Психология личности преступника

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

Анализ криминалистической литературы показывает, что во¬просу изучения психологии преступника уделялось и уделяется большое внимание (Ломброзо Ч., Ратинов А.Р., Игношев К.Е., Глазырин В.В., Ду-лов А.В., Васильев В.Л. и др.). Практически каждая работа по кри-миналистической тактике и методике включает в себя те или иные психологические аспекты.

Содержание

1. Понятие, структура личности преступника……………………………3
2. Типология личности преступника……………………………………...5
3. Психологические особенности отдельных категорий преступников..8
Задача 1…………………………………………………………………….17
Задача 2…………………………………………………………………….19
Литература………………………………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

Психология личности преступника.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

     Второй  тип криминогенной личности преступника выражается в субъективно непротиворечивом принятии преступного способа удовлетворения некоторой потребности или разрешения проблемной ситуации как наиболее предпочтительного по сравнению с правомерным или наряду с использованием правомерного. Криминогенная потенция личности выражается в том, что индивид уже изначально привержен преступному способу действий: для него не стоит вопрос принципиального выбора. Такая изначальная приемлемость преступного способа удовлетворения потребности (разрешения проблемной ситуации) определяется преобладающе положительным отношением к нему, его освоенностью, привычностью использования, уверенностью в «благоприятном» результате, в собственных способностях совершения преступного деяния, в избежании ответственности. Приверженность преступному способу удовлетворения потребности ориентирует активность субъекта на поиск объекта и возможностей для совершения преступного посягательства при актуализации исходной потребности, которая может носить социально нормальный характер.

     Третий  тип личностных предпосылок преступного поведения выражается в том, что субъект принимает преступный способ удовлетворения определенной потребности лишь при исключительно благоприятных условиях, которые представляют не только достаточную возможность получения личностно ценного результата преступным способом, но и максимальную безопасность. В обычных условиях для индивида не возникает проблемы выбора способа обеспечения удовлетворения некоторой потребности, поскольку для него более приемлем правомерный способ. Принятие преступной цели и способа носит характер отклика на представившуюся исключительно благоприятную возможность ее реализации.

     Четвертый тип криминогенной потенции личности преступника проявляется в вынужденном, внутренне противоречивом принятии преступного способа действий. Это  происходит, например, когда субъект считает, что реально отсутствует возможность обеспечить правомерным способом удовлетворение потребности (разрешение проблемной ситуации) и в то же время невозможно оставить эту потребность без удовлетворения. Криминогенная потенция личности, проявляющаяся в данном случае, выражает приемлемость преступного способа действий лишь в связи с вынуждающими обстоятельствами, субъективно безвыходным положением. При этом преступник испытывает противоречивое отношение к преступному деянию, считает его рискованным, однако, в сложившейся ситуации допустимым.

     Пятый тип криминогенной личности характеризуется наличием склонности к импульсивному совершению противозаконных действий, проявляемой в форме реакции на некоторые обстоятельства ситуации. Эта импульсивная реакция может выражаться в агрессивной «вспышке» и причинении телесных повреждений потерпевшему в конфликтной ситуации или в ответ на оскорбительное высказывание потерпевшего либо, например, в совершении карманной кражи, когда преступник внезапно воспринял благоприятную для этого возможность. Такая реакция может происходить как на фоне относительно нормального нервно-психического состояния субъекта, так и при повышенном нервно-психическом возбуждении (аффекте, стрессе) и при измененном функциональном состоянии в результате употребления алкоголя, наркотических и иных одурманивающих веществ. Она может также проявляться как эскалация опасности насильственных действий преступника в процессе обострения конфликта с потерпевшим или при усилении ответных действий потерпевшего. Психологические предпосылки такого поведения выражаются в наличии криминальных поведенческих установок и стереотипов.

     Шестой  психологический тип личности преступника  проявляется в принятии преступной цели-способа под решающим влиянием внешнего криминогенного воздействия иных лиц либо в результате его конформного поведения в группе, обусловленного готовностью идентифицировать с ней свое поведение. В данном типе налицо отсутствие антикриминальной устойчивости личности. Это выражается в неразвитой способности к самоопределению в группе, податливости влиянию других лиц при отсутствии решимости воспротивиться совершению противозаконных действий, несмотря на отрицательное отношение к ним.  

