Психология личности преступника

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:35, реферат

Описание работы

Проблема социально-психологической  характеристики личности преступника всегда актуальна. Одним из первых к изучению личности преступника обратился Чезаре Ломброзо, который предложил для этой цели антропометрическую методику. Он основывался на биологической и наследственной концепциях возникновения преступных наклонностей индивида и утверждал, что уже в момент рождения ребенка, измеряя его части тела, выявляя отдельные непропорциональности, можно точно прогнозировать направленность его криминальной деятельности. 

Содержание

Введение
1. Биологические и социальные теории о личности преступника
2. Психология личности преступника и особенности формирования девиантного поведения
Заключение

Работа содержит 1 файл

реф Юр.псих. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

Слабые формы связаны с нарушением порядка взаимодействия между людьми, фиксируются общественным вниманием и корректируются непосредственно участниками взаимодействия. Обычно, слабые формы отклонений носят открытый, непроизвольный характер и приписываются не столько субъектам поведения, сколько ситуации, обусловившим дезорганизацию поведения. К таким формам поведения обычно относятся ложь, обман, грубость, умолчание, бездействие, халатность, ситуационные поведенческие ошибки, краткие эмоциональные срывы и т.д.

Сильные (или устойчивые) формы отклоняющегося поведения и зависимости от их социальных последствий вызывают ту или иную меру осуждения, наказания и мобилизации общественных сил для восстановления порядка и устранения предпосылок дезорганизации в будущем. К таким формам относят аморальное и противоправное поведение, вообще любую форму антиобщественного поведения, алкоголизм, наркоманию, токсикоманию. Следствием дезорганизации группового поведения могут быть психические расстройства, заболевания и аномалии, социальная опасность которых велика, поскольку психические нарушения, в свою очередь, становятся фактором, порождающим отклонения в поведении за пределами стимулирующих его ситуаций.

Вероятность возникновения  социальных девиаций (отклоняющегося поведения в обществе) резко возрастает в условиях стресса, назревания и развертывания внутригрупповых и межгрупповых конфликтов, при внезапных либо достаточно быстрых изменениях социальной ситуации. Причины таких форм отклоняющегося поведения, как аморализм, правонарушения, преступность, в существенной форме варьируют в различных социально-экономических и политических условиях, что составляет предмет изучения в социальной психологии, социологии преступности и в криминологии.

В отечественной литературе проблемы отклоняющегося поведения рассматривались до конца 1980-х годов в контексте антиобщественных явлении социальной жизни, которые вступали в противоречие с общепринятыми и социалистическом обществе нормами нравственности и гуманизма. Социальной основой этих явлений считались нерешенные проблемы социалистического хозяйствования и распределения, недостатки в хозяйственном механизме и правовом регулировании, примиренческое отношение к нарушениям закона и нравственных норм социалистического общества. К антиобщественным - явлениям (и, соответственно, определенным формам девиантного поведения.) относили кроме алкоголизма, наркомании, хулиганства, преступности и других форм социального паразитизма также формализм, бюрократизм, безответственность, протекционизм, нескромность и славословие. Задачей социальной психологии и социологии в этих условиях был изучение социальных причин и социальной природы всех перечислении выше явлений, степень их распространенности в различных общественных слоях и группах и на этой основе выработка научных рекомендаций по усилению борьбы с данными антиобщественными явлениями. При этом социологии преступности как отрасли социологического знания, занимающейся исследованием социальных проблем преступности и определением места данного явления в обществе, причин, порождающих преступность а также мер её предупреждения, отводилось особое место. Особенность эта состояла в том, что, во-первых, уже имелась наука, осмысливающая проблемы преступности с точки зрения юриспруденции, наука о преступности, её причинах, личности преступника, путях и средствах предупреждения преступности и перспективах её ликвидации — криминология. Во-вторых, круг возможных социальных причин антиобщественных явлений и их место в социалистическом обществе были достаточно ясно определены в философско-методологическом и идеологическом плане. Прикладные исследования в этой области социологического знания зачастую ограничивались анализом доступных материалов официальной статистики о количестве зафиксированных правонарушений (или преступлений) в отдельно взятом районе страны. Однако в условиях достаточной стабильности социальной системы и относительно невысокого роста количества зарегистрированных правонарушений в год (порядка 1-2%) такой анализ был довольно Полезен и вполне достаточен.

