улыбку, смех. Кроме того, в этих семьях наблюдается феномен «множественной заботы», когда фигурами, оказывающими воспитательное воздействие, являются слишком много людей с разными мнениями, оценками, которые часто находятся в конфликтах друг с другом. Все это приводит к тому, что ребенок с детства приучается к следующей точки зрения: нет и не бывает таких правил и норм, которые осторожно, при определенных условиях или тайно нельзя было бы нарушать, ориентируясь на какое-либо свое желание.

Кроме того, ребенок  приучается к ощущению, что в случае эмоциональной напряженности можно и приемлемо избавляться от нее, разряжаясь на первом попавшемся беззащитном существе. Порой это можно мотивировать несоблюдением каких-либо правил. Все это формирует личность будущего правонарушителя.

      Вследствие  того что родители часто выбывают из семьи, их роль может брать на себя какой-нибудь старший ребенок (« родительский ребенок»). Такой ребенок вследствие своей «родительской» позиции недополучает опыта общения со сверстниками «на равных». У него может возникнуть склонность к чрезмерному морализированию, также узкий круг интересов, связанный с успешным функционированием семьи.

      У детей формируется внешний локус  контроля (чувство, что мир стимулирует, а я только пассивный восприниматель стимулов), крайне узкий спектр словесного ответа, опыт агрессии без способности настроиться на нюансы своего эмоционального опыта, неспособность сфокусироваться на событии, в котором выходом может быть отложение реакции, возвращение к чему-либо или восстановление опыта.

Информация о работе Психология семьи и семейное консультирование