Психология общения с больным

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:47, реферат

Описание работы

Общение и его значимость в лечебной деятельности. Особенности взаимоотношений в лечебной деятельности. Виды общения. Тактика медицинского работника.

Работа содержит 1 файл

медицинская психология.docx

— 26.75 Кб (Скачать)

ГОУБ СПО НО «Нижегородский медицинский базовый колледж»

 

Доклад по психологии на тему:

«Психология общения с больным»


 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                            Выполнила: студентка группы 321сп

                                                                                            Медведева Мария Андреевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород 2012 год

Введение. Общение и его  значимость в лечебной деятельности.

Общение – многоплановый  процесс развития контактов между  людьми.

Общение играет немаловажную роль в жизни и деятельности людей. Без общения невозможно, например, развитие культуры, искусства, уровня жизни, т.к. только при помощи общения, накопленный опыт поколений прошлого времени передаётся новым поколениям. Актуальным вопросом на сегодняшний  день является общение медработника и больного. Многим из нас приходилось  бывать в больнице, поликлинике или  в каком-либо лечебном учреждении, где  каждый из нас общался с врачом или медсестрой. Но задумывался ли кто-нибудь, насколько это общение  влияет на нас, а точнее на течение  нашего заболевания, и каким образом  медработник может улучшить наше состояние? Конечно, можно сказать, что всё зависит от лекарств, которые  нам назначает врач и выдаёт медсестра, от лечебных процедур также назначаются  врачом, но это ещё не всё, что  необходимо для полного выздоровления. Самое главное это правильный настрой, который зависит от психического и от эмоционального состояния пациента. На состояние пациента огромное влияние  оказывает отношение к нему медработника. И если пациент доволен, например, беседой с врачом, который его  внимательно выслушал, в спокойной  обстановке и дал ему соответствующие  советы, то это уже первый шаг  к выздоровлению.

Особенности взаимоотношений  в лечебной деятельности. 

В лечебной деятельности формируется  особая связь, особые отношения между  медицинскими работниками и пациентами, это отношения между врачом и  больным, медсестрой и больным. Образуется по словам И.Харди связь «врач, сестра, больной». Повседневная лечебная деятельность многими нюансами связана с психологическими и эмоциональными факторами.

Отношения между врачом и больным являются основой любой лечебной деятельности. (И.Харди).

Одной из основ  лечебной деятельности является умение медработника понять больного человека.

В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать  пациента, что представляется необходимым  для формирования контакта между  ним и медработником, в частности, врачом. Умение выслушать больного человека не только помогает определить-диагносцировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт врача и пациента.

Важно отметить, что необходимо учитывать и особенности (профильность) заболевания при контакте с пациентом, поскольку в распространённых в клинической медицине терапевтических отделениях находятся больные самого различного профиля. Это, например, пациенты с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, органов дыхания, почек и др. И нередко их болезненные состояния требуют длительного лечения, что оказывает влияние и на процесс взаимоотношений медработника и больного. Длительный отрыв от семьи и привычной профессиональной деятельности, а также тревога за состояние своего здоровья вызывают у пациентов комплекс различных психогенных реакций.

Но не только эти факторы  сказываются на психологической  атмосфере и состоянии пациента. В результате психогений может усложняться течение основного соматического заболевания, что, в свою очередь, ухудшает психическое состояние больных. И, кроме того, в терапевтических отделениях на обследовании и лечении находятся больные с жалобами на деятельность внутренних органов, нередко даже не подозревая того, что эти соматические нарушения психогенного характера.

В обиходе часто приходится слышать о «хорошем» или «правильном» обращении с пациентом. И в  противовес к этому, к сожалению, приходится слышать о «бездушном», «плохом» или «холодном отношении  к больным людям. Важно отметить, что различного рода жалобы, возникающие  этические проблемы свидетельствуют  об отсутствии необходимых психологических  знаний, а также практики соответствующего общения с пациентами со стороны  медработников. Различия взглядов медработника и больного.

