Психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:55, контрольная работа

Описание работы

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии.
Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.

Содержание

Введение ………. 3
1. Психология как наука ………. 4
2. Предмет психологии ………. 7
3. Методы исследования в психологии………. 16
4. Место психологии в системе наук ………. 23
Заключение ………. 24
Список использованной литературы ………. 25

Работа содержит 1 файл

42848.rtf

— 981.27 Кб (Скачать)
ign:justify">Все пространство сознания можно условно представить в виде трех составных частей: пространство бессознательного (подсознание, душа), собственно сознание, где происходят процессы осознания, и сверхсознание -- пространство, где «душа одухотворенная» (Ф.М. Достоевский). Психология также может быть разделена на психологию бессознательного, психологию осознания, психологию духа. Наш курс, связывающий психологию с педагогикой, будет посвящен в большей степени изучению процессов осознания, которые изменяют внутренний образ и потому могут быть названы образовательными процессами.

В отношениях с окружающим миром человек выступает как субъект собственных действий, взаимодействий. Его субъектность в осознании взаимодействий с миром можно описать по цепочке:

- осознание состояния своего сознания (внутреннего);

- осознание окружающего мира (внешнего);

- осознание контакта с окружающим миром (взаимодействие внутреннего и внешнего);

- осознание влияния взаимодействия на состояние сознания (внутреннего).

В этих отношениях присутствуют сложные связи субъективного и объективного, идеального и реального, внутреннего и внешнего, духовного и материального, сознания и бытия.

Психология изучает сознание как причину и следствие взаимодействия субъекта с окружающим миром, внутренние и внешние влияния на состояние сознания. Его живое состояние предполагает постоянное изменение и, стало быть, процессы роста, в которых рождается и преобразуется некоторая информация; будучи усвоенной, она становится внутренним знанием, содержанием.'

В процессе переработки информации об окружающем мире и о себе в нем появляется новый продукт, новое знание, новое содержание. Удовлетворенность рожденным, радость и гордость от заглядывания в себя (инсайд), вера в истинность порождают состояние творца, божественного, укрепляют дух. Это творческое состояние соединения чувства и мышления. Указанные процессы чаще носят непроизвольный характер.

Вместе с тем имеют место не только естественные, но и искусственные, волевые процессы. Воля как психический механизм характеризует процессы, которые называют произвольными: произвольное внимание, т.е. сопровождаемое установкой «обратить внимание», произвольное восприятие -- «воспринять», произвольная память -- «запомнить». Эти психические процессы происходят под контролем, под управлением, в них отслеживается результат. Такого типа процессы отличаются включенностью в деятельность. Психика в деятельности характеризуется не только состоянием, но и процессами, главный среди которых -- осознание, включающее в себя осознание мотивов («для чего?»), содержания («что?») и способов деятельности («как?»). Этот процесс может носить импульсивный, неорганизованный характер, когда во время деятельности возникает тот или иной из перечисленных вопросов, в разные моменты, в разной последовательности. А может быть четко организован циклом осознания действий «до» и «после» их свершения, последовательными ответами на вопросы: «для чего?», «что?», «как?».

Человечество, вступившее в новое тысячелетие, накопило огромный объем информации. Ее систематизация отразилась в отраслях научных знаний об окружающем мире. А что человек знает о себе? Эти знания сфокусированы в системе психологической науки, которая в XX в. получила статус самостоятельной отрасли научного знания, встала на путь систематизации имеющихся знаний о человеческой душе, сознании, об отношениях человека с окружающим миром. Предмет психологии, т.е. то, что является для психологии сферой исследования, стремительно расширяется.

* Семантика слова «психология» определяет ее предмет как учение о душе («псих» -- душа, «логос» --  учение).

* Затем психология расширила свой предмет и изучает сознание, семантический смысл которого -- сопряженный непрерывный переход информации в знание (сознание).

* На следующем этапе психология опять расширила свой предмет и, разомкнув круг сознания, поставила вопрос о психических процессах и явлениях, обусловленных взаимовлиянием внутреннего и внешнего.

