Психология коллективов

Автор: v***************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 23:43, лабораторная работа

Описание работы

Проблема группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения – одна из центральных в социальной психологии.

Группа - это самостоятельный субъект деятельности, который может быть рассмотрен с точки зрения своих свойств, процессов и структур.

К основным параметрам, с помощью которых возможен социально-психологический анализ группы, относятся: композиция и структура группы, групповые процессы, система групповых ожиданий, система статусов и ролей членов группы.

Работа содержит 1 файл

ТЕМА 9 психология коллективов.docx

— 36.01 Кб (Скачать)

     ТЕМА 9.  ПСИХОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВА

     1. Группа и ее  структурная организация

     2. Характеристика групповых  процессов

     3.  Проблемы социально-психологической  адаптации

     1. Группа и ее  структурная организация

     Проблема  группы как важнейшей формы социального  объединения людей в процессе совместной деятельности и общения  – одна из центральных в социальной психологии.

     Группа - это самостоятельный субъект деятельности, который может быть рассмотрен с точки зрения своих свойств, процессов и структур.

     К основным параметрам, с помощью которых  возможен социально-психологический  анализ группы, относятся: композиция и структура группы, групповые  процессы, система групповых ожиданий, система статусов и ролей членов группы.

     Композиция  группы, или ее состав, – это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа группы как целого. Например, численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы. Таких характеристик множество, выбор наиболее значимых производится с учетом конкретных задач, которые ставятся исследователем. Так, если ставится цель проанализировать определенную студенческую группу как малую группу, среди особенностей композиции должны быть указаны: соотношение студентов различного пола, социальные различия между студентами, успешность обучения членов группы.

     Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, с точки зрения межличностных отношений в ней. Выделяют структуры предпочтений (социометрическая структура), власти и коммуникаций.

     К групповым процессам относятся, прежде всего, такие показатели динамики группы, как процесс развития и сплочения группы, процесс группового давления, выработки решений.

     Статус (или позиция) - это сумма, или совокупность психологических характеристик человека, определяющих его место в группе и то, как его будут воспринимать другие члены группы. Статус реализуется через систему ролей, то есть различных функций, которые человек должен выполнять в соответствии со своим положением в группе.

     По  отношению к каждому члену  у группы есть система ожиданий в отношении его поведения. Поведение, соответствующее образцу, поощряется, а не соответствующее - наказывается группой. То есть система ожиданий строится на основе групповых норм и правил и контролируется через групповые санкции.

     Классификация групп. В самом общем виде реальные группы, изучением которых занимается социальная психология, могут быть разделены на большие и малые.

     К большим по численности  группам относятся, с одной стороны, стихийные, кратковременно существующие, случайно возникающие общности типа толпы, публики, аудитории, а с другой стороны – длительно существующие, исторически обусловленные, устойчивые образования, такие как этнические, профессиональные или социальные группы. Под малой социальной группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.

     Структура малой группы.

     І. Социометрическая подструктура – это  система предпочтений и отвержений, эмоциональных симпатий и антипатий между членами группы. Отметим важнейшие характеристики, описывающие систему внутригрупповых предпочтений.

     ІІ. Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между  собой и внешней средой, а также  концентрация у них того или иного  объема групповой информации.

     ІІІ. Структура социальной власти в малой  группе – это система взаиморасположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние в группе.

     Лидерство в группе. Лидера порождают не столько личные качества или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений в данной конкретной группе. Эта система межличностных связей формируется и определяется целями группы, ценностями и нормами, в ней сформировавшимися. И именно на основе этих ценностей и целей выдвигается конкретный лидер группы. Лидер как бы олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем, активным проводником в жизнь. Лидером принимается и считается тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, то есть исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов ее жизнедеятельности. За ним признается право вести за собой, быть последней инстанцией в оценке различных групповых ситуаций и обстоятельств.

     Виды  лидерства. Так как лидерство тесно связано с решением тех или иных групповых задач, его можно типологизировать в соответствии с видами групповых деятельностей. Различают групповые деятельности инструментального и экспрессивного вида. Инструментальные деятельности направлены на выполнение группой ее целевых функций, ради которых она и была создана. Экспрессивные деятельности направлены на поддержание группы как единого целого, ее дальнейшее развитие и сплочение. Соответственно инструментальное лидерство имеет целью обеспечение управления группой в процессе решения ее целевых задач, а роль экспрессивного лидерства – в обеспечении позитивного внутреннего климата группы, ее стабильности. Интересно, что в силу своей направленности на определенную сферу жизнедеятельности группы тот или иной лидер всегда находится как бы в оппозиции либо к членам группы, ориентированным на общение, либо к задачам и целям группы.

     Лидер, ориентированный  на эффективность  выполнения групповой  цели, вынужден идти на ухудшение взаимоотношений с членами группы, которыми общегрупповые цели полностью или частично не принимаются.

     Лидеру  же экспрессивного типа, направленному на интересы отдельных  лиц и их взаимоотношения, приходится заниматься улучшением взаимоотношений в ущерб общим целям и задачам. Например, преподаватель, ориентированный на хорошие отношения с учащимися, идет на снижение к ним требований в процессе учебы, выставляя им завышенные оценки.

