Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:17, доклад
Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные.
Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные.
Фрейдизм и неофрейдизм:
Фрейдизм и неофрейдизм: преобладающая роль подсознания в психической жизни человека. Фрейд исходит из того, что бессознательное является самым глубинным уровнем психики, который определяется влечениями, биологически заложенными в организме. Последователи З.Фрейда, неофрейдисты К.Хорни и Э.Фромм, в понимании личности отказались от приоритета сексуальных влечений и отошли от биологизации человека. Центральной темой стала проблема отношения личности и общества, зависимости личности от соц. среды.
Бихевиоризм:
Бихевиоризм: поведение как основной объект исследования и отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики. Личность чел-а, с точки зрения представителей бихевиоризма, таких как Дж.Уотсон, Э.Толмен, Б.Скиннер и др. есть не что иное, как совокупность поведенческих реак-й, присущих данному индивиду. Личность рассматривается как совокупность устойчивых форм поведения и способов мышления, которые определяют приспособления индивида к среде.
Гештальтпсихология:
Гештальтпсихология: попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), несводимого к сумме отдельных элементов восприятия. Направление целостной психологии, возникшая в германии в 1910г., представители которых (В,Кёллер, К.Коффка, и К.ЛЕВИН) считали единицей анализа сознания Гештальт.
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология – воспринимает человека как активного, свободного, креативного и автономного субъекта, обладающего стремлением к самореализации. С психологической точки зрения, как отмечают представители этого направления, гуманизм предполагает изучение человека как целостность, а не как совокупность его качеств и поступков. В гуманистической психологии впервые происходит обращение к нравственности, поскольку человек рассматривается так же и с этических позиций. Гумм-ая психология ориентирована на изучение тех способностей и возможностей человека, к которым не обращался ни психоанализ, ни бихевиоризм, а именно - любовь, творчество, я, высшие ценности бытия, становление, развитие, смысл, психическое здоровье. Такой подход связан с именами К.Роджерса и А.Маслоу.
Развитие психики и поведения
Каждая психическая функция и каждый акт поведения всегда являются внутренним противоречивым единством выделения индивида из среды и связи его с ней.
Предмет, объект и методы психологии
Психология – наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях её проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека со средой. Предметом психологии являются человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. По задачам и методам исследования психология находится на стыке общественных и естественных наук. Субъективный метод, метод наблюдения, опрос, эксперимент, психо-тест, анализ продуктов деятельности, метод моделирования, близнецовый метод, метод сравнения нормы и патологии, биографический метод, каузометрия (от лат.кауса-причина и греч.метре-измерение).
Основные направления в психологии.
Современная психология
представляет собой широко развернутую
область знаний, включающую ряд отдельных
дисциплин и научных
Социальная психология
изучает социально-
Педагогическая психология отрасль психологии, изучающая развитие психики человека в процессе воспитания и обучения и разрабатывающая психологические основы этого процесса.
Возрастная психология изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психологию старости).
Дифференциальная психология
Дифференциальная психология, отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми. Основана Ф. Гальтоном (2-я пол. 19 в.), термин введен В. Штерном (1900), крупные представители: А. Бине, А. Ф. Лазурский, Дж. Кеттел (J. Cattell). В дифференциальной психологии применяются тесты и методы факторного анализа. Выводы важны для решения многих практических задач (отбор и обучение персонала, диагностика и прогностика развития способностей индивидов и др.).
Патопсихология (от греч. pathos -- страдание, болезнь и психология), отрасль психологии, изучающая закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности. Тесно связана с психиатрией.
Сервилизм (от лат. servilis -- рабский), рабская психология, раболепие, прислужничество, угодливость.
Сравнительная психология, отрасль психологии, изучающая общность и различия в происхождении и развитии психики животных и человека. Формирование сравнительной психологии в 19 в. связано с трудами Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина, в России -- В. А. Вагнера.
Эгопсихология, направление глубинной психологии, выдвигающее на первый план сознательное «я» (лат. ego) как ведущую силу в процессе интеграции психики. Возникло в 1940-х гг. (немецкий психолог Х. Хартман и др.).
Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:
Психология труда
Психология труда отрасль психологии, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности. Возникла на рубеже 19-20 вв. (см. Психотехника) в связи с научной организацией труда (НОТ) и решением вопросов профессионального отбора, профессиональной ориентации, борьбой с профессиональным утомлением, несчастными случаями и т. д. Широко применяются тесты; получила развитие психология профессий (напр., авиационная, космическая психология, психология конвейерного труда, сельскохозяйственных профессий и т. д.). Развивается в контакте с физиологией труда, инженерной психологией, эргономикой, технической эстетикой и др.
Инженерная психология отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности; результаты изысканий используются для оптимизации деятельности людей в системах «человек -- машина», а также в эргономике при проектировании новых технических средств и технологий.
Психология творчества
Рассматривая процесс
художественного творчества, эстетика
не может обойти своим вниманием
психологические его аспекты. Основатель
“аналитической психологии” швейцарский
психолог К. Юнг отмечал, что психология
в своём качестве науки о душевных
процессах может быть поставлена
в связь с эстетикой. Существует
иерархия ценностных рангов, характеризующая
степень предрасположенности
Авиационная, космическая
психология как специфичные области
инженерной психологии анализируют
психологические особенности
Медицинская психология
Медицинская психология
изучает психологические
Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология - индивидуальные различия в психике людей.
Юридическая психология
изучает психологические
Военная психология изучает
психологические особенности
Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту товар.
Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.
Зоопсихология (психология животных), отрасль психологии, изучающая психику животных, ее проявления, происхождение и развитие в онто- и филогенезе. Связана с экологией, этологией и другими науками.
Экологическая психология
занимается изучением наиболее эффективных
способов улучшения условий жизни
в населенных пунктах, где протекает
деятельность человека. При этом особое
внимание уделяется проблемам шума,
загрязнения окружающей среды, тому,
как эти явления влияют на психику
человека, а также проблемам
Прикладные области
психологии, или практическая психология.
Выделяет следующие прикладные области
психологии: клиническая психология,
школьная психология, промышленная психология,
педагогическая психология, эргономическая
психология, психологическое
В центрах психического здоровья, больницах и консультационных кабинетах работают клинические психологи. Чаще всего они имеют дело с людьми, которые жалуются на подавленность, раздражительность, слезливость, бессонницу, чувство одиночества, утрату радости жизни, трудности взаимопонимания с людьми, всевозможные страхи (например, страх езды в транспорте является частой причиной обращения к специалисту), депрессию, нарушения деятельности различных функциональных систем и органов (головные боли, боли в сердце, заболевания желудочно-кишечного тракта, бесплодие и гинекологические заболевания, когда врачи не находят объективной патологии, а орган ведет себя как «больной»), состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни. Психолог должен уяснить себе суть и причины проблемы путем бесед с пациентом или психологического обследования, с тем, чтобы выбрать и применить наиболее подходящую психотерапию.
Психолог - консультант
должен облегчить налаживание
Школьный и промышленный психологи помогают учащимся или служащим выбрать специальность или работу, наиболее соответствующую их интересам и способностям.
Школьный психолог
также оказывает поддержку
Педагогический психолог занимается разработкой наиболее эффективных методов обучения, проводит психологический тренинг с преподавателями.
Промышленный психолог часто играет важную роль в разрешении конфликтов между рабочими и предпринимателями, в оптимизации взаимодействия людей на производстве, занимается вопросами рекламы продукции предприятия.
Информация о работе Психология на современном уровне развития