Психология религиозных действий

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 02:44, реферат

Описание работы

Значение психологии религии для общественной практики определяется тем, что атеистическое воспитание как неотъемлемая часть коммунистического воспитания опирается на закономерности психологии религии. Одно из наиболее массовых и стойких социально-психологических явлений — религиозная психология сопутствовала человечеству на протяжении большей части его истории и играет еще немалую роль в настоящее время.

Содержание

Введение
Структура религии……………………………………………………….
Психология религиозных действий……………………………………..
Психологические механизмы воздействия религиозной проповеди…
Психология суеверий…………………………………………………….
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

социальная.doc

— 63.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Структура религии……………………………………………………….

Психология  религиозных действий……………………………………..

Психологические механизмы воздействия религиозной  проповеди…

Психология  суеверий…………………………………………………….

Заключение

Список использованных источников

 
 
 

 

Введение

     Значение  психологии религии для общественной практики определяется тем, что атеистическое  воспитание как неотъемлемая часть  коммунистического воспитания опирается  на закономерности психологии религии. Одно из наиболее массовых и стойких  социально-психологических явлений — религиозная психология сопутствовала человечеству на протяжении большей части его истории и играет еще немалую роль в настоящее время. До сих пор нередко смешивают два термина: религиозная психология и психология религии, хотя они обозначают различные понятия. 
 Религиозная психология — это совокупность социально-психологических явлений, относящихся к области религии как формы общественного сознания. Религиозные представления, религиозное чувство, суеверия сочетаются с ритуальным поведением и рядом производных явлений: молитвой, экстазом, исповедью и т. д.     Психология религии — это раздел социальной психологии, изучающий социально-психологические явления религиозного сознания. Последнее изучается также социологией, этнографией, историей религии и, более всего, религиоведением. Поэтому психология религии является разделом не только социальной психологии, но и религиоведения, как социальной науки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Структура религии

     Вера, религиозное сознание— это главный, основной элемент религии. Кроме него, в структуру религии входят также религиозные действия и религиозные организации. Религиозные действия могут носить культовый или внекультовый характер [2, с.35]. Культовые действия представляют собой совокупность символических действий, с помощью которых верующими предпринимается попытка установить связь со сверхъестественными силами (или Богом) с целью воздействовать на них. К ним относятся религиозные обряды, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, молитвы и т. д. Внекультовая деятельность имеет две стороны: духовную и практическую. К духовной относятся внутреннее самоуглубление, созерцание, различные виды медитации, откровений, выработка религиозных идей, сочинения богословов. Практическую сторону внекультовой деятельности составляют всякие действия, направленные на внедрение, пропаганду и защиту религии. Религиозные организации представляют собой систему учреждений, призванных регламентировать, контролировать и регулировать поведение и действия верующих данной конфессии (вероисповедания) и удовлетворять их религиозные потребности. Религиозные организации — форма упорядочивания совместной религиозной деятельности. Первичным организационным звеном являлась религиозная группа (община). В первобытном обществе религиозная группа совпадала с родом, племенем и т. п., в культовых действиях участвовали все члены общины. По мере развития социума постепенно в Древнем Египте и других ранних цивилизациях возникла особая категория людей по проведению культовых действий — жрецы, которые сформировали относительно самостоятельные организации служителей культа — жреческие корпорации [4, c.118]. С возникновением христианства служители культа образовали особую организацию — церковь, которая взяла на себя функцию проведения всех религиозных действий.