     3. Психологические  особенности отдельных  категорий преступников

     Значительным  достижением отечественной современной  криминальной психологии является предпринятая под руководством Ю.М. Антоняна попытка исследования психологических особенностей различных категорий преступников.  На основе результатов психодиагностического обследования и сравнительного анализа как преступников, так и правопослушных граждан выявлены личностные детерминанты конкретных видов преступных деяний.

     При совершении насильственных преступлений нарушение нормального взаимодействия с социальной средой связано с острой конфликтной ситуацией. Часто происходит «заражение» конфликтной ситуацией и участие в групповых хулиганских действиях и массовых беспорядках больших групп лиц. Подобный вид конфликтов характерен для лиц с неустойчивой психикой, низким правосознанием, слабым уровнем общей культуры, легковозбудимых, склонных к конформизму под воздействием толпы. Хулиганские проявления одного человека могут служить эмоциональным сигналом и примером для подражания другим лицам.

     Психология лиц, совершивших убийства, выявляет у них сильную зависимость от другого лица. Убийцы в целом относятся к такой категории людей, для которых свободная и самостоятельная адаптация к жизни - всегда трудная проблема. Факт преступления показывает, что выход из контакта с жертвой для них - практически невозможный способ поведения. Следует иметь в виду, что эта зависимость может реализовываться не только в контакте с жертвой, но и с кем-либо иным, тогда преступление оказывается опосредованным зависимостью от третьего лица.

     Убийство  возникает как действие, направленное на сохранение автономной жизнеспособности преступника, как бы разрывающее связь с жизнеобеспечивающим фактором, который перестал выполнять эту предписанную ему функцию. Основным в происхождении убийств является онтогенетический фактор - блокирование способности к автономии в результате отвержения потенциального преступника другими лицами. Подавляющее большинство убийств совершается с прямым умыслом, треть из них, как показывает практика, обдумывается заранее.

     Изучение  лиц, осужденных за убийства (500 чел.) показывает, что около половины осужденных за убийство начали употреблять спиртные напитки с раннего возраста. Алкоголь в несколько раз усилил проявление агрессии и утяжелял ее. Агрессивные действия в основном проявлялись в угрозах, избиениях, оскорблениях и драках, т. е. были направлены против личности и общественного порядка. Если среди преступных лиц преобладали мужчины, то, как правило, более половины жертв были женщины. В трети случаев убийца и жертва были незнакомы друг другу или познакомились непосредственно перед преступлением. В 30% случаев они являлись родственниками, причем в 8,6% супругами; в остальных случаях - знакомыми, сослуживцами, соседями. Чаще всего убийства совершаются в возрасте от 20 до 30 лет.

     Всей  группе осужденных за особо тяжкие убийства была присуща жестокость, проявляющаяся в обращении с животными, детьми, престарелыми женщинами.

     Анализ  условий воспитания показал, что  осужденные за убийство в полтора раза чаще воспитывались в неблагоприятных условиях, чем в благополучных. В детском возрасте около 20% росли без обоих родителей. Третья часть воспитывалась в неполной семье, при этом 9% без матери, 75% без отца. В каждом пятом случае неполнота семьи была связана с судимостью родителей. Наиболее криминогенный фактор - судимость матери.

     При анализе материалов обнаружилось перерастание агрессивного поведения в детском возрасте в противоправное и преступное в подростковом и юношеском возрасте. Треть обследованных была впервые осуждена в возрасте 16-17 лет. Эти лица недобросовестно относились к работе, злостно нарушали трудовую дисциплину, пьянствовали, постоянно создавали конфликтные ситуации.

     Из 500 осужденных за особо тяжкие убийства 380 была проведена судебно-психиатрическая экспертиза. В 180 случаях почти у каждого второго,  прошедшего  экспертизу,  были  отмечены  различные аномалии, не исключающие вменяемости: хронический алкоголизм, психопатия, органические заболевания головного мозга, шизофрения.

     В криминологии выделяют два типа насильственных преступлений: 1) насильственно-эгоистические; 2) корыстно-насильственные.