Различия точек  зрения медработника и пациента могут  быть обусловлены их социальными  ролями, а также и другими факторами.

Например, врач склонен искать, прежде всего, объективные признаки заболевания. Он старается ограничить анамнез для дальнейшего определения  предпосылок для дальнейшего  соматического исследования и т.д.  А для пациента в центре внимания и интересов всегда стоит его субъективное, личное переживание болезни. В связи с этим, врач должен рассматривать эти субъективные ощущения как реальные факторы. Он должен даже постараться прочувствовать или уловить переживания больного, понять и оценить их, отыскать причины тревог и переживаний, поддерживать их положительные стороны, также использовать их для более эффективного содействия больному при его обследовании и лечении.

Для преодоления различий во взглядах медработнику необходимо не только выслушивать с большим  вниманием пациента, но и постараться  как можно лучше его понять. Что происходит в душе, мыслях больного человека? Врач должен откликнуться на рассказ пациента со всеми своими знаниями, разумом во всей полноте  своей личности. Реакция медработника должна быть резонансом на услышанное.

 

Виды общения. 

Выделяют следующие  виды общения (Самыгин. С.И):

1.      «Контакт масок» – это формальное общение. Отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используя привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.). Набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он проявляется  в случаях малой заинтересованности врача или пациента в результатах  взаимодействия. Это может происходить, к примеру, при проведении обязательного  профилактического осмотра, в котором  пациент чувствует себя несамостоятельным, а врач – не имеющим необходимых  данных для проведения объективного и всестороннего обследования и  вынесения обоснованного заключения.

2.      Примитивное общение. Оценивают другого человека, как нужный или мешающий объект, если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – отталкивают.

Подобный вид  общения может встречаться в  рамках   манипуляционного общения врача и пациента в случаях, когда целью обращения к врачу становится получение каких-либо дивидендов. Например, больничного листа, справки, формального экспертного заключения и др. С другой стороны, формирование примитивного вида общения может происходить по желанию врача – в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть благополучие врача. Например, руководитель. Интерес к участнику контакта в подобных случаях пропадает сразу вслед за получением желаемого результата.

3.      Формально ролевое общение. Регламентированными оказываются и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Подобный выбор  рода общения со стороны врача  может быть обусловлен профессиональной перегрузкой. Например, у участкового  врача на приёме.          

4.      Деловое общение.  Общение, учитывающее особенность личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения.

При общении врача  с пациентом такой вид взаимодействия становится неравным. Врач рассматривает  проблемы больного с позиции собственных  знаний, и он склонен директивно принимать решения без согласования с другим участником общения и  заинтересованным лицом.

5.      Духовное межличностное общение. Подразумевает возможность затронуть в беседе любую тему, поделиться любой интимной проблемой каждому из участников общения.

Диагностическое и лечебное взаимодействие не подразумевает  такого контакта, по крайней мере, не предусматривает в силу профессиональной направленности исповедание медработника.

6. Манипуляционное  общение. Также, как и примитивное направленно на извлечение выгоды от собеседника с использованием специальных приемов. Многим может быть известен манипулятивный приём, чаще называемый «ипохондризацией пациента».

Суть его заключается  в преподнесении заключения врача  о состоянии здоровья пациента в  русле явного преувеличения тяжести  обнаруженных расстройств. Целью такой  манипуляции может быть:         

 снижение ожиданий пациента в успехе лечения в связи с избеганием медработником ответственности в случае неожиданного ухудшения здоровья пациента          

 демонстрация необходимости дополнительных и более квалифицированных воздействий со стороны медработника с целью получения вознаграждения.

В настоящее время многие специалисты считают, что необходимо постепенно из процесса общения и  лексикона вывести такие понятия, как «больной», заменив понятием пациент, ввиду того, что само понятие  «больной» несёт определённую психологическую  нагрузку. А обращения к заболевшим людям типа: «Как вши дела, больной?», применять недопустимо, и необходимо стараться повсеместно заменять такого рода обращения к пациенту обращениями по имени, имени отчеству, тем более, что само имя для человека, его произношение, является психологически комфортным. 

