Психология межличностного общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:34, контрольная работа

Описание работы

Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношений, которые изучает социальная психология.
Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимодействия

Содержание

Теоретическая часть…………………………………………………...3
Введение.................................................................................................................3
Глава 1: Межличностное общение.......................................................................4
Глава 2: Структура общения в межличностных отношениях……....................7
Глава 3: Функции общения в межличностных отношениях..............................9
Заключение............................................................................................................13
Практическая часть…………………………………………………...14
Список использованных источников и литературы……...................................17

Работа содержит 1 файл

Контрольная по психологии.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

Аффективно-коммуникативная функция общения связа­на с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний челове­ка. Весь спектр специфически человеческих эмоций возника­ет и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляри­зация, взаимное усиление или ослабление.

Можно привести другую классификационную схему функций общения, в которой наряду с перечисленными от­дельно выделяются и другие функции: организация совмес­тной деятельности; познание людьми друг друга; формиро­вание и развитие межличностных отношений. Отчасти такая классификация дана в монографии В. В. Знакова; по­знавательная же функция в целом входит в перцептивную функцию, выделенную Г. М. Андреевой. Сопоставление двух классификационных схем позволяет условно включить функ­ции познания, формирования межличностных отношений и аффективно-коммуни­кативную в перцептивную функцию общения как более емкую и многомерную. При изучении перцептивной стороны общения используется специальный концептуально-терминологический аппарат, включающий ряд понятий и определений и позволяющий анализировать разные аспекты социальной перцеп­ции в процессе общения.

Во-первых, общение невозможно без определенного уровня взаимопонимания об­щающихся субъектов. Понимание — это определенная форма воспроизведения объек­та в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реаль­ностью. В случае общения объектом познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При этом понимание можно рассмат­ривать с двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих ус­танавливать взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не вооб­ще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции или восприятии. Некото­рые же исследователи предпочитают говорить не о восприятии, а о познании другого.

Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются иден­тификация, эмпатия и рефлексия. Термин «идентификация» имеет в социальной пси­хологии несколько значений. В проблематике общения идентификация - это мыслен­ный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподоб­ления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемо­го человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле — эмпатия есть «аффективное понимание».

Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержа­нию и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширительное толкование — в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря о процес­се эмпатии, нужно иметь в виду и безуслов­но положительное отношение к личности. Это означает два момента:

а) принятие личности человека в целост­ности;

б) собственная эмоциональная нейтраль­ность, отсутствие оценочных суждений о вос­принимаемом.

Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является сво­еобразной обратной связью, которая способ­ствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понима­ния особенностей внутреннего мира друг друга.

Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттрак­ция. Аттракция (от англ. — притягивать, привлекать) — это процесс форми­рования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время форми­руется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных взаимоотноццениях (как положительных, так и отрицательных) как своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента.

Рассмотренные классификации функций общения, естественно, не исключают друг друга. Более того, существуют еще и другие варианты классификаций. Это, в свою очередь, предполагает, что феномен общения как многомерное явление необходимо изучать с помощью методов системного анализа.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к обучению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностя­ми он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности об­щаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

Особенно большое значение для психического развития ре­бенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онто­генеза. В это время все свои человеческие, психические и пове­денческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно — до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в он­тогенезе и благодаря которому младенец получает необходи­мую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции  приобретается основной жизненный опыт ребенка.

Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей, основу межличностных отношений. Возрастание роли общения, важности его изучения связано  с тем, что в  современном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило, отдельными людьми.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Психологические тесты — это не только способ развлечься, но и реальный шанс узнать о себе что-то новое: открыть в себе новые черты характера и узнать о себе то, о чем до сих пор не догадывался. Психологические тесты разрабатываются психологами и, при условии правдивых ответов, выдают в итоге очень достоверные результаты. Для выполнения практической части своей контрольной работы я выбрала тест под условным названием «Сто рублей или сто друзей?», на вопросы которого попросила ответить 10 человек в возрасте 16-20 лет с целью выявить коммуникационные навыки  данной группы людей (что непосредственно связано с межличностным общением). Ниже приведу вопросы проведённого теста, результаты и их примерную трактовку.

