Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:52, контрольная работа
Как только мы не именовали человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo ludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans – человек общающийся. Русский мыслитель Петр Чаадаев (1794 – 1856) остроумно заметил: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.
Введение…………………………………………………………….….
Понятие, виды и функции общения……….………………………
Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия…….
Список литературы………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Как только мы не именовали человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo ludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans – человек общающийся. Русский мыслитель Петр Чаадаев (1794 – 1856) остроумно заметил: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.
Данная тема является актуальной в настоящее время, т.к. общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа – люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным.
Цель контрольной работы – наиболее полно раскрыть тему, дать определения основным понятиям.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Предметом исследования контрольной работы является психология общения.
1 Понятие, виды и функции общения
Общение играет большую роль в жизни и деятельности людей. В разных формах общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленной опытом, осуществляется взаимный обмен знаниями, суждениями, идеями, представлениями, интересами, чувствами, согласовываются стремления, потребности и цели людей, складываются психологическая общность, достигается взаимопонимание. В процессе общения формируется общая программа и общая стратегия совместной деятельности. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Общению принадлежит важное место и в развитии человека.
В психологической науке имеется несколько подходов к пониманию сущности общения между людьми:
Потребность в общении,
как считают психологи, относится
к числу основных (базовых) потребностей
человека. Значимость общения как
базовой потребности определяет
В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера.
В зависимости от использования техники общения и его целей можно выделить следующие виды:
1. «Контакт масок» - формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражение лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.
2. Формально-ролевое общение, в котором регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д.
3. Светское общение,
определяемое формальной
4. Манипулятивное общение,
направленное на получение
5. Духовное межличностное
общение между людьми, при котором
раскрываются глубинные
6. Деловое общение,
направленное на согласование
и объединение усилий людей
с целью налаживания отношения
и достижения общего
Все многообразие видов общения можно разделить на две большие группы: формальное общение (ролевое) и неформальное общение (личностное). С этой точки зрения деловое общение можно назвать личностно-ролевым. Формальное (ролевое) общение, определяемое служебными и социальными статусами людей, и неформальное (личностное), определяемое их личностными статусами и личными целями, переплетаются и могут переходить одно в другое.
Общение – сложный многогранный процесс, включающий:
Выступая мощным потребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценным биостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений.
Функции общения.
Под функциями общения понимают те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны и существуют различные основания для их классификации.
Одно из общепринятых оснований классификации – выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик:
В соответствии с этим
выделяются аффективно-коммуникативная,
информационно-коммуникативная
1. Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, в том числе партнера по общению, направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека, поскольку общение является важнейшей детерминантной эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей – происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.
2. Информационно-коммуникативная
функция общения заключается
в любом виде обмена
3. Регуляционно-коммуникативная
(интерактивная) функция
2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия.
Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии.
Восприятие – это процесс
получения сенсорной информации
и приписывания ей значения. Наше восприятие
– это результат отбора, организации
и интерпретации сенсорной
Я-концепция – это мысль или мысленный образ, который у вас сложился относительно ваших навыков, способностей, знаний, компетентности и самой вашей личности. Самооценка – это степень, в которой у вас создается о себе благоприятное впечатление. Неточность собственного образа усиливается через самоисполняющиеся пророчества и фильтрацию сообщений. Наши я-концепция и самооценка смягчают конкуренцию внутренних сообщений в нашей внутренней речи, влияют на наше восприятие других, на наш личный стиль общения и на то, как мы играем свои роли.
Восприятие формирует также впечатление о других людях. Факторы, которые, вероятно, влияют на наше социальное восприятие – это физические характеристики и социальное поведение, стереотипы и эмоциональное состояние. Исследования показывают, что восприятие людей и их суждений не всегда бывают верным. Поэтому ваше общение будет более успешным, если вы будете учитывать ощущения и предпочтения других людей. Вы будете совершенствовать (или, как минимум, лучше понимать) ваше восприятие других, если станете принимать во внимание физические характеристики и социальное положение, стереотипы и эмоциональное состояние.
Вы совершенствуете свое восприятие, когда активно интересуетесь его точностью, находите больше информации для проверки восприятия, говорите с теми людьми, о которых вы хотели бы получить определенное представление, осознаете, что восприятие людей нуждается в постоянном изменении и проверяете восприятие словами, прежде чем отреагировать на человека.
Под восприятием в психологии общения подразумевается не просто формирование целостного образа на основе оценки его внешнего вида и поведение, но и понимание партнера по общению. При этом понимание рассматривается с двух сторон: как отражение в сознании партнеров по общению целей, позволяющее установить взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии.
Самооценка и обратная связь.
Когда встречаются двое людей, у них формируется первоначальные впечатления друг о друге в зависимости от их поведения. В процессе взаимодействия людей эти впечатления будут подтверждаться, усиливаться или изменятся. Как и в случае с восприятием себя, наши социальные впечатления не всегда правильны.
Если мы высоко оцениваем себя, мы, скорее всего, общаемся уверенно. Например, люди с сильной я-концепцией и высокой самооценкой обычно побуждают других верить в свой успех. Подобно этому люди со здоровым восприятием себя склонны защищать свою точку зрения даже под натиском контраргументов. Если мы низко оцениваем себя, мы, как правило, общаемся неуверенно, занижая свои достижения.
Почему некоторые люди принижают себя, невзирая на свои достижения? Люди, которые имеют низкую самооценку, вероятно, не уверены в ценности своего вклада и ожидают от других негативной оценки. В результате, может быть, люди с низкой я-концепцией или низкой самооценкой находят менее болезненным принизить себя сами, чем слышать критику от других. Чтобы предвосхитить вероятное обсуждение другими их неудач, они делают это первыми.
Восприятие и роль социального стереотипа.
Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в социальной психологии. Термин социальная перцепция, т.е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Дж. Брунером. Назвав восприятие «социальным», он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия. Брунер провел целую серию экспериментов по изучению восприятия и показал, что восприятие как предметов, так и других людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социокультурных факторов. Социальная значимость или незначимость объекта может восприниматься неадекватно. Так, к примеру, дети из бедных семей воспринимали размеры монеток больше их реальных размеров, а дети из богатых семей – наоборот, меньше. Такой же деформации подвергаются и образы людей (эксперимент П. Уилсона по определению роста человека, которого последовательно представляли в разных студенческих аудиториях как лаборанта, преподавателя, доцента, профессора: чем выше становится его социальный статус, тем более высоким он воспринимался). [2, с.131]