     Руководство - процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником социального контроля и власти на основе правовых полномочий и норм более широкой, социальной, общности, в которую включена данная малая группа. То есть, с одной стороны, руководство и лидерство решают однопорядковые близкие задачи: стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач, поиск средств для их эффективного решения. С другой стороны, лидерство представляет собой психологическую характеристику поведения определенных членов группы, а руководство является социальной характеристикой отношений в группе, прежде всего, с точки зрения распределения ролей управления – подчинения. 

     2. Характеристика групповых  процессов

     В ходе групповой жизни возникают  и закрепляются определенные групповые  нормы и ценности, которые в  той или иной степени должны разделять  все участники.

     Групповые нормы - это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается также и система функций. Функции могут носить поощрительный или запретительный характер. В первом случае группа поощряет своих членов, исполняющих требования группы – повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения. Во втором случае группа в большей степени ориентирована на наказание тех членов группы, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть такие психологические методы воздействия как бойкот, снижение интенсивности общения с “провинившимся”, понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др.

     Особенно  остро стоит проблема принятия системы  групповых норм для нового члена  группы, адаптирующегося к непривычной  для него системе отношений. Познавая, какими правилами руководствуются  члены группы в своем поведении, какие ценности отношений исповедуют, новый член группы встает перед проблемой  принятия или отвержения этих норм, правил и ценностей. В целом, возможны четыре варианта его отношения к  данному вопросу:

     - сознательное, свободное принятие  норм и ценностей группы;

     - вынужденное принятие под угрозой  санкций группы;

     - демонстрация антагонизма по  отношению к группе (не такой  как все);

     - свободное, осознанное отвержение  групповых норм с учетом всех  возможных последствий, вплоть  до ухода из группы.

     Второй  и третий варианты иллюстрируют поведение, зависимое от группы - либо принятие ее норм под давлением, либо противопоставление себя данной конкретной группе. При  этом и тот и другой вариант  позволяют человеку найти свое место  в группе – либо в рядах “законопослушных”, либо в рядах “козлов отпущения”. Как показывают исследования, второй вариант поведения человека по отношению  к группе является очень распространенным. Феномен вынужденного принятия человеком  норм и ценностей группы под угрозой  потери этой группы или своего устойчивого  положения в ней получил название конформизма и рассматривается  сегодня как один из важнейших  механизмов поддержания целостности  группы, единства ее ценностей и  целей.

     Конформизм - это подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы. То есть человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбрать мнение группы в ущерб своему собственному.

     Важно подчеркнуть, что с социально-психологической  точки зрения интересны лишь те случаи, когда такой выбор делается человеком  неосознанно, он действительно убеждает себя в необходимости выбрать  точку зрения группы, а не демонстрирует  лживое, циничное поведение. Для того чтобы эти два явления не объединялись в одно, принято говорить о конформности как о черте личности, склонности индивида разрешать конфликт в пользу группы и о конформизме как социальном приспособленчестве. Специально организованные исследования показывают, что в различных ситуациях процент людей, демонстрирующих конформные реакции, может колебаться от 15 до 80 %. Это позволяет считать конформность важным фактором социального поведения человека.

     Референтная группа - это реальная или идеальная группа на которую ориентирован человек, чьи ценности, идеалы и нормы поведения он разделяет.

     Антиподом референтной группы является группа членства - человек может являться членом этой группы, но внутренне оставаться равнодушным к ее целям и нормам. Так, для одних студентов учебная группа является референтной группой, их поведение ориентировано на нормы и ценности данной общности. В этом случае, по отношению к учебной группе, они будут демонстрировать высокую конформность, а у преподавателя появится возможность влиять на их поведение через работу с коллективом. Те же студенты, для которых данная учебная группа является лишь группой членства, не будут заинтересованы в близком общении с одногруппниками, не будут ориентироваться на нормы и ценности учебной группы, займут отстраненную или конфликтную позицию.

     Таким образом, конформность - важный механизм поддержания внутренней однородности и целостности группы. Значение этого механизма объясняется тем, что он служит поддержанию группового постоянства в уровнях изменения и развития группы. Анализируя процесс развития группы, мы остановимся на особенностях развития межличностных внутригрупповых отношений, механизмах сплочения и этапах группового развития.

     Привлекательность членов группы. Основой межличностных отношений в группе является, прежде всего, эмоциональная межличностная привлекательность членов группы. Характер общения и успешность совместной деятельности во многом определяются уровнем привлекательности партнеров. В целом, чем выше взаимопривлекательность партнеров, тем больше они удовлетворены внутригрупповыми межличностными отношениями. Вместе с тем сфера человеческих взаимоотношений значительно шире сферы эмоциональной привлекательности людей. Было бы неправильным думать, что вне взаимного притяжения невозможно ни нормальное общение, ни успешная деятельность людей. Связано это с тем, что удовлетворенность внутригрупповыми отношениями может быть высокой и при успешной совместной деятельности, даже если при этом не формируются близкие эмоциональные отношения.

Информация о работе Психология коллективов