Итак, можно сделать некоторые промежуточные выводы: в условиях стабильного состояния экономической, политической и социальной сферы общества уровень регистрируемых социальных отклонений был относительно низким (правда, за счет подавления государством частной инициативы граждан и тотального контроля во всех сферах социальной жизни) и, самое главное, оказывал, да и не мог оказывать существенного влияния на сложившиеся и обществе нормы и правила поведения. В этих условиях регистрируемые отклонения получали в общественном сознании статус антиобщественных явлений, и проблема предупреждения девиантного поведения сводилась к мерам профилактики антиобщественных явлений в семье, школе и в трудовом коллективе. Следует заметить, что и сами эти явления занимали в общем объеме общественных связей и явлений небольшое место, хотя и мешали нам жить". Преступность как отдельная специфическая сфера социальной активности являлась предметом изучения криминологии и других юридических дисциплин, и если некоторые факты преступного поведения и вносились на суд общественности, то с целью демонстрации отрицательно-показательного примера с соответствующим нравственно-этическим и идеологическим (если это было необходимо) комментарием.

Организованность и  упорядоченность жизнедеятельности  людей в обществе достигается  путем регулирования их отношений и поведения при помощи:

а) ряда элементов общественного сознания, не имеющих нормативного фактора (идеология, наука, искусство);

б) разнообразных социальных норм.

Под социальными нормами понимаются обусловленные общественным бытием требования, предъявляемые обществом к поведению личности, в ее взаимоотношениях с теми или иными общностями, с другими людьми.

Социальные нормы носят  исторический характер: в каждой общественно-экономической  формации вырабатываются свои принципы, правила поведения людей. В социальных нормах отражается система общественных отношений (производственных, юридических, управленческих, нравственных, идеологических), оказывающих решающее влияние на формирование личности.

Социальные нормы выступают  как определенные ценности.

В обществе человека всегда интересовало и интересует, как надо жить, что является нормой в отношении людей, в общении, в деятельности, что отклонением от нормы, что - добром, злом, красотой, правдой и т.д.

Отношение человека к  социальным условиям жизни всегда было заинтересованным, ценностным нормативом.

Каждая социальная норма  разрешает, запрещает, обязывает и  предполагает желательность тех  или иных действий и поступков  личности.

Сердцевиной социальных норм являются нормы нравственности и правовые нормы. Личность, строящая свой образ жизни в соответствии с требованиями социальных норм, считается нормотипической (нормотипом). Образ жизни нормотипичной личности, соответствующей социальным требованиям, свидетельствует о полной ее адаптации (приспособленности) к социальным условиям функционирующей системы.

На ранних стадиях  общественного развития, например в  первобытном; обществе, нормотип формировался на традициях, обычаях, нормах нравственности, единых для данной социальной системы.

На более поздних  этапах развития человечества с возникновением государств появляются правовые нормы, предписывающие права и обязанности в поведении граждан в зависимости от их социального положения, защищая, в первую очередь, интересы и привилегии господствующих классов. На индустриальной (капиталистической) и постиндустриальной стадиях развития общества права и статус граждан в государствах претерпели заметные изменения вместе с содержанием правовых норм, но сам принцип их функционирования как регулятора человеческих отношений сохранился.

Моральные же нормы поведения  в каждой социальной группе носят  специфический характер. В них  находят отражение:

а) общечеловеческие нормы поведения,

б) нормы поведения, типичные для данной социальной группы.

В психологическом плане  личность проходит в своей жизни следующие стадии развития:

Первая стадия - (дошкольный и младший школьный возраст), для которой характерно безусловное принятие психологии старших. Дошкольник вольно или невольно думает и поступает так, как думают родители, учителя, авторитетные старшие из их окружения (конечно, в соответствии с их возможностями). Они даже себя оценивают, исходя из оценки их другими.

Вторая стадия - (средний школьный возраст) или, как его называют, переходный, подростковый, — это возраст критического отношения к наследству старших. Подростки начинают подвергать сомнению некоторые установки, мнения старших, родителей и даже учителей, но не всегда умеют противопоставить им свои разумные доводы, так как у них нет еще для этого достаточных умственных сил и жизненного опыта. Отсюда, в некоторых случаях имеет место негативизм - простое отрицание влияний наряду с подражанием, копированием поведения тех, кто признан авторитетным.

Третья стадия - юность (старший школьник).

В юности парни и девушки  находятся на пороге самостоятельной жизни или уже вступают в нее. Для них опыт старших ценней и они прислушиваются к их голосу, хотя и избирательно относятся к содержанию этого опыта. Юноша пытается осмыслить социально-психологическое наследство. Он принимает только то, что представляется ему прогрессивным.

Четвертая стадия - зрелый возраст. В зрелом возрасте люди вносят поправки не столько в то, что  унаследовали, сколько в то, что  сами сформировали в юности и что  могло не полностью соответствовать  реальной жизни.

Они снова, уже по более совершенным критериям, пересматривают наследство отцов и дополнительно находят много интересного без чего невозможно развитие. Вместе с тем, идет и дальнейший процесс обогащения психологии в творческой деятельности личности.

