Психология лжи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 00:04, доклад

Описание работы

В данном докладе рассматриваются виды лжи, определение данного понятиия с точки зрения различных авторов, а также способы распознавания лжи.

Работа содержит 1 файл

Психология лжи.docx

— 32.59 Кб (Скачать)

Введение

Ложь на нашей  планете возникла одновременно с  появлением Homo sapiens, а точнее, когда он в совершенстве овладел членораздельной речью. С тех пор обман сопутствует людям непрерывно. Пол Экман и Игорь Вагин хорошо описали, какими бывают виды, признаки лжи, как отличить правду от обмана, а так же как можно научится ставить психологическую защиту, чтобы не попасть в ловушку лжеца. У этих авторов можно узнать, как по мельчайшим проявлениям поведения людей можно не только распознать ложь, но и узнать скрываемые намерения или информацию.

Очень хорошее  определение лжи и обмана даёт В.В. Знаков: ложью обычно называют умышленную передачу сведений, не соответствующих действительности.

Основное отличие  лжи от обмана заключается в том, что она всегда основана на вербальном или невербальном намеренно неистинном, лживом утверждении. Суть лжи всегда сводится к тому, что человек верит  или думает одно, а в общении  выражает другое. Цель лжеца – передать ложное сообщение.

Наиболее обобщенно  понятия лжи и обмана можно  выразить следующими определениями.

Лживость - форма поведения, заключающаяся в намеренном искажении действительности ради достижения желаемой цели или стремления избежать нежелательных последствий.

Ложь – сознательное искажение истины (Синонимы: дезинформация, измышление, неправда, обман).

Обман – намеренное введение другого лица в заблуждение (Синонимы: блеф, липа, мистификация, надувательство, очковтирательство, шарлатанство).

Виды  лжи

Разделить обман  на его виды можно по-разному, в  зависимости от того с какой точки  зрения подойти к его сущности. Выделяют множество видов обмана, но самыми основными из них являются:

-иллюзии восприятия (случаи «одностороннего» обмана, при котором людей подводят  их собственные органы чувств);

-ошибка канала  передачи(искажение истины происходит  не по вине источника информации, а в процессе ее передачи, то  есть источником обмана служит  сам канал передачи сообщения.  Условно можно выде­лить два  наиболее часто встречающихся  канала: вербальный, при помощи слов  и второй сигнальной системы,  и невербальный, к которому относятся  жесты, мимика и позы);

-самообман;

-взаимный обман(люди, ослепленные эмоциями, обманывают  друг друга, воспринимая партнера  по общению исключительно в  розовом или черном свете);

-групповой обман(один  человек обманывает многих или  же одна группа людей вводит  в заблуждение другую группу);

-межличностный  обман.

Такое разделение обмана на его виды было сделано  Ю.Щербатых.

Межличностный обман

     Источником обмана и вообще любого искажения информации в межличностном общении может быть любой компонент коммуникативной системы: индуктор, т. е. человек, сообщающий информацию, реципиент — лицо, получающее ее, и сам канал передачи информации.

     Всех обманщиков  можно разделить на две категории:  одни обманывают, потому что их вынуждают к этому обстоятельства, а другие — потому что не могут действовать иначе. Это прирожденные лгуны, для которых вранье - род привычки. Причем человек, постоянно обманывающий других, как правило, считает окружающих нечестными, подозревая их во лжи. Отчасти это происходит на сознательном уровне, ибо профессиональный лгун понимает, что люди будут расплачиваться с ним «той же монетой», отчасти - на уровне подсознания, и тогда это является одной из форм психологической защиты, способом самооправдания. «Я вру, потому что все так делают», - как бы говорит он себе, таким образом обосновывая собственную нечестность. То есть, поступая нечестно, лгун как бы пытается найти обоснование своему аморальному поведению, подыскивая для этого реальные или вымышленные причины. Ибо каким бы бессовестным человеком ни был обманщик в глазах других людей, в собственном мнении он хочет выглядеть более или менее достойно.

     Способность  к обману сугубо индивидуальна  — от полной искренности до  неисправимой лживости. Она зависит  от воспитания и жизненного  опыта, влияния родителей, школы,  ближайшего окружения и случайных  знакомых. Бывает так, что человек,  искренний с одними людьми, может  быть бессовестным обманщиком  по отношению к другим. Однако  существуют и общие тенденции,  связанные с особенностями психофизиологического  состояния, с полом и возрастом  и психологическими установками.

