Психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 20:35, реферат

Описание работы

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
Во все времена человечество интересовали вопросы о том, что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?

Работа содержит 1 файл

РЕФ псих.как наука.docx

— 28.44 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

Крымский  Экономический Институт

Киевского Национального Экономического Университета

 имени  Вадима Гетмана

 

Кафедра «Психологии  и Педагогики»

 

РЕФЕРАТ

На тему: «Психология  как наука»

 

 

 

Выполнила:

студентка группы МР-11-12

Баусова А.В.

Проверила:

Угольникова В.П.

 

 

 

 

 

 

 

Симферополь 2012

Введение 

Психология как наука  обладает особыми качествами, которые  отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система  жизненных явлений, психология знакома  каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Во все времена человечество интересовали вопросы о том, что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?

  • Во-первых, это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А. Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем — это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.
  • Во-вторых, в психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.
  • В-третьих, в психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному.

 

Трудности становления и  развития психологии определяются, наконец, тем фактом, что это очень молодая наука. Несмотря на то, что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила немногим более ста лет назад — в 1879 г., когда немецкий психолог В. Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

 

Психология

Само слово «психология» впервые появилось в XVI в. в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих  слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука о душе. Это определение не соответствует современным взглядам на психологическую науку. В названии отражены представления о психологии, характерные для периода ее зарождения и первоначального развития в рамках философии. Согласно философскому пониманию того времени предметом психологии выступала именно душа — главное, сущностное начало объектов живой природы, причина жизни, дыхания, познания и т.д.

Психология возникла на пересечении  двух больших областей знаний —  философии и естественных наук, и  до сих пор не определено, считать  ее естественной наукой или гуманитарной. Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни: психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; слово «психология» употребляется в нескольких значениях — под ним понимают как научное, так и ненаучное знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.

У каждого человека есть запас житейских психологических  знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему. Быть хорошим житейским психологом — одно из важных требований, предъявляемых  к специалистам в тех профессиях, которые предполагают постоянное общение  с людьми, таких как педагог, врач, менеджер, продавец и т.д. Ярчайшими  образцами житейской психологии являются те произведения литературы и искусства, где представлен  глубокий психологический анализ жизненных  ситуаций и мотивов поведения  героев. Содержание житейской психологии находит свое воплощение в обрядах, традициях, пословицах, поговорках, притчах, ритуалах, закрепляющих в себе многовековую народную мудрость.

 

Вместе с тем мы не можем  отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология:

  • во-первых, опирается на житейский психологический опыт;
  • во-вторых, извлекает из него свои задачи;
  • в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

 

Взаимосвязь между научным  и житейским психологическими знаниями не прямолинейна. Не все профессиональные психологи хорошие житейские  психологи. И то, что вы познакомитесь  с основами научной психологии, еще  не значит, что вы сразу станете  знатоками человеческих душ. Однако постоянный анализ возникающих жизненных  ситуаций с привлечением знаний, которые  вы получите, изучая психологию, поможет вам лучше понимать других людей, окружающий мир и, в конечном счете, себя самих.

Понятия и концепции научной  психологии влияют на житейские представления  людей о психической жизни. В  разговорный язык проникают научные  психологические понятия, и люди начинают активно использовать их для  описания своих состояний или  особенностей личности. Результатом  возросшего интереса к научной психологии в обществе стало активное развитие популярной психологии, которая предоставляет  фундаментальные научные знания широкой аудитории, делая их более  простыми и понятными. Позитивная роль популярной психологии состоит в  формировании общей психологической  культуры общества и привлечении  интереса к психологии как научной  дисциплине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Место психологии в системе наук

Существует много разных классификаций наук, в большинстве  из них психология занимает промежуточную  позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные методы для проверки гипотез. Многие методы статистических расчётов, которые на данный момент считаются общепринятыми, первоначально были разработаны психологами. С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам — работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях, помимо гуманитарных и естественных наук, выделяются также общественные (социология, политология); заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.

 

Психология активно взаимодействует  с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это  взаимодействие проявляется, прежде всего, в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями  научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с  позиции предмета психологии. Например:

 

  • связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности
  • связь психологии с психиатрией выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, клиническая психология, психосоматика, психология аномального развития
  • связь с нейробиологией, анатомией и физиологией ЦНС обнаруживается, реализуется через нейропсихологию, психофизиологию
  • связь с генетикой выражается в создании психогенетики;
  • с дефектологией — в существовании специальной психологии
  • лингвистика, взаимодействуя с психологией, рождает психолингвистику
  • с юриспруденцией связь отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.

 


Информация о работе Психология как наука