Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:18, контрольная работа
Русский мыслитель Петр Чаадаев остроумно заметил: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли бы о своей природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком в общении.
Введение……………………………………………………………………….3
Понятие, виды и функции общения………………………………….4
Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия…….....7
Практикум…………………………………………………………..…14
Заключение…………………………………………….................................15
Литература……………………………………………………………..…….16
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Кафедра
Философии
Факультет МиМ
Специальность Менеджмент организации
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по
дисциплине Деловое
общение
Тема
Психология общения
Москва
– 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………...
Литература……………………………………………………
Введение.
Как только не именовали человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo habilis (человек умелый), и homo ludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans – человек общающийся.
Русский
мыслитель Петр Чаадаев остроумно
заметил: «Лишенные общения с
другими созданиями, мы щипали бы траву,
а не размышляли бы о своей природе».
И он был прав, поскольку естественным
способом существования человека является
его связь с другими людьми, а сам человек
становится человеком в общении.
Личность формируется, развивается и проявляется в процессе общения.
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Общение – важнейшая сфера человеческой жизнедеятельности.
Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации. Одним из общепринятых является выделение следующих функций:
Информационно-
Регуляторно-
Аффективно-
Выделяются и другие функции: организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношении и т.д.
Выделяют следующие виды общения:
1. «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Иногда контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.
2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
5. Духовное, межличностное общение, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, человек поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение устанавливается между друзьями, близкими людьми.
6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы в зависимости от особенностей личности собеседника (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты).
7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей:
1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
4. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
5. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.
Дальнейший
процесс социальной перцепции направлен
на объяснение причин поведения партнера
по общению. Поскольку в реальной жизни
мы редко точно знаем причины поведения
другого человека, мы вынуждены приписывать
их.
Восприятие - это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных. Среди общих закономерностей восприятия обычно отмечают:
Таким образом, восприятие предстает не как пассивный процесс, при котором мы автоматически реагируем на полученные стимулы, но как процесс активный. Чувства, которые вызывают в нас люди или ситуации, лишь отчасти зависят от внешнего мира, но в значительной степени зависят от нас, воспринимающих этот мир.
Особенности человеческого восприятия существенным образом влияют на протекание межличностной коммуникации. Обратим внимание на некоторые правила, которые полезно помнить и следование которым во многом организует процесс управления своим восприятием.
Правило 1. Процесс восприятия имеет личностную основу. Разные люди, воспринимая одни и те же сигналы, интерпретируют их по-разному.
Правило 2. Если считать, что именно наши интерпретации наиболее точно отражают реальность, то у нас могут возникать трудности в ходе межличностной коммуникации.
Правило 3. Если позволять насущным интересам, эмоциям, потребностям «контролировать» наше восприятие, можно пропустить направленные к нам важные сообщения от других людей.
Сформулированные правила позволяют в общем процессе человеческого восприятия все же выявить то, что отличает восприятие людьми предметов от восприятия людьми друг друга.
Первая особенность связана с тем, что субъект и объект межличностного восприятия - в данном случае это люди - принципиально подобны. Следствием этого утверждения становится то, что индивид (субъект восприятия), делая заключение о состоянии или намерениях другого лица, в максимальной степени склонен и имеет возможность использовать при этом свой собственный опыт. Другими словами, мы допускаем, что в какой-то степени опыт другого человека напоминает наш собственный, и такое допущение помогает нам более точно его воспринимать. Правда, эта же наша способность может приводить к серьезным ошибкам восприятия, вызывающим проблемы во взаимопонимании.
Вторая
особенность обусловлена
Итак,
главным регулятором в
Каждый
из нас имеет собственные