Психология на современном уровне развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:17, доклад

Описание работы

Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные.

Работа содержит 1 файл

Психология на современном уровне развития.docx

— 25.80 Кб (Скачать)

Психология на современном  уровне развития представляет собой  весьма разветвленную систему научных  дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные.

            Фрейдизм и неофрейдизм:

Фрейдизм и неофрейдизм: преобладающая роль подсознания  в психической жизни человека. Фрейд исходит из того, что бессознательное  является самым глубинным уровнем  психики, который определяется влечениями, биологически заложенными в организме. Последователи З.Фрейда, неофрейдисты К.Хорни и Э.Фромм, в понимании личности отказались от приоритета сексуальных влечений и отошли от биологизации человека. Центральной темой стала проблема отношения личности и общества, зависимости личности от соц. среды.

Бихевиоризм:

Бихевиоризм: поведение  как основной объект исследования и  отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики. Личность чел-а, с точки зрения представителей бихевиоризма, таких как Дж.Уотсон, Э.Толмен, Б.Скиннер и др. есть не что иное, как совокупность поведенческих реак-й, присущих данному индивиду. Личность рассматривается как совокупность устойчивых форм поведения и способов мышления, которые определяют приспособления индивида к среде.

Гештальтпсихология:

Гештальтпсихология: попытка объяснить феномены психической  жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), несводимого к сумме отдельных элементов восприятия. Направление целостной психологии, возникшая в германии в 1910г., представители которых (В,Кёллер, К.Коффка, и К.ЛЕВИН) считали единицей анализа сознания Гештальт.

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология – воспринимает человека как активного, свободного, креативного и автономного субъекта, обладающего стремлением к самореализации. С психологической точки зрения, как отмечают представители этого направления, гуманизм предполагает изучение человека как целостность, а не как совокупность его качеств и поступков. В гуманистической психологии впервые происходит обращение к нравственности, поскольку человек рассматривается так же и с этических позиций. Гумм-ая психология ориентирована на изучение тех способностей и возможностей человека, к которым не обращался ни психоанализ, ни бихевиоризм, а именно - любовь, творчество, я, высшие ценности бытия, становление, развитие, смысл, психическое здоровье. Такой подход связан с именами К.Роджерса и А.Маслоу.

Развитие психики  и поведения

Каждая психическая  функция и каждый акт поведения  всегда являются внутренним противоречивым единством выделения индивида из среды и связи его с ней.

Предмет, объект и  методы психологии

Психология – наука  об общих закономерностях развития и функционирования психики и  индивидуально-типологических особенностях её проявления, наука об общих закономерностях  взаимодействия человека со средой. Предметом  психологии являются человек как  субъект деятельности, системные  качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. По задачам и методам исследования психология находится на стыке общественных и естественных наук. Субъективный метод, метод наблюдения, опрос, эксперимент, психо-тест, анализ продуктов деятельности, метод моделирования, близнецовый метод, метод сравнения нормы и патологии, биографический метод, каузометрия (от лат.кауса-причина и греч.метре-измерение).

Основные направления  в психологии.

Современная психология представляет собой широко развернутую  область знаний, включающую ряд отдельных  дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и  психофизиологию, дифференциальную психологию.

Социальная психология изучает социально-психологические  проявления личности человека, его  взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость  людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Как самостоятельная дисциплина возникла в нач. 20 в. (работы У. Мак-Дугалла и Э. О. Росса, 1908, США).

Педагогическая психология отрасль психологии, изучающая развитие психики человека в процессе воспитания и обучения и разрабатывающая  психологические основы этого процесса.

Возрастная психология изучает закономерности развития нормального  здорового человека, психологические  особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи  с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психологию старости).

Дифференциальная  психология

Дифференциальная  психология, отрасль психологии, изучающая  индивидуальные различия между людьми. Основана Ф. Гальтоном (2-я пол. 19 в.), термин введен В. Штерном (1900), крупные представители: А. Бине, А. Ф. Лазурский, Дж. Кеттел (J. Cattell). В дифференциальной психологии применяются тесты и методы факторного анализа. Выводы важны для решения многих практических задач (отбор и обучение персонала, диагностика и прогностика развития способностей индивидов и др.).

Патопсихология (от греч. pathos -- страдание, болезнь и психология), отрасль психологии, изучающая закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности. Тесно связана с психиатрией.

Сервилизм (от лат. servilis -- рабский), рабская психология, раболепие, прислужничество, угодливость.

Сравнительная психология, отрасль психологии, изучающая общность и различия в происхождении и  развитии психики животных и человека. Формирование сравнительной психологии в 19 в. связано с трудами Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина, в России -- В. А. Вагнера.

Эгопсихология, направление глубинной психологии, выдвигающее на первый план сознательное «я» (лат. ego) как ведущую силу в процессе интеграции психики. Возникло в 1940-х гг. (немецкий психолог Х. Хартман и др.).

Можно выделить ряд  отраслей психологии, изучающих психологические  проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

Психология труда

Психология труда  отрасль психологии, изучающая психологические  аспекты трудовой деятельности. Возникла на рубеже 19-20 вв. (см. Психотехника) в связи с научной организацией труда (НОТ) и решением вопросов профессионального отбора, профессиональной ориентации, борьбой с профессиональным утомлением, несчастными случаями и т. д. Широко применяются тесты; получила развитие психология профессий (напр., авиационная, космическая психология, психология конвейерного труда, сельскохозяйственных профессий и т. д.). Развивается в контакте с физиологией труда, инженерной психологией, эргономикой, технической эстетикой и др.