 
Психология религиозных  действий

     Религиозные действия, составляющие в совокупности религиозное поведение, многообразны. К ним относятся молитва, жертвоприношения, исповедь. Близки к ним и действия, опирающиеся на так называемую ложную веру,— суеверия, действия, связанные с религиозными предрассудками, с верой в предчувствия.У истоков психологии молитвы лежит магический заговор и заклинание. Магический заговор и заклинание — это слова, которые якобы имели чудесную силу действовать не только на других людей, животных и силы природы, но и на духов, богов: «Сгинь! Рассыпься! Пропади!». Человек, познав силу слова в речевом межличностном общении, поверил, что своими словами он может ограждать себя от нападающих на него не только людей, но и духов. Потом заклинание стало благодарственным и просительным (в благодарственности ведь всегда есть элемент «просьбы на следующий раз»). Так заклинание превращалось в молитву, в которой часто содержится просьба о чуде. Жертвоприношение — один из древнейших религиозных культов. В нем фантастически отразилась форма общения и человеческой взаимопомощи: «Я тебе, а ты мне». Она особо была искажена в классовом обществе психологией купли и продажи. Жертва, свечка к иконе, выполнение трудного обета — все это вера в возможность «откупа» или «расплаты» за старые грехи или новые блага. Если бы не было этой веры — не было бы ни жертв, ни свечек перед иконами, ни обетов. Психология исповеди включает в свою структуру много общего с психологией молитвы и психологией жертвы [2, c. 115]. Ведь, каясь в грехах, верующий не только «просит прощения», но и верит, что «если хорошо попросить», то прощение будет получено.Неприятное усилие «сознаться в сделанном» переживается как жертва, которая должна быть вознаграждена. Но в психологии исповеди есть и еще одна психологическая особенность. Это — свойственная человеку как социальному существу закономерность: В исповеди верующий «перекладывает тяжесть своего поступка на плечи исповедника». Это многократно усиливает действие катарсиса, свойственного не только молитве, но и просто «задушевной беседе о своих неприятностях». Именно поэтому за рубежом в условиях кризиса церкви на смену «исповедникам» пришли «психоаналитики» с их «интимными беседами», а исповедники не случайно взяли на вооружение различные приемы психоанализа.

Психологические механизмы воздействия  религиозной проповеди

     Одна  из главных целей любой религии  или конфессии — побуждение людей  к выполнению определенных действий. Однако, чтобы люди начали выполнять  эти действия, они должны почувствовать  в этих действиях внутреннюю необходимость и личностный смысл. Для этого существует проповедь — средство психологического воздействия, которое призвано не столько убедить интеллектуально, сколько привлечь эмоционально, “заразить” слушателей идеей и, тем самым, мотивировать их к религиозным действиям. Обычно считается, что проповедь пробуждает у человека “религиозные чувства”. Однако проповедь, как некое повествование, вызывает у человека разные чувства — как религиозные (мистические, священные), так и обычные человеческие чувства, которые испытывает человек в своей обыденной жизни. Ниже описаны два сценария проповеди, которые,  наиболее распространены в религиозной практике. Эти сценарии не имеют определенной конфессиональной принадлежности [1, c.85].

Первый  сценарий можно было бы условно назвать негативным из-за его пессимистического начала. Также с некоторой долей условности его можно назвать традиционным.

1. Все  плохо и дальше будет еще  хуже. Проповедник акцентирует внимание  на мрачных сторонах действительности, активно использует апокалиптическую тематику, то есть описывает картину гибели мира. Один из традиционных вариантов — описание адских мучений, ожидающих человека после смерти.

2. (Необязательный  пункт) Почему? Объяснение причин  грядущего ужаса.

3. Что  делать? Описание необходимой духовной практики: молитвы, отказ от благ материального мира, миссионерская деятельность и пр.

4. (Необязательный  пункт) Наступление блаженства. Описание  результата, который ждет людей,  если они будут выполнять предыдущие  предписания. Варианты:

а) блаженство в этом мире (рай на земле);

б) блаженство после смерти (рай на небе);

в) блаженство освобождения от всякого существования (нирвана).

Второй  сценарий условно назовем позитивным, поскольку он, напротив, начинается вполне оптимистично. Он больше свойственен современным проповедникам неопротестантского толка.

1. “Иисус  вас любит”. Он желает людям  добра, он пришел, чтобы дать  людям счастье.