     Московский  психолог В. Знаков в статье «Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана» отмечает, что мужчины и женщины по-разному осознают свою собственную ложь. Он пишет, что «...у мужчин ложь или обман, как правило, бывают ситуативными: они точнее женщин могут описать ситуации, в которых лгут, и отчетливее осознают, зачем, с какой целью это делают». Соответственно они более критично относятся к своей честности. Женщины же могут обманывать, вполне искренне считая себя честными людьми. Одной из причин такого положения является типичный для женщин и потому малозаметный даже для нее самой плавный переход от полуправды к обману. Вот как описывает этот процесс В. Знаков: «У некоторых женщин первоисточником лжи оказывается «маленькая неправда», безобидное преувеличение, в основе которого лежит естественное и осознанное желание наилучшим образом представить себя в глазах собеседников. ...Вначале неправда требует самооправдания, обычно основанного на очень пристрастном и необъективном отражении социального окружения. Затем, переходя в привычку, становясь компонентом нравственного сознания личности, неправда нередко заменяется сначала полуосознаваемым, а потом вполне сознательным обманом и даже ложью (которым тоже подыскивается «разумное» самооправдание). В результате такая женщина может считать себя честным человеком, допускающим невинную ложь там, где, по ее мнению, без этого не обойтись». Поэтому мужчины всегда плохо понимали или неверно интерпретировали поведение женщин.

 

В книге Пола Экмана «Психология лжи» ложь определяется как действие, которым один человек вводит в заблуждение другого. Он выделяет три основных вида лжи:

Умолчание или  сокрытие реальной информации. Человек  не выдаёт искажённой информации, но и  не говорит реальной.

Искажение реальной информации – это когда нам  вместо реальной информации преподносят  обман, выдавая его за правду, и  тем самым, вводя нас в заблуждение.

3)Сообщение правды в виде обмана. Человек говорит правду так, что у собеседника складывается впечатление, что он лжет, и истинная информация не принимается.

Существуют  также виды детской лжи по Ст. Холл:

«Героическая» - это ложь является «средством для  благородных целей».

«Партийная» - это  когда ребенок лжет вследствие своих  личных отношений (симпатии или антипатии) кому-либо.

«Эгоистическая», продиктованная какими-либо личными  интересами.

«Фантастическая», когда ребенок выдумывает из чистой любви к выдумке.

«Патологическая», в основе лежит потребность обманывать себя и других, возбуждать себя вымышленными историями.

Ложь-игра

У детского писателя Николая Носова есть рассказ «Фантазеры». В рассказе этом двое мальчишек хвастаются друг перед другом. И море – океан  они запросто переплыли, и летать раньше умели, жаль только, теперь разучились. Если «ложь» ребенка заключается  в сочинении подобных историй  это не имеет никакого отношения к нечестности. Просто у ребенка богатое воображение и, очень возможно, творческие задатки.

Ложь-манипуляция

Ложь – манипуляция, как правило, ложь ради самоутверждения. Ее порой бывает трудно отличить от лжи – игры. На первый взгляд, разницы  никакой. И в том, и в другом случае ребенок сочиняет небылицы о  себе своих необыкновенных способностях и достижениях. Но ложь – игра, как  всякая игра, бескорыстна. Ее смысл  и цель – в самой игре. Если же ребенок лжет ради самоутверждения, его цель – привлечь к себе внимание, удивить, испугать, то есть манипулировать чувствами других людей, сверстников  или взрослых. Здесь годится все: и исполненные гордости рассказы о богатых и знаменитых родителях, и, наоборот, жалобы на горькую сиротскую  долю. Лишь бы стать центром внимания окружающих – пусть на короткое время.

Ложь  из страха

Это очень частая разновидность детской лжи. Ребенок  говорит неправду, потому что боится наказания или унижения.

Если внимательно  приглядеться к лжецу, то всегда можно  заметить кое-какие недочёты в его  поведении. Проблема состоит в том, что мы верим в то, во что хотим  верить, и это убивает нашу бдительность. Для распознавания лжи нужно  сохранять хладнокровие и откинуть эмоции.

Взаимосвязь лжи и эмоций.

 В обман  часто бывают вовлечены эмоции, хотя первоначальной целью которого  отнюдь не является сокрытие  эмоций. Но если человек не  желает, чтобы его разоблачили,  то эмоции приходится скрывать. Любая эмоция может стать свидетельством  обмана, но существует три основных  эмоциональных состояния, которые  часто связаны с обманом: страх  разоблачения, муки совести, восторг  надувательства, они как бы тесно  переплетаются с обманом.