     Несмотря  на то, что насильственные преступления в криминальной структуре составляют всего 5%, именно они в общественном сознании ассоциируются с понятием «преступность» и являются катализатором народного недовольства политическим режимом. В этом заключается особый аспект их общественной опасности.

     Насильников характеризуют такие черты, как  склонность к доминированию и  преодолению препятствий. У них низкая чувствительность в межличностных контактах (черствость), в меньшей степени выражена склонность к самоанализу и способность поставить себя на место другого. Интеллектуальный контроль поведения такой же низкий, как и у корыстно-насильственных преступников. Для насильников характерна нарочитая демонстрация мужской модели поведения, о чем свидетельствует и характер совершаемых ими преступлений (например, изнасилование, в котором сексуальные мотивы выражены в меньшей степени, а в большей - утверждение себя в мужской роли). Кроме того, им присущи импульсивность, ригидность, социальная отчужденность, нарушение адаптации.

     Черты, присущие всем преступникам, выражены и у убийц. Вместе с тем в их поведении проявляются специфические личностные свойства. Это чаще всего возбудимые люди с высокой тревожностью. Они в первую очередь концентрируются на собственных переживаниях, а в поведении руководствуются только своими интересами. У них отсутствует представление о ценности жизни другого человека и малейшее сопереживание. Убийцы неустойчивы в своих социальных связях и отношениях, склонны к конфликтам с окружающими. От других преступников их отличает эмоциональная неустойчивость и высокая реактивность поведения, исключительная субъективность (предвзятость) оценки происходящего. Они внутренне неорганизованны, их высокая тревожность порождает такие черты, как подозрительность, мнительность, мстительность, которые в большинстве случаев сочетаются с беспокойством, напряженностью, раздражительностью. Убийцы обладают ригидными представлениями, которые с трудом поддаются изменению. Все затруднения и неприятности, с которыми они сталкиваются в жизни, рассматриваются ими как результат враждебных действий.

     Корыстная преступность - совокупность корыстных преступлений.

     Корыстные преступления во всех странах мира являются самыми распространенными. Среднестатистически в течение года их число может превышать даже саму численность населения.

     Корыстная мотивация является сущностной характеристикой  рассматриваемых преступлений. В. Даль определяет корысть как страсть к приобретению, к поживе, жадность к деньгам, к богатству, любостяжание, падкость на барыш, выгода, польза, нажива, пожива, добыча или захваченные богатства.

     В криминологии выделяют следующие виды корыстной преступности: общеуголовную, экономическую, коррупционную, налоговую. По корыстным мотивам нередко совершаются экологические преступления (загрязнение вод, атмосферы, морской среды, незаконная охота, уничтожение или повреждение лесов и др.), преступления против общественной безопасности (захват заложников и др.), преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (государственная измена, шпионаж и др.).

     К числу наиболее распространенных факторов преступлений в сфере экономики относятся: негативные тенденции в развитии рыночных отношений в экономике и социальной сфере, неэффективная деятельность контролирующих органов, недостатки в деятельности правоохранительных органов, недостатки в законотворческой деятельности, правовой нигилизм в обществе. Главными факторами общеуголовной корыстной преступности постепенно становятся безработица и нищета, маргинализация населения России.

     Дадим психологическую характеристику некоторым  категориям корыстных преступников.

     Воры  (наибольшую долю составляют лица в возрасте 18-24 лет (27%) и 30-49 лет (24%)) сходны с корыстно-насильственными преступниками, но их психологические особенности имеют значительно меньшую степень выраженности. Они более социально адаптированы, менее импульсивны, обладают меньшей ригидностью (застреваемостью аффективных переживаний). Воры обладают более гибким поведением и более низким уровнем тревоги. Они наиболее коммуникабельны, обладают хорошо развитыми навыками общения и в большей степени стремятся к установлению межличностных контактов. Их агрессивность значительно ниже, они лучше контролируют свое поведение.  Им свойственно самообвинение за ранее совершенные асоциальные деяния. Некоторые, приобщившись к воровству в ранней юности, впоследствии отходят от преступного промысла («завязывают»), пытаются трудиться честно, но при случае могут не удержаться от соблазна.

Информация о работе Психология личности преступника