Психология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 11:04, контрольная работа

Описание работы

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку.

Содержание

1. ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ. МЕСТО
ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7

Работа содержит 1 файл

Вариант 1.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ 

1. ПРЕДМЕТ,  ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ. МЕСТО 

ПСИХОЛОГИИ  В СИСТЕМЕ НАУК       3

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ     7 

 

1. ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ  И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.

МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ  НАУК 

     Психология  как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

     Предметом изучения психологии является психика  человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. Это познавательные процессы: ощущение и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь. Явления, регулирующие общение с людьми, непосредственно управляющие действиями и поступками, называют психическими свойствами и состояниями личности, в их число включают потребности, мотивы, цели, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

     Психология  – наука о психике – изучает, каким образом внешнее воздействие, т. е. отражаемое, переходит во внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей деятельности, она изучает общие закономерности взаимодействия человека со средой.

     Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

     Наблюдение - древнейший метод познания. Его  примитивной формой - житейскими наблюдениями - пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и особый вид - включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). Наблюдение входит составной частью и в два других метода - беседу и эксперимент.

     Беседа  как психологический метод предусматривает  прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: непринужденная беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты. Интервью — вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

     Существует  ряд требований к беседе как методу. Первое - непринужденность. Нельзя превращать беседу в опрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

     В рамках медицинской психологии может  применяться такой вид беседы, как сбор анамнеза. Анамнез (от лат. «по памяти») - сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или - при объективном анамнезе - от хорошо знающих его лиц.

     Одна  из разновидностей наблюдения - самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Однако главным методом психологического исследования является эксперимент - активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.

     Естественный  эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, причем люди не подозревают, чти над ними привидится эксперимельные результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой фотокамерой). Естественные эксперименты позволяют выявлять более достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и скрытность от испытуемых. В настоящее время проблема этичности проведения психологических экспериментов широко обсуждается, так, использование скрытой аппаратуры (фотокамер, видеокамер, диктофонов) считается неэтичным и недопустимым, поскольку записывающая техника может быть использована только с согласия испытуемого. Широту исследования это, конечно, ограничивает, зато снижается риск нанесения душевной травмы испытуемым.

     Структуру большинства современных наук можно  представить себе в виде дерева. Ствол составляют знания, раскрывающие основные понятия этой науки и выявляемые ею закономерности, а множество ответвлений - отдельные ее разделы, применительно к отдельным вопросам, отдельным областям деятельности и т.п.

     Дерево  современной психологии очень разветвлено. Стволом ее является общая психология. Этот раздел психологии изучает и описывает наиболее общие психологические закономерности, основные понятия психологии, обосновывает и определяет ее методический аппарат. 06щая психология – фундамент всех ее отраслей. Сегодня этих отраслей очень много. Укажем лишь некоторые.

     Психология, как и все другие науки, делится  на два больших раздела. Одни психологи занимаются теоретическими исследованиями, другие - применением результатов этих исследований на практике. Соответственно выделяются теоретическая и практическая психология. Задачей первой, о которой мы и говорили до сих пор, является выявление закономерностей, психологических механизмов, разработка теории. Задача практической психологии - использование полученных знаний в различных сферах жизни.

     Психологические знания касаются каждого человека. Они могут быть использованы в профессиональной деятельности и личной жизни, в отношениях с другими людьми. Однако настоящее их применение требует участия специалиста-психолога, обладающего не только знаниями, но и умением практически использовать их. 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: Высшая школа, 2007.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001.
  3. Дружинина В.Н. Психология. Учебник для технических вузов. – СПб.: Питер, 2008.
  4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

2. СИСТЕМА  ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ   9

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ     13 
 

 

2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

      Система образования в РФ представляет собой  совокупность взаимодействующих:

  • преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов (ГОС) различного уровня и направленности;
  • сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  • органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

      ГОСы  разрабатываются и уточняются не реже одного раза в 10 лет (ст 7 закона «Об  образовании»), а ГОСы ВПО фактически 1 раз в 5-6 лет.

      На  основании ГОСов, в которых приводится обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы, разрабатываются соответствующие образовательные программы. ГОСы являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

      Содержание  образования определенных уровней и направленности (например: биология, химия, физика и т.п. для системы высшего образования) определяют образовательные программы (ОП), которые подразделяются на: общеобразовательные (основные и дополнительные) профессиональные (основные и дополнительные)

      Общеобразовательные  программы  направлены на решение  задач формирования общей культуры  личности, адаптации  личности  к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

      К общеобразовательным относятся  программы:

  • дошкольного образования;
  • начального  общего образования;
  • основного общего образования;
  • среднего (полного) общего образования.

      Профессиональные  образовательные программы направлены  на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

      К профессиональным относятся программы:

  • начального профессионального образования;
  • среднего профессионального образования;
  • высшего профессионального образования;
  • послевузовского профессионального образования.

      С  учетом  потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования,  самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

      Типы  образовательных учреждений:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
  • учреждения начального  профессионального, среднего  профессионального, высшего профессионального и послевузовского образования;
  • учреждения дополнительного образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный  процесс.

      Остановимся на понятии ступени образования. В ст. 14 п.2 закона «Об образовании» говорится: «Содержание образования должно обеспечивать … формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира».

      В ст. 16 п.1 того же закона выделяются ступени  образования:

  • начального общего,
  • основного общего,
  • среднего (полного) общего,
  • начального профессионального образования, на которые осуществляется прием всех граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

      Таким образом, из этих статей закона можно понять, что «ступени» и «уровни» образования здесь используются как синонимы.

      В п.5. ст.27 закона «Об образовании» говорится: «В РФ устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы)

  • основное общее образование
  • среднее (полное) общее образование
  • начальное профессиональное образование
  • среднее профессиональное образование
  • высшее профессиональное образование
  • послевузовское профессиональное образование»

      В этой статье уже не упоминается начальное  общее образование (как в ст. 16). По-видимому, разработчики закона его  рассматривают как ступень (уровень) образования, но ни как образовательный ценз.

      Таким образом, если еще раз прочитать  преамбулу к закону «Об образовании», п.5 статьи 27, и п.2 статьи 14 то можно сделать вывод, что образовательный уровень, ступень образования и, в какой то степени, образовательный ценз – синонимы.

     Функции управления образованием выполняют  различные государственные и муниципальные органы. Законодательство Российской Федерации относит к государственным органам управления образованием:

  • Правительство РФ;
  • федеральные (центральные) органы управления образованием;
  • федеральные ведомственные органы управления образованием;
  • государственные органы управления субъектов РФ.

Информация о работе Психология как наука