      Тест «Сто рублей или сто друзей?»



7

 

1. Я предпочел бы иметь дачу:
в оживленном дачном поселке — 2;
не в поселке, не в лесу, а нечто среднее — 1;
расположенную уединенно в лесу — 0.

2. На производстве мне было бы интересней заниматься:
делами, связанными с техникой — 0;
не имею определенного мнения — 1;
работой с людьми — 2.

3. На общественные должности меня выбирали:
довольно редко (или никогда) — 0;
иногда — 1;
много раз — 2.

4. Если бы мне пришлось выбирать, то при одинаковой оплате я предпочел бы работать:
химиком-исследователем — 0;
не имею определенного мнения — 1;
директором гостиницы — 2.

5. В дни рождения и праздники я:
люблю делать подарки — 2;
не уверен — 1;
считаю, что делать подарки — довольно неприятная вещь — 0.

6. Если бы я сделал полезное изобретение, то при одинаковом вознаграждении предпочел бы:
работать над ним в лаборатории и дальше — 0;
трудно выбрать — 1;
позаботиться о его практическом использовании — 2.

7. Если бы я работал в хозяйственной сфере, мне было бы интереснее:
беседовать с заказчиками, клиентами — 2;
верно, нечто среднее — 1;
вести счета и другую документацию — 0.

8. При одинаковой зарплате я предпочел бы быть:
адвокатом — 2;
затрудняюсь выбрать — 1;
пилотом или штурманом — 0.

9. Мне кажется, интереснее быть:
художником — 0;
затрудняюсь сказать — 1;
общественным деятелем — 2.

10. Наибольшее удовольствие от искусно сделанной вещи или произведения выдающегося художника я получил бы:
изучая наедине, без посторонних помех — 2;
верно, нечто среднее — 1;
изучая их вместе с близким мне человеком — 0.



7

 

         Итоги.

Менее 7 баллов (такой результат получили 2 человека)

     Эти люди, скорее всего, склонны заниматься какими-то делами в одиночестве, замкнувшись на предметах, чем иметь дело с людьми. Вещи «научили» их скептицизму, критическому настрою, стремлению к точности и определенности во всем. Избегание компромиссов, негибкость в деле и оценке людей только усиливают впечатление о холодности таких людей.
Скорее всего они ровны во взаимоотношениях с окружающими, и многие это ценят, но  добиться глубокой привязанности трудно.
 

От 8 до 13 баллов (набрали 5 человек)

      Набравшие такое количество баллов хорошо могут углубиться и в предметы, и в процесс общения; для них доступна и сосредоточенная работа с вещами, и интересный контакт с людьми.  Таких людей нельзя назвать замкнутыми. Им скучно работать, когда рядом никого нет, но и постоянно общаться они не могут, время от времени испытывая потребность в уединении.

От 14 до 20 баллов (3 человека):

      Таким людям свойственны открытость и добродушие. Они отзывчивы и непринужденны, с ними легко общаться. Постоянная готовность к сотрудничеству, внимательность к людям, уживчивость привлекают окружающих. Сами они так любят работать с людьми, не боятся критики, легко запоминают лица и имена, что с благодарностью воспринимается окружающими как проявление истинного расположения к ним. Такая легкость общения может обернуться и некоторой поверхностностью.


     ВЫВОД: большинство опрошенных достаточно коммуникабельны и открыты к общению. Несомненно, тем, кто набрал невысокий балл, легче сосредоточиться на делах и предметах, высокий — легче общаться. Это не значит, что первые остаются одинокими, а вторые не способны стать мастером своего дела. Просто что-то требует от одних больше усилий, чем от других. А выбор всегда за самим человеком и зависит от того, что он считает ценным для себя.

 

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1968. 383 с.

2. Межличностное восприятие и понимание // Современная психология:               справочное Руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: Инфра-М,              1999. 508 с.

3.  Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.  151 с.

4. Психологические тесты. - URL: http://www.yugzone.ru/ download_1200_ books/psytest.htm

 



Информация о работе Психология межличностного общения