2 (вариант  А). Люди невежественны. Однако  люди не поняли, не узнали Христа. Возложение на слушателей ответственности (вины) за греховный поступок, совершенный человечеством в прошлом (убийство Христа), а также за греховный поступок, совершаемый людьми сегодня (невежественное отношения к религии Христа). Обоснование религиозных действий необходимостью искупить этот грех.

2 (вариант  Б). Люди неблагодарны. “Иисус пошел  на страдания ради вас”. Призыв  к выполнению долга, образовавшегося  в результате жертвы Христа. Обоснование  религиозных действий необходимостью  выполнить этот долг.

3. Описание  правильных действий.

4. Всеобщая  радость и любовь.

Легко можно заметить, что описанные  сценарии предназначены для того, чтобы вызывать у слушателей достаточно сильные чувства. Первый сценарий использует (или даже — эксплуатирует) чувство  страха, второй сценарий — чувства вины и стыда. С одной стороны, страх, вина, стыд — это нормальные и естественные человеческие чувства, но с другой стороны — это болезненные и неприятные чувства, которые выводят человека из душевного равновесия, в связи с этим человек обычно старается их избегать.

В то же время, несмотря на указанные различия, в этих двух сценариях можно заметить общую структуру:

1. Мотивирование  к действиям: нарушение эмоционального  равновесия слушающих → появление  у слушающих внутренней естественной необходимости его восстановления.

2. Описание  “путей выхода”, то есть действий  необходимых для восстановления  эмоционального равновесия.

Конечно, есть и другие сценарии — более  простые и более сложные (составные). Например, в менее масштабном варианте негативный сценарий развертывается по схеме: житейская проблема → религиозные действия (молитва, пост и пр.) → эффект (благодать, поиск решения и пр.). Некоторые модели предназначены для обоснования содержание религиозных действий: “Мы должны стать такими же, как Иисус”; “Мы должны опираться на традицию”.

Другие  приемы психологического воздействия, используемые в проповеди: контролируемая полемика (например, использование  риторических вопросов), иррациональные доводы (“Пути Господни не исповедимы”), метафорические средства (“Десять заповедей — это десять пальцев на руке”), опережающая интерпретация и пр.

  Если  на человека одно за другим обрушиваются несчастья, то ему бывает трудно объяснить  себе такое стечение обстоятельств, и, не имея твердых мировоззренческих принципов, он ищет облегчения в том, что может дать какое-то спокойствие. Некоторые обращаются к религии, которая претендует на то, что она на все дает ответ. Этот ответ религии прост и не требует особых знаний: "Такова воля бога. Бог посылает испытание, но он же может и наградить". За неимением другого объяснения, люди принимают его.Для такого человека большое значение имеет и общение с другими верующими, психологический тон, существующий в общине и созвучный настроениям личной беспомощности. В общине это чувство уже не является только личным, дух человеческой беспомощности перед сверхъестественной силой пронизывает всю общину, и это снимает с человека ощущение собственного одиночества.

  Попадая в религиозную общину, верующий помимо психологического воздействия самой общности испытывает также и влияние выработанных данной религиозной организацией средств эмоционального воздействия. Переживания, вызванные воздействием этих средств, воспринимаются самими верующими не в их непосредственности, а связываются с религиозной идеей. Но кроме этих средств массового воздействия религиозные организации выработали много приемов, предназначенных для индивидуального, так сказать, самоукрепления веры. Среди таких средств в первую очередь следует отметить ежедневную молитву. В молитве происходит как бы самовнушение, человек вновь и вновь убеждает себя в существовании бога. Излагая богу свои невзгоды, просьбы, человек невольно и сам продумывает свои заботы, заново осознает их, и уже от одного этого они перестают в ряде случаев казаться ему столь тягостными. Кроме того, надежда, что часть забот переложена на бога, в какой-то мере ослабляет эмоциональную напряженность человека, доставляя ему облегчение. Сам этот факт воспринимается верующими как новое доказательство реальности бога и истинности религии. Сходное воздействие на психику верующих оказывает и такой обряд, как таинство покаяния в православии и католицизме. Этим обрядом человеку предписывается заново продумать свои поступки, свое поведение в свете религиозных предписаний. Многократное повторение этого обряда приводит к тому, что у человека вырабатывается устойчивый религиозный принцип анализа всех явлений, формируется специфически религиозная структура мышления. Таким образом, веру, представляющую один из элементов познавательного процесса, играющую вспомогательную роль, религия превратила в самодовлеющее средство постижения бога, противопоставляя веру подлинно научному познанию как высший дар бога, которым обладает человек.  