Тактика медицинского работника.

Общение с пациентом –  важнейший элемент процесса лечения.

Искусство собирания анамнеза – нелёгкое искусство. Выражаясь  языком психологов, это управляемый  разговор, предназначенный для сбора  анамнестических данных, причем управлять  разговором следует незаметно. Больной, с которым проводится беседа, не должен этого чувствовать. В процессе сбора анамнеза у него должно создаваться  впечатление непринуждённой беседы. При этом врачу необходимо оценить  серьёзность жалоб, манеру их предъявления, отделить главное от второстепенного, убедиться в достоверности показаний, не обижая больного недоверием, помочь вспомнить, не внушая. Всё это требует  большого такта, в особенности, когда речь идёт о выяснении душевного состояния, психических травм, играющих большую роль в развитии болезни.

Во время расспроса  больного нужно всегда учитывать  его культурный уровень, степень  интеллектуального развития, профессию  и другие обстоятельства. Следует  избегать пустых, ничего не значащих слов, потворства неразумным капризам и требованиям  некоторых больных. Иными словами, нельзя предложить стандартную форму  разговора медработника с пациентом. Здесь необходимы изобретательность и творческое отношение. 

Особое внимание следует  обратить на больных престарелого возраста и детей. Отношение врача или  медсестры к ребёнку, пациенту зрелого  возраста и старику, даже при одинаковой болезни, должно быть совершенно различным, что обусловлено возрастными особенностями этих больных.

 

Особенности личности медицинского работника.

 «Доверие к врачу – это положительное динамическое отношение больного к врачу, выражающее предыдущим опытом обусловленное ожидание, что врач имеет способности, средства и желание помочь больному наилучшим образом».

Для проявления доверия к  медработнику имеет значение первое впечатление, возникающее у пациента при встрече с ним. При этом значение для человека имеет актуальная мимика медицинского работника, его  жестикуляции, тон голоса, выражения  лица, вытекающие из предыдущей ситуации и не предназначенные для  больного, употребление сленговых речевых оборотов, а также его внешний вид. Например, если больной человек видит врача неопрятного, заспанного, то он может потерять веру в него, часто считая, что человек, не способный заботиться о себе, не может заботиться о других. Различные отклонения в поведении и во внешнем виде пациенты склонны прощать только тем медработникам, которых они уже знают и к которым испытывают доверие..Особые требования к медработнику предъявляет необходимость быть терпеливым и владеть собой.

Следует отметить, что личные недостатки медработника могут привести пациента к мысли, что врач или  медсестра с такими качествами не будут добросовестными и надежными  и при исполнении своих непосредственных служебных обязанностей. 

Медсестраи больной, принципы общения с пациентом.

Положение и роль медсестры  приобретает в наше время большее  значение. Она проводит с больным  значительно больше времени, чем  врач. Больной у неё ищет понимания  и опоры. Работа медсестры связана  не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным  напряжением. Последнее возникает  при общении с больными, которых  отличает повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость  и т.д. Очень важно установить контакт с больным. Сестра постоянно  находится среди больных, поэтому  её четкие действия и профессиональное выполнение предписаний врача, её доброжелательное, теплое отношение к больному оказывают  на него психотерапевтическое действие. Медсестра должна уметь проявить понимание трудностей и проблем  больного, но не должна стремиться решать эти проблемы.

В контакте между сестрой  и больным большое значение имеет  личность медсестры. Сестра может любить свою профессию, обладать прекрасными  техническими данными и навыками, однако, если она в силу личностных особенностей часто конфликтует  с больными, её профессиональные качества не дают должного эффекта. Путь к истинному  мастерству всегда долгий и нелегкий. Поэтому необходимо выработать нужный стиль работы и овладеть искусством благоприятного воздействия на больных.  

Информация о работе Психология общения с больным