Инженерная психология отрасль науки, изучающая психологические  особенности труда человека при  взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности; результаты изысканий используются для оптимизации  деятельности людей в системах «человек -- машина», а также в эргономике при проектировании новых технических средств и технологий.

Психология творчества

Рассматривая процесс  художественного творчества, эстетика не может обойти своим вниманием  психологические его аспекты. Основатель “аналитической психологии” швейцарский  психолог К. Юнг отмечал, что психология в своём качестве науки о душевных процессах может быть поставлена в связь с эстетикой. Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая  степень предрасположенности человека к художественному творчеству: способность - одарённость - талантливость - гениальность. Художественная одарённость предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать  их из памяти и включать в богатую  систему ассоциаций и связей, диктуемых  творческим воображением. Деятельностью  в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни  занимаются многие с большим или  меньшим успехом. Человек художественно  одарённый создаёт произведения, обладающие устойчивой значимостью  для данного общества на значительный период его развития. Талант порождает  художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение. Гениальный же мастер создаёт  высшие общечеловеческие ценности, имеющие  значимость на все времена.

Авиационная, космическая  психология как специфичные области  инженерной психологии анализируют  психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

Медицинская психология

Медицинская психология изучает психологические особенности  деятельности врача и поведения  больного, разрабатывает психологические  методы лечения и психотерапии. В  рамки клинической психологии, изучающей  проявления и причины разнообразных  нарушений в психике и поведении  человека, а также происходящие во время различных болезней психические  изменения, как более частное  входит патопсихология, которая изучает  отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Психофизиология изучает  физиологические основы психической  деятельности, а дифференциальная психология - индивидуальные различия в психике  людей.

Юридическая психология изучает психологические особенности  юридической деятельности (например, особенности поведения участников уголовного процесса, психические проблемы формирования личности преступника, особенности  его поведения и так далее).

Военная психология изучает  психологические особенности пребывания человека в армии, в том числе  и в условиях боевых действий.

Психология рекламы  занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических  средств воздействия на людей  с целью создания спроса на подлежащий сбыту товар.

Психология религии  пытается понять и объяснить поведение  верующих в целом или представителей различных сект.

Зоопсихология (психология животных), отрасль психологии, изучающая  психику животных, ее проявления, происхождение  и развитие в онто- и филогенезе. Связана с экологией, этологией и другими науками.

Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных  способов улучшения условий жизни  в населенных пунктах, где протекает  деятельность человека. При этом особое внимание уделяется проблемам шума, загрязнения окружающей среды, тому, как эти явления влияют на психику  человека, а также проблемам взаимовлияния  природы и человека.

Прикладные области  психологии, или практическая психология. Выделяет следующие прикладные области  психологии: клиническая психология, школьная психология, промышленная психология, педагогическая психология, эргономическая психология, психологическое консультирование.

В центрах психического здоровья, больницах и консультационных кабинетах работают клинические  психологи. Чаще всего они имеют дело с людьми, которые жалуются на подавленность, раздражительность, слезливость, бессонницу, чувство одиночества, утрату радости жизни, трудности взаимопонимания с людьми, всевозможные страхи (например, страх езды в транспорте является частой причиной обращения к специалисту), депрессию, нарушения деятельности различных функциональных систем и органов (головные боли, боли  в сердце, заболевания желудочно-кишечного тракта, бесплодие и гинекологические заболевания, когда врачи не находят объективной патологии, а орган ведет себя как «больной»), состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной  жизни. Психолог должен уяснить себе суть и причины проблемы путем бесед с пациентом или психологического обследования, с тем, чтобы выбрать и применить наиболее подходящую психотерапию.

Психолог - консультант  должен облегчить налаживание конструктивного  диалога между супругами или  между родителями и детьми, с тем, чтобы они могли разрешить  свои проблемы. Большую работу проводят психологи-консультанты, участвующие в работе «телефона доверия», в различных центрах по предупреждению самоубийств, по борьбе с наркоманией или преступлениями против личности, жертвами которых чаще всего оказываются женщины и дети. Психологи-консультанты обычно имеют специализацию (трудно быть специалистом-универсалом, «невозможно все делать хорошо»). Например, семейный психолог-консультант занимается проблемами супругов и родительско-детских отношений, детский психолог-консультант помогает в решении проблем в связи с осложнениями в развитии или воспитании детей, а в кризисных центрах для наркоманов и жертв насилия работают в основном клинические психологи.

Школьный и промышленный психологи помогают учащимся или  служащим выбрать специальность  или работу, наиболее соответствующую  их интересам и способностям.

Школьный психолог также оказывает поддержку учащимся, у которых возникают трудности  в учебном процессе, во взаимоотношениях с родителями и педагогами, помогает учащемуся разрешить свои проблемы или рекомендует соответствующую  психотерапию.

Педагогический психолог занимается разработкой наиболее эффективных  методов обучения, проводит психологический  тренинг с преподавателями.

Промышленный психолог часто играет важную роль в разрешении конфликтов между рабочими и предпринимателями, в оптимизации взаимодействия людей  на производстве, занимается вопросами  рекламы продукции предприятия.

Информация о работе Психология на современном уровне развития