  Психология  суеверий

    Суеверия — это иногда рудиментарные осколки прошлых религий. Но иногда это и благоприобретенные, новые веры, близкие по своим психологическим механизмам неврозу навязчивых состояний [5, c. 214]. Поскольку хорошо известно, что с навязчивыми состояниями уговорами бороться бесполезно, это объясняет низкую эффективность разъяснительной борьбы с суевериями, равно как и то, почему суеверия иногда противоречат мировоззрению человека и встречаются даже среди атеистов. На противоположном фланге ряда форм суеверий они сливаются с предрассудками. Эти два явления религиозной психологии часто смешивают. В психологической структуре суеверия доминирует чувство веры, не только преобладающей, но и тормозящей мышление. Предрассудок — это явление ошибочной «картины мира», в психологической структуре которой преобладает элемент мышления, неправильного понимания, обычно внушенного извне. Предрассудок не бывает без суеверия, которое всегда и обязательно входит как элемент в его психологическую структуру. При этом как суеверия, так и предрассудки всегда представляют собой явления группового сознания. Происхождение суеверий хорошо было понято уже давно. Ф. Бэкон так писал о них: “Разум человека все привлекает для поддержки и согласия с тем, что он однажды принял,— потому ли, что это предмет общей веры или потому, что это ему нравится. Какова бы ни была сила и число обстоятельств, свидетельствующих о противном, разум или не замечает их, или пренебрегает ими, или отводит и отвергает их посредством различений — с большим и пагубным предубеждением,— чтобы достоверность тех прежних заключений осталась ненарушенной. И потому правильно ответил тот, который, когда ему показали повешенные в храме изображения спасшихся принесением обета от опасного кораблекрушения и при этом добивались ответа, признает ли теперь он могущество богов,— спросил в свою очередь: «А где изображения тех, кто погиб после того, как принес обет?» Таково основание почти всех суеверий — в астрологии, в сновидениях, в предзнаменованиях, в божественных определениях и тому подобном. Люди, услаждающие себя подобного рода суетой, отмечают то событие, которое исполнилось, и без внимания проходят мимо того, которое обмануло, хотя последнее бывает гораздо чаще». Одним из типичных суеверий является вера в предчувствия [3, c.95]. В ее основе лежит подмена предчувствием предположения. Предположение — это допущение события, вероятность появления которого еще неизвестна. Умение предполагать есть ценное свойство ума, специально изучавшееся как мышление вероятностями. Такое мышление, в частности, типично для военачальника. Но иногда сочетание предположения с чувством тревожного ожидания переживается как предчувствие, что чаще бывает в условиях опасности и нервного напряжения (стресса). Если дальнейший ход событий предчувствия не подтвердит, оно забывается. Но совпадение нескольких подтверждений непроизвольно запоминается, и создается суеверное убеждение, легко переходящее в предрассудок: «предчувствие меня никогда не обманывает».Близкой к вере в предчувствия является развивающаяся по подобному же механизму вера в загадывание. Идет человек по улице и считает окна домов или складывает цифры номеров автомашин и верит: чет — будет удача, нечет — неудача. В основе этого предрассудка лежит хорошо известный в психиатрии невроз навязчивого счета, связавшийся избирательностью памяти с ожиданием удачи[4, c.113].

Информация о работе Психология религиозных действий