Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 12:46, контрольная работа
Знание психических закономерностей, применение в процессе оперативно-розыскной деятельности определенных психологических методов облегчает труд оперативных сотрудников правоохранительных органов, помогает им регулировать и строить взаимоотношения с интересующими их людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практической оперативно-розыскной и следственной деятельности2.
Введение…………………………………………………………………………………….3
I. Понятие психологической структуры преступного деяния ………………………………………………………………………………………….…….4
II. Психологические особенности импульсивных преступных действий …..………...13
III. Принятие решений о совершении преступлений и исполнение преступления ……………………………………………………………….…………………..………….15
Заключение…………………………………………………………………….................18
Решение задач…………………………………………………………………………….19
Библиография…………………………………………………………………………….26
Задача № 1.
Осмотр места происшествия – обнаружение и непосредственное исследование материальных объектов, их признаков и взаимосвязей, имеющих существенное значение для расследования происшествия и находящихся в пространстве, в котором оно произошло или обнаружены его следы.
Исследовать обстановку места происшествия – значит сделать вывод о сущности, механизме, динамике происшествия, найти данные, относящиеся к личности преступника и свидетельствующие о мотивах преступления.
Восприятие обстановки места
происшествия позволяет
В рассматриваемой задаче на основе анализа поведения преступника на месте происшествия можно выдвинуть версию об инсценировке преступления. Инсценировка преступления – это действия преступника, направленные на искусственное создание ложных материальных следов преступления и рассчитанные на поисковые действия следователя в ложном направлении.
Как отмечает А.Р. Ратинов: «Значение места происшествия как источника сведений о событии и его участниках понимают многие преступники, и потому нередко в следственной практике приходится иметь дело с различными инсценировками на месте происшествия. Искажая картину события, создавая фиктивную обстановку и фабрикуя отдельные доказательства, преступник стремится направить следствие по ложному пути» (Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. с. 250).
Версия об инсценировке должна быть выдвинута в связи с нарочитой заметностью, демонстративностью отдельных фальсифицированных «доказательств». То есть, стремясь направить следствие по ложному пути, преступник обдуманно оставил «следы» мужской обуви на свежевымытом полу по всему периметру дома, принадлежащие, вероятнее всего, другому лицу. При этом «следам» придана отчетливая выраженность, заметность – пол убитой хозяйки дома был свежевымыт, истинный преступник не мог этого не заметить и не «замести» действительные «следы» преступления. Дом убитой хозяйки дома находился на краю деревни, следовательно, у преступника была возможность «убрать» оставленные им следы совершенного преступления, что еще раз указывает на версию об инсценировке.
Как правило, следы пальцев
рук и ног на предметах,
Задача № 2.
К конфликтным эмоциональным состояниям относятся:
- стресс – нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации; - аффект – внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и в крайней активизации импульсивных действий; - фрустрация – стойкое и глубокое отрицательное эмоциональное состояние, вызванное крушением близкодостижимой и значимой цели, срыв стратегических планов личности, сопровождающееся, как правило, агрессивными проявлениями в отношении фрустратора.
Криминогенная активность личности может быть обусловлена различными обстоятельствами, среди которых особое место занимает физиологический аффект.
Физиологический аффект - такое эмоциональное состояние лица, при котором оно является вменяемым, однако его сознание существенно ограничено. В отличие от патологического аффекта, при физиологическом аффекте лицо сознает свои действия, может ими управлять, либо имеет возможность сознавать свои действия. Именно поэтому лицо, совершившее преступление в состоянии физиологического аффекта (или некоторых других эмоциональных состояниях) подлежит уголовной ответственности.
Будучи
кратковременной, но бурно протекающей
эмоциональной реакцией, аффект сложен
по своей психофизической
В
аффекте эмоционально-
В то же время состояние уменьшенной или ограниченной вменяемости никак не сопоставимо с состоянием сильного душевного волнения при совершении преступления (ст. 107 и 113 УК РФ).
Обе
эти нормы предусматривают
Необходимо отметить также, что понятия «аффект» и «сильное душевное волнение» полностью не совпадают, ибо закон предполагает, что могут существовать различные степени душевного волнения, устанавливаемые судом.
