Автор: 0********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 23:52, контрольная работа
Между ними, как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Оба вида - взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.
Общение – это сложнейший, многоуровневый процесс установления и развития отношений между людьми, представляющий собой обмен информацией, восприятие и понимание человеком другого человека. И помогает в этом процессе человеку знания основ психологии.
Введение………………………………………………………………..…….3
1. Понятие, виды и функции общения………………………………..4
2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия…….
3. Практическое задание………………………………………………..
4. Список использованной литературы……………………………….
Заключение……………………………………………………………….
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово-
Кафедра
Философии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Деловое общение» на тему:
___________ Психология общения ____________
Преподаватель: Лисова Екатерина Валерьевна
Студент: Землянская Юлия Викторовна
Специальность: бухгалтерский учёт, анализ
Факультет: учётно-статистический
Группа: вечерняя, бюджетная
№ личного дела: 06 УББ 022 80
Введение…………………………………………………………
1. Понятие, виды и функции общения………………………………..4
2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия…….
3. Практическое задание………………………………………………..
4. Список использованной литературы……………………………….
Заключение……………………………………………………
Введение
Психология (с греческого) - «душесловие», наука о душе, о духовной жизни человека.
Основа
психологии общения – это способность
выделять моменты эффективного проведения
переговоров, бесед, применять их на практике,
быть психологически грамотным при беседе,
формировать систему знаний об эффективном,
партнёрском общении.
Проблема проведения беседы
неоднозначна, поэтому в наше время изучение
психологии общения весьма актуально.
За последние годы психология общения
стала предметом изучения многих наук.
Ею занимаются философы, социологи, экономисты,
юристы и педагоги.
В повседневной жизни между
людьми зарождаются различные отношения:
любовь, дружба, партнерство, и в основе
всех этих отношений лежит психология
общения. Процесс психологии отношений необходим
человеку для приобретения собственной
индивидуальности, признания в обществе
и подтверждения своей значимости. В наши
дни большое количество книг и статей
посвящается психологии общения, однако
до сих пор остается очень много аспектов,
которые не изучены на достаточном уровне.
Известны два основных вида социальных контактов: деятельность и общение.
Между ними, как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Оба вида - взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.
Общение
– это сложнейший, многоуровневый
процесс установления и развития
отношений между людьми, представляющий
собой обмен информацией, восприятие и
понимание человеком другого человека.
И помогает в этом процессе человеку знания
основ психологии.
1. Понятие, виды и функции общения
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобрело самые совершенные формы, стало осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами. В общении выделяются: содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды.
Содержание - это информация, передающаяся от одного живого существа к другому (например, сигналы об опасности). Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире: опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметное.
По содержанию общение может быть представлено как:
Материальное - обмен продуктами и предметами деятельности, как средствами удовлетворения актуальных потребностей субъектов.
Когнитивное - обмен знаниями.
Деятельное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками
(связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности).
Кондиционное - обмен психическими или физиологическими состояниями (например поднять настроение или испортить его; возбудить или успокоить)
Мотивационное – обмен, целями, интересами, мотивами, потребностями.
Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности (средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других)
По целям общение делится на биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма; удовлетворение основных органических потребностей) и социальное (расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие отношений, личностный рост индивида).
Частные виды общения:
Деловое общение – общение, имеющее цель для себя и служащее способом организации или оптимизации того или иного вида предметной деятельности.
Деловое
общение - это сложный многоплановый
процесс развития контактов
между людьми в служебной сфере. Его участники
выступают в официальных
статусах и ориентированы на достижение
цели, конкретных задач.
Специфической особенностью названного
процесса является
регламентированность, т. е. подчинение
установленным ограничениям,
которые определяются национальными и
культурными традициями,
профессиональными этическими принципами.
Известны "писаные"
и "неписаные" нормы поведения в той
или иной ситуации
официального контакта. Принятый порядок
и форма обхождения на службе
называется деловым этикетом. Его основная
функция - формирование правил,
способствующих взаимопониманию людей.
Второй по значению является
функция удобства, т. е. целесообразность
и практичность. Современный
отечественный служебный этикет имеет
интернациональные признаки, потому
что его основы фактически были заложены
в 1720 году "Генеральным
регламентом" Петра I, в котором были
заимствованы зарубежные идеи.
Деловой этикет включает в себя
две группы правил:
нормы, действующие в сфере общения между
равными по статусу, членами
одного коллектива (горизонтальные);
наставления, определяющие характер контакта
руководителя и подчиненного
(вертикальные).
Общим требованием считается
приветливое и предупредительное отношение
ко
всем коллегам по работе, партнерам, независимо
от личных симпатий и
антипатий.
Регламентированность делового
взаимодействия выражается также во
внимании к речи. Обязательно соблюдение
речевого этикета - разработанных
обществом норм языкового поведения, типовых
готовых "формул",
позволяющих организовать этикетные ситуации
приветствия, просьбы,
благодарности и т. д. (например, "здравствуйте",
"будьте добры",
"разрешите принести извинения",
"счастлив познакомиться с Вами").
Эти
устойчивые конструкции выбираются с
учетом социальных, возрастных,
психологических характеристик.
Общение как взаимодействие
предполагает, что люди устанавливают
контакт
друг с другом, обмениваются определенной
информацией для того, чтобы
строить совместную деятельность, сотрудничество.
Чтобы общение как взаимодействие происходило
беспроблемно, оно должно
состоять из следующих
этапов:
- Установка контакта (знакомство).
Предполагает понимание другого
человека, представление себя другому
человеку;
- Ориентировка в ситуации
общения, осмысление происходящего, выдержка
паузы;
- Обсуждение интересующей
проблемы;
-
Решение проблемы;
- Завершение контакта
(выход из него).
У человека, кроме данных от природы способов передачи информации (прямые телесные контакты: касания тела, руками и т. п.), есть такие, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это - язык и письменность (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио – и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная). По своей изобретательности в выборе средств и способов общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.
(выделяются в соответствии с содержанием общения)
Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.
Структуру общения состоит из трёх взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия
Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в социальной психологии. Термин "социальная перцепция", т.е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Лж. Брунером. Назвав восприятие "социальным", он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия. Брунер провел целую серию экспериментов по Изучению восприятия и показал, что восприятие как предметов, так и других людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социокультурных факторов. Социальная значимость или незначимость объекта может восприниматься неадекватно. Так, к примеру, дети из бедных семей воспринимали размеры монеток больше их реальных размеров, а дети из богатых семей — наоборот, меньше.
Такой же деформации подвергаются и образы людей (эксперимент П. Уилсона по определению роста человека, которого последовательно представляли в разных студенческих аудиториях как лаборанта, преподавателя, доцента, профессора. Чем выше становился его социальный статус, тем более высоким он воспринимался).
Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.
В деловом общении приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже достаточно хорошо знакомы.
Психологические исследования показали, что в основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностного общения.
К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.