Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 17:25, реферат
Начиная изучать курс педагогики и психологии, я задумался, а нужна ли мне она, что мне она даст. Поначалу даже решил особо себя не грузить, считая, что есть более серьезные дисциплины, достойные внимания. Тем более мне этот предмет казался очень скучным и непонятным – ну что - то типа философии. Но мои сомнения не оправдались, и оказалось, что психология может мне сильно помочь в моей будущей профессиональной деятельности.
Максимов А.О. ХТО-31
Психология мышления.
Начиная изучать курс педагогики и психологии, я задумался, а нужна ли мне она, что мне она даст. Поначалу даже решил особо себя не грузить, считая, что есть более серьезные дисциплины, достойные внимания. Тем более мне этот предмет казался очень скучным и непонятным – ну что - то типа философии. Но мои сомнения не оправдались, и оказалось, что психология может мне сильно помочь в моей будущей профессиональной деятельности.
Более подробно я бы хотел остановиться на таком предмете изучения психологии как мышление, в контексте инженерной практики.
Мышлением называется процесс отражения в сознании человека сущности вещей, закономерных связей и отношений между предметами или явлениями действительности. В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств: в красках, формах, движении предметов и так далее. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения. Стремясь понять основные законы существования данного явления, проникнуть в его сущность, человек обязательно должен отразить в своем уме также и отношения этого предмета с другими предметами и явлениями. Нельзя понять сущность технологического процесса, если не выяснить, какое значение для него имеют химический состав реагентов, термодинамические параметры процесса, использование катализатора и пр. Только отражение этих связей и отношений позволяет человеку понять для чего нужно моделирование и подробное изучение того или иного процесса. В ходе мышления конкретный образ единичного предмета (например аппарата, в котором протекает процесс) отходит на задний план. Мы мыслим теперь уже об аппарате вообще, которых множество, а о самом явлении в целом.
Таким образом, мысль о каком-либо предмете приводит одновременно к двум последствиям: 1) к отражению этого явления в его сущности, т. е. в его взаимосвязях и взаимообусловленности с другими явлениями; 2) к мысли об этом явлении вообще, а не в какой-либо данной конкретной форме.
Мышление - важный психологический процесс, имеющий ряд особенностей. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между вещами, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти. Эта обусловленность мышления прошлым опытом особенно ясно обнаруживается тогда, когда сталкиваешься с результатом какого-то явления, по которому можно сделать заключение о причине явления. Приведу пример из инженерной практики, увидев показания по давлению в абсорбере ниже положенного по техническим инструкциям я, на основании знаний, полученных в процессе учебы, могу заключить, что процесс абсорбции протекает не достаточно эффективно. Установить эту связь нам помогают всплывшие в памяти представления о ранее бывших и наблюдавшихся событиях. Если бы этих представлений не было, мы не смогли бы установить причину данного явления.
Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира. В указанном выше примере это будет мысль о том, что повышение давления, как правило, способствует процессу абсорбции. Само понятие причины и следствия могло возникнуть только опосредованно, путем обобщения сохранившихся в памяти многих фактов, в которых обнаруживались, данные связи между явлениями. Но раз это понятие возникло, оно включается в дальнейшую работу мышления.
Мышление исходит из «живого
созерцания», но не сводится к нему.
Отражая связи и отношения
между явлениями, мы всегда мыслим эти
связи в отвлеченном и
Сам процесс абстрагирования или отвлечения в какой-то степени опирается на полученные в процессе практической деятельности знания общих связей и закономерностей явления, без которых нельзя было бы отделить в нем существенное от несущественного, общее от единичного. Однако то, что наше мышление отвлекается от конкретных особенностей предметов и явлений, вовсе не значит, что оно не нуждается в живом созерцании действительности, в ощущениях и восприятиях. Какие бы сложные процессы мышления мы ни имели, они всегда в своем исходном моменте опираются на восприятие действительности. Без этого отраженные сознанием связи явлений легко теряют свой объективный характер. Познание, отражающее действительные связи между явлениями, всегда идет «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».
Когда, например, инженер о связи между понижением температуры в аппарате и эффективностью работы аппарата в процессе абсорбции, то всегда имеет при этом известные наглядные образы. Но эти образы играют лишь подсобную роль, облегчая в известной степени процесс мышления, их конкретные внешние особенности не имеют значения для акта мышления. Об этом можно судить хотя бы по тому, что у разных инженеров при мысли об указанной выше связи конкретные образы вещей могут быть совершенно различными: один представляет себе процесс поглощения аммиака в насадочном абсорбере, другой – тот же самый процесс, только в тарельчатом абсорбере, а третий – процесс поглощения диоксида углерода в трубчатом абсорбере. Однако общим для всех будет то, что все они мыслят одну и туже связь : понижение температуры благоприятствует процессу абсорбции.
Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на органическую связь языка и мышления: «Язык есть непосредственная действительность мысли»; «...ни мысли, ни язык не образуют сами по себе особого царства... они – только проявление действительной жизни». Благодаря тому что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме. «Всякое слово (речь) уже обобщает».
Значение слова для процесса мышления исключительно велико. В связи с тем, что мышление выражается в словах, мы можем отразить в нашей мысли сущность не только непосредственно на нас действующих, но и недоступных прямому восприятию предметов. Мышление позволяет нам проникнуть в далекое прошлое, представить процессы возникновения и развития на Земле жизни и так далее. Оно позволяет нам заглянуть также и в будущее, предвидеть ход исторических событий. Мышлением мы можем отразить законы существования как огромных небесных тел, так и мельчайших атомов. Оно необходимо в любой практической деятельности, поскольку помогает предвидеть ее результаты.
Мышление человека органически
связано с практической деятельностью.
В своей сущности оно опирается
на общественную практику человека. Это
отнюдь не простое «созерцание» внешнего
мира, как может показаться на первый
взгляд, а такое его отражение,
которое отвечает задачам, возникающим
перед человеком в процессе труда
и других видов деятельности, направленных
на переустройство окружающего мира:
«существеннейшей и ближайшей основой
человеческого мышления является как
раз изменение природы
Вообще примеров, которые указаны выше из инженерной практики, да и вообще из жизни бесконечное множество. Самое главное, что мышление не существует как чисто интеллектуальный процесс, а неразрывно связано с иными психическими процессами, т. е. не существует изолированно от сознания человека в целом. Таким образом, можно сделать вывод, что мышление крайне необходимо мне не только в будущей профессиональной деятельности, но и в реальной повседневной жизни.