Предвидение субъектом общественно опасных последствий совершаемых действий означает, что сознание охватывает непосредственный объект и все элементы объективной стороны. При совершении аффективного преступления виновный сознает наличие провокаций со стороны потерпевшего и ее качественные особенности, характер своих действий и возможность причинения физического вреда потерпевшему. Но возбужденное состояние психики не позволяет охватить все элементы действия.
Состояние аффекта исключает осознание многих существенных моментов, связанных с совершаемым действием. Человек отвлекается от всего постороннего, даже практически важного, его сознание направляется на ограниченный круг воспринимаемых предметов и представлений и фиксируется только на том, что вызвало аффект. Противоправность перестает быть самостоятельным предметом восприятия, тормозом, но в то же время не выходит за пределы сознания. Таким образом, сознание виновным совершаемого действия, предвидение общественно опасных последствий и сознание противоправности этого действия в указанной специфической форме составляют интеллектуальный момент умысла аффективного преступления.
Уголовно-правовое значение аффект приобретает в том случае, если состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта) вызывается насилием, издевательством, тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего.
Аффекты возникают большей частью внезапно и продолжаются иногда всего несколько минут. В состоянии аффекта сознание, способность представлять и мыслить суживаются, подавляются. Сам по себе аффект является критической точкой чувства, переживания. Аффективные состояния характеризуются как состояния пониженной правоспособности.
Патологический аффект - такой вид аффекта, который полностью исключает вменяемость, а, следовательно, и уголовную ответственность за совершенное деяния. При патологическом аффекте лицо признается невменяемым, и к нему применяются принудительные меры медицинского характера.
Различительные признаки физиологического и патологического аффектов:
|
Стресс, как и аффект, такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеют свои отличительные особенности. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации. В стрессе проявляются максимальные адаптационные возможности индивида. Стресс – необходим для жизни, аффект – опасен для нее.
В предложенной ситуации физиологический аффект выступает как юридическая категория.
С-ва вменяема, но в момент совершения правонарушения находилась в состоянии физиологического аффекта и ее действия должны быть квалифицированы по ч. 1 ст. 107 УК РФ (убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного противоправными действиями потерпевшего).
Главным критерием в данном случае является условие длительной психотравмирующей ситуации (систематическое пьянство мужа, скандалы, избиение малолетней дочери, издевательство над самой обвиняемой).
Однако и здесь требуется хотя бы незначительный повод, могущий переполнить "чашу терпения" виновного. С-ой переживалась возникшая ситуация, накапливалось эмоциональное напряжение, относительно незначительное травмирующее воздействие сыграло роль "последней капли" и вызвало тяжелый аффективный взрыв.
В подобном случае виновная скорее всего имела неопределенное представление об объективных признаках совершенного ею преступления, не конкретизировала в сознании ожидаемые последствия, а желала наступления любого из них. Здесь налицо такая разновидность прямого умысла, как неопределенный, или неконкретизированный. Умысел на убийство возник в тот момент, когда субъект уже находился в состоянии аффекта. Умысел возникает в аффекте и изживает себя вместе с ним.
Необходимо
будет учитывать и показания С-ой,
которая показала, что состояние сильного
душевного волнения возникло в результате
издевательств мужа над ней, дочерью и
матерью; а также показания свидетелей.
Библиография:
I. Нормативная база.
1. Уголовный
Кодекс Российской Федерации
// СПС «Консультант Плюс»//.
II. Литература.
2. Антонян
Ю.М., Еникеее М.И., Эминов В.Е. «Психология
преступника и расследования преступлений».
М., «Юристъ», 1996.
3. Антонян Ю.М. «Психология убийства». - М., «Юрист», 1997.
4. Антонян Ю.М.
Статья: «Мотивация преступного
поведения». "Юридическая психология",
2006, N 1.
5. Еникеев М.И. «Юридическая
психология». М., «Норма», 1997.
6. Еникеев
М.И. «Основы общей и юридической психологии»:
Уч. для вузов. – М.: «Юрист», 1996.
7. Еникеев М.И. «Психология преступного поведения», Статья, «Юридическая психология», 2006 № 4.
8. Кузнецова
Н.Ф. «Преступление и