* Дальнейшее расширение предмета исследования произошло в процессе рассмотрения психологии коллективного субъекта (семьи, группы, коллектива, общества) и деятельности. Расширение предмета психологии по изучению понятия «деятельность» было новым этапом, в котором немалые заслуги принадлежат советской психологии. Сегодня можно сказать, что психология изучает не только замкнутую систему сознания, его структуру и функции, но и его отношения с миром внешним, предметным, объективным. Методы исследования внешнего мира, направленные на изучение мира внутреннего, стали методами психологических исследований. Накопление знаний о душе, которое происходило в процессе осознания человеком самого себя, послужило первым этапом зарождения психологической науки как части философского знания. Осознав априорный характер категории «душа», заданный природой, наука породила категорию «сознание», имеющее в силу своей сложности разнообразное трактование: в семантическом смысле -- это накопление знаний (сознание: знание + знание +...), их субъективное соединение во внутреннем мире; в философском смысле согласно теории отражения «сознание -- высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира»; в технологическом смысле сознание -- формирование субъективной модели объективного мира; в гносеологическом -- сознание определяет отношение к миру, оно содержит компоненты: природный -- генетическую информацию; социальный -- информацию, впитанную в социальном общении; духовный -- информацию, произведенную собственным разумом -- понимание, озарение.

Второй этап становления психологической науки -- накопление информации о человеческом сознании. Многочисленные усилия сделать сознание прозрачным, простым для понимания оказались неадекватными результату. Сфера сознания продолжала оставаться загадочной, «вещью в себе» и породила психологическое направление -- бихевиоризм, который от безысходности попыток проникнуть в суть сознания, поставить эксперимент, провести измерения, т.е. организовать научные исследования известными методами, объявил предметом психологии -- поведение как внешнее проявление сознания, как совокупность действий. Такой подход позволял ставить эксперименты, проводить наблюдения, т.е. опираться на факты проявления особенностей сознания. Изучение поведения преодолело узость предмета психологии, расширило его границы, обеспечило возможность соединения внутреннего и внешнего, изучения отношений субъективного и объективного. Однако достоинство, нарушив меру, превратилось в недостаток. Излишняя материализация объяснения духовных процессов породила несоответствие, проблему, конфликт. Бихевиоризм подвергся критике за чрезмерный механицизм в объяснении поведения и снова встал вопрос о предмете психологии. И здесь опять оказалась востребованной философская парадигма отношений бытия и сознания. Единство сущности и явления, выражающееся в отношениях идеального и реального, отразилось в понимании осознанности действия.

* Функция осознания целей проявляется в реальной деятельности как самоопределение, основанное на соответствии внутреннего и внешнего, потребностей и условий. Эти процессы получили название мотивации (активизации внутренних потребностей), адаптации (приспособления к внешним условиям).

* Функция осознания критериев деятельности, их выбора в собственном внутреннем содержании и соотнесения с внешними нормами, правилами деятельности -- также предполагает философское понимание отношений сознания и бытия как отношений теории и практики в их современном состоянии.

* Функция осознанности способов деятельности проявляется в осознании метода, соотнесенного с осознанием собственных способностей.

Таким образом, связь внутреннего и внешнего состоит из «прямой» и «обратной». Первичное осознание -- проектирование действия, вторичное осознание -- рефлексия, осознание после совершения действия. Взаимопроникновение этих процессов предполагает осознание собственного сознания, что философия называет самосознанием. Если говорить о современном состоянии предмета психологии, то вероятно -- это самосознание. Самосознание предполагает осознание природной компоненты («оставаться самим собой»), осознание себя как личности («иметь свое лицо»), осознание собственного духа (уметь поддерживать «стержень сознания -- дух», силу духа).

3.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

          Методы научных исследований -- это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это -- методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.

Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера -- Вебера, Вебера -- Фехнера, Сти-венса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений.

Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.

Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.

Наряду с математизацией и технтизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается, психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.

Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов.

В табл. 1 представлены методы, которые используются в современной психологии для сбора так называемых первичных данных, т. е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке.

 

Таблица 1

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных

 

Основной метод

Вариант основного метода

 Наблюдение

 

 

 

 

 

 Внешнее (наблюдение со стороны)

 Внутреннее (самонаблюдение)

 Свободное

 Стандартизированное

 Включенное

 Стороннее

 Опрос

 

 

 

 Устный

 Письменный

 Свободный

 Стандартизированный

 Тесты

 

 Тест-опросник

 Тест-задание

 Проективный тест

 Эксперимент  

 Естественный

 

 Моделирование

 Лабораторный

 Математическое

 Логическое

 Техническое

 Кибернетическое


 

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его  сознании. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Информация о работе Психология как наука