 Невозможность  заранее продумать и отрепетировать  линию поведения только одна  из причин, по которым совершаются  ошибки, дающие признаки обмана. Гораздо больше ошибок происходит  из-за эмоций, которые трудно подделать  или скрыть. Не всякая ложь  сопровождается эмоциями, но если  это происходит, то представляет  для лжеца особые трудности.  Попытка скрыть нахлынувшие эмоции  может обнаружить себя в словах, но случаи подобных оговорок  довольно редки. Обычно не так  уж и сложно ничего не говорить  о своих чувствах, но скрыть  выражение лица, сдержать участившееся  дыхание или избавиться от  внезапно возникшего комка в  горле не так-то просто. Когда  эмоции возникают, изменения происходят  автоматически, и обманщику не  приходится выбирать или рассуждать. [Исследуем  ложь. Теории, практика  обнаружения. Под ред.Майкла Льюиса, Кэролин Саарни.-СПб,2004, с.245] Изменение  происходит непроизвольно, буквально  в какие-то доли секунды, не  оставляя ни выбора, ни времени  на обдумывание. Люди не выбирают, проявлять эмоции или нет; наоборот, они обычно воспринимают эмоции  как что-то происходящие с ними. Люди испытывают негативные эмоции, такие как страх, гнев или  грусть, вопреки всем усилиям  избегать их или подавлять.

Порой вообще нет  возможности контролировать свои действия, особенно если нахлынувшие эмоции очень  сильны. Часто этим даже объясняют  многие дурные поступки, хотя это и  не всегда простительно: «Я не хотел  кричать (бить по столу, оскорбить, ударить  вас), но я был не в себе, Я ничего не мог с собой поделать».

Когда эмоция нарастает  постепенно, начинаясь с малого (скорее досада, чем ярость), изменения в  поведении невелики, и скрыть их относительно легко, особенно если человек  отдает себе отчет в своих чувствах. Однако для большинства людей  это не так. Если эмоция возникает  не вдруг и не является особо сильной, она может оказаться заметной скорее для других, чем для переживающего  ее человека, по крайней мере, до тех  пор, пока не станет более интенсивной. Но сильные эмоции труднее контролировать. Кроме того, чтобы скрыть интонацию, мимику или специфические телодвижения, возникающие при эмоциональном  возбуждении, требуется определенная борьба с самим собой, в результате чего даже в случае удачного сокрытия испытываемых в действительности чувств могут оказаться заметными направленные на это усилия, что и явится в  свою очередь признаком обмана.

Скрывать эмоции нелегко, но не менее трудно и фальсифицировать их, даже в том случае, когда это  делается не по необходимости прикрыть ложной эмоцией настоящую. Для этого  требуется несколько больше, чем  просто заявить: я сержусь или  я боюсь. Если обманщик хочет, чтобы  ему поверили, он должен и выглядеть  соответствующим образом, а его  голос и в самом деле звучать  испуганно или сердито. Подобрать  же необходимые для успешной фальсификации  эмоций жесты или интонации голоса не так-то просто. К тому же очень  немногие люди могут управлять своей  мимикой. А для успешной фальсификации  горя, страха или гнева необходимо очень хорошее владение мимикой.

Фальсифицировать  эмоции еще труднее, когда это  делается с целью скрыть действительно  переживаемое чувство. Выглядеть сердитым и так достаточно трудно, но если в это время человек испытывает страх, его может просто разорвать  от эмоций. Страх толкает человека к одним внешним проявлениям, а попытка казаться сердитым - к  другим. Брови, например, от страха невольно взлетают вверх. Для того же, чтобы  фальсифицировать гнев, человеку нужно  их опустить. Часто признаки такой  внутренней борьбы между испытываемыми  и фальшивыми эмоциями и выдают обман.

Пол Экман, крупнейший специалист по психологии лжи, при истолковании признаков обмана советует соблюдать ряд мер предосторожности. Они помогут снизить вероятность ошибки.

1. Помните, что  отсутствие признаков обмана  еще не является доказательством  правды; некоторые лжецы не допускают  никаких промахов. Но и наличие  признаков обмана еще не свидетельствуют  о лжи " эти признаки могут  быть всего лишь индивидуальными  особенностями человека, его типичным  поведением. Поэтому выносить суждения  нужно, основываясь на изменениях в поведении подозреваемого во лжи. Вы обязательно должны сравнить обычное поведение человека и его поведение, например, во время обсуждения важного бизнес-контракта.

Люди часто  обманываются при первом знакомстве именно потому, что не имеют возможности  сравнить и таким образом заметить изменения поведения другого. Например: он так много жестикулирует левой  рукой, значит, наверняка лжет. А  на самом деле человек просто может  оказаться левшой и левая " его  ведущая рука. Другое дело, когда  человек правша, но в критический  момент деловых переговоров вдруг  начинает совершать много манипуляций  левой рукой " это явный признак  обмана.

2. Внимательно  поразмыслите, нет ли у вас  каких-нибудь предубеждений в  отношении подозреваемого во  лжи, и если таковые имеются,  то, как они могут помешать  вынесению правильного суждения. Не пытайтесь судить о том,  лжет человек или нет, если  вы охвачены ревностью или  гневом. Избегайте соблазна заподозрить  ложь только потому, что у вас  нет никаких других приемлемых  объяснений этих же поступков.

Информация о работе Психология лжи