Пятая стадия - преклонный возраст, когда люди больше начинают думать о сохранении унаследованного или выработанного самими, чем о развитии наследства. В этот период жизни у людей зарождается консерватизм или, по крайней мере, некоторое недоверие и сомнение в ценности нового. Основной заботой людей в преклонном возрасте является передача "своего опыта" молодому поколению. Именно в этих признаках - характерная черта психологии людей преклонного возраста.

Шестая стадия - старший  возраст, когда чаще всего звучит фраза "молодое поколение не то, что было раньше". Это объясняется известной инертностью взглядов, привычкой обо всем судить со старых позиций, требовать беспрекословного подчинения старым нормам жизни, образу мыслей и чувств. Молодежь с этим не согласна; так происходит развитие. Наследство — необходимая предпосылка для движения вперед, вместе с тем оно непрерывно обогащается новыми поколениями и так - без конца.

В процессе социализации человек воспринимает существующую в обществе структуру отношений, требований, ожиданий, научений, правил, различных запретов в социальной жизни, которые служат основами и мотивами поведения. Чтобы разобраться в сути этих явлений, нам придется условно расчленить их на два направления единых в действительности: комплексный процесс социо-психологического взаимодействия личности и социальной среды, влияющих на выбор поведения.

Прежде всего, человек  обучается действовать наиболее целесообразно, практически правильно. Усвоение здесь идет не по методу проб и ошибок. Неудовлетворительный результат  того или иного поступка, нежелательные его последствия ведут к отказу от подобных неэффективных действий в будущем. Наоборот, нужные, удовлетворительные последствия убеждают человека в целесообразности действий, их вызывающих. Так происходит научение. Используя метод проб и ошибок, человек быстро научается повторять именно те действия, которые дают подходящий для него, устраивающий его результат, и не повторять такие, которые удовлетворительных для него последствий за собой не влекут.

Однако (и это принципиально), во многих случаях человек усваивает определенные нормы поведения не столько потому, что он их желает, выбирает, предпочитает, сколько потому, что этого требует общество, в котором он живет. Причем, общество не только предъявляет к человеку определенные требования, но и подкрепляет их соответствующими санкциями, неприятностями, лишениями в случае отклонения его поведения от этих требований.

Таким образом, человеку приходится сдерживать свои желания, поступать  не так, как он предпочитает, а так  как полагается, о чем мы уже вели речь в предыдущем параграфе.

Поведение личности и  ее развитие, не отвечающее требованиям  социальных и психических норм, есть отклонение от нормы. С отклонениями следует не только бороться, но и изучать их. Все отклонения можно классифицировать.

  1. По содержанию и форме проявления.
  2. По степени устойчивости.
  3. По объему и широте пораженности личности.
  4. По степени выраженности.
  5. Рассмотрим каждую из них отдельно.

1. По содержанию они могут быть: отклонениями от социальной нормы и отклонениями от психической нормы.

Отклонения от социальной нормы (нравственные и криминальные) не являются патологическими в прямом смысле слова. Человек, имеющий отклонение от социальной нормы, вменяем, т.е. остается сознательным существом - личностью, отдающей отчет в своих действиях, а поэтому несет за них ответственность. У него не нарушены ни мышление, ни память, ни какие-либо другие психические функции. Сущность отклонений заключается в неправильном осознании личностью своего места и назначения в обществе, в дефективности нравственного и правового сознания, социальных установок и сформировавшихся привычек.

Следовательно, когда  мы говорим об отклонениях от социальной нормы, то имеем ввиду, прежде всего, морально-психологические свойства, проявляющиеся как в поведении личности, так и в ее психической деятельности.

Например, грабитель стремится  к тому, чтобы найти жертву, выследить  ее, а затем совершить преступные действия. Здесь определенная позиция  и преступная установка сказывается  не только в направленности действий (поиск и выслеживание жертвы), но и в направленности психических процессов (мышления, восприятия, воображения и т.п.).

Иной характер имеют  психические отклонения. Их причинами  могут быть социальные факторы, но психологический  механизм их заключается в нарушении мозговой функции. Отсюда понятно, что морально-психологические отклонения выправляются педагогическими средствами, а психические - преимущественно, медицинскими мерами.

На основе моральных, а иногда и психических отклонений возникают криминальные отклонения. Например, невыдержанность и слабый самоконтроль могут перерасти в хулиганские действия. Неправильная оценка своих личных качеств, выражающаяся в самонадеянности, может стать причиной преступлений по неосторожности. Карьеризм нередко побуждает такого человека к достижению поставленных целей противозаконными средствами и т.п. А такие патологические отклонения как навязчивые идеи, извращенные эмоции, бредовые состояния, аффективность могут стать причиной различных общественно-опасных деяний (убийств, тяжких телесных повреждений и др.).

Информация о работе Психология личности преступника