Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 22:15, реферат
Управление считается одновременно древнейшим искусством и новейшей наукой. Как наука, управление представляет собой постоянно накапливающуюся совокупность знаний и методов их получения. Психология управления находится в постоянном поиске новых данных о природе воздействия человека на другого человека, группу или общество в целом с целью понять и объяснить механизмы этого воздействия и способы его совершенствования.
Постоянно находясь в обществе, среди коллег, родных, друзей и детей, нам необходимо умело идти на компромиссы и при этом отстаивать свою точку зрения или свои интересы. Как это сделать, чтобы оставаться в хороших отношениях, при этом получать все необходимое для себя?
1. Психология управления – самостоятельная научная дисциплина
2. Управление – это навык
3. Технология, способы, методы и средства управления сознанием
человека
Вывод
Список используемых источников
Тема: «Психология как наука управления людьми»
Вступление
1. Психология управления – самостоятельная научная дисциплина
2. Управление – это навык
3. Технология, способы, методы и средства управления сознанием
человека
Вывод
Список используемых источников
Вступление
Управление считается одновременно древнейшим искусством и новейшей наукой. Как наука, управление представляет собой постоянно накапливающуюся совокупность знаний и методов их получения. Психология управления находится в постоянном поиске новых данных о природе воздействия человека на другого человека, группу или общество в целом с целью понять и объяснить механизмы этого воздействия и способы его совершенствования.
Постоянно находясь в обществе, среди коллег, родных, друзей и детей, нам необходимо умело идти на компромиссы и при этом отстаивать свою точку зрения или свои интересы. Как это сделать, чтобы оставаться в хороших отношениях, при этом получать все необходимое для себя?
Психология управления – самостоятельная научная дисциплина
Психология управления — это часть комплексной науки управления. Среди психологических дисциплин психология управления является самостоятельным разделом психологии. Общеизвестны ее связи с общей психологией, социальной психологией, инженерной психологией, эргономикой, экономической психологией, а также с другими науками, например философией, социологией организаций. Психологию управления называют междисциплинарной отраслью науки. Она пересекается с различными областями психологии. Так, например, общая психология, так же как и психология управления, изучает мотивацию, личность, волю, эмоции и чувства, стрессы и т. п. Но в отличие от общей психологии, в которой основной проблемой является проблема личности, в психологии управления она рассматривается в прикладном аспекте: как субъект и объект управления. Важнейшей проблемой общей психологии является также проблема мотивации. В психологии управления она занимает важное место, так как мотивация считается одной из самых сложных функций управления.
Известна взаимосвязь психологии управления и социальной психологии. Объектом исследования психологии управления является не только отдельно взятая личность, но и малые группы, которые являются одним из сложнейших феноменов социальной психологии. Они изучаются не только социальной психологией, но и социологией.
Психология управления существует и развивается на стыке двух наук: психологии и управления. Психология управления, как часть науки управления, имеет непосредственное отношение к изучению разработки повышения качества жизнедеятельности организации. Она изучает психику человека, даёт психическую характеристику его управленческой деятельности и анализирует качества необходимые для её успешного осуществления. Основная ее задача— анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.
Управление – это навык
Психология управления имеет свой, только ей присущий предмет исследований — она изучает закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, определяет методологические основы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов. Описание психологических явлений и приведение их в систему, раскрытие закономерностей и определение причинных связей между ними для разработки практических выводов и рекомендаций — вот основная задача психологии управления как науки. Кроме того, психология как наука анализирует психологические условия и особенности управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.
Процесс управления реализуется посредством деятельности руководителей, в которой, как известно, основными являются следующие направления: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы организации, формирование программы деятельности подчиненных, оптимизация деятельности самого руководителя.
Психология управления изучает и особенности личности руководителя: его управленческие потребности и способности, индивидуальную управленческую концепцию, включающую миссию и видение, управленческие замыслы, а также внутренне принятые им принципы и правила управления. Также психология управления изучает способы взаимодействия руководителей в иерархически выстроенной управленческой подсистеме, их срабатываемости, определяющей успешность функционирования системы в целом.
Однако управление далеко не всегда может опираться на дедуктивные и экспериментальные методы познания, так как изучаемые явления нельзя изолировать от влияния огромного множества факторов. Управление располагает еще одним особым инструментом — интуицией. Конечно, интуиция основана на эмпирическом и теоретическом знании изучаемого явления, но внезапность срабатывания механизма интуиции, неосознанность мыслительных процессов, приведших в верному решению, свидетельствуют о тесной связи науки с ее точными методами и искусства с его озарением и вдохновением. Хороший руководитель обладает управленческим чутьем, которое подсказывает ему верное решение в тех условиях, когда очень сложно рационально определить правильное поведение или принятие правильного решения.
Управление другими – вещь довольно рисковая. Само понимание процесса меняется в зависимости от того, кому в руки попадает знание. Сегодня можно увидеть массу литературы, видео и аудиоматериалов, которые в большинстве случаев по-настоящему действенны в вопросах управления людьми. Но заучивание правил поведения и выполнение определенных схем манипуляций часто ни к чему хорошему не приводит.
Раз и навсегда для себя нужно запомнить: управление людьми не должно причинять вреда. Никогда и никому. Манипуляции допускаются в том случае, когда ребенок наедается конфетами до обеда, когда друг совершает откровенно пагубный для него поступок, когда коллеги между собой ссорятся и это вредит общему бизнесу. Всегда чувствуйте, когда можно, а когда нельзя управлять другим. Законы управления хоть и открыты для всех, но наносят больше вреда, чем пользы.
Если вы манипулируете другим, не обращая внимания на чужие потребности, вы в буквальном смысле совершаете преступление. И если даже вы умудряетесь выйти сухим из воды, на духовном уровне такое не прощается и бумерангом отправится в вашу жизнь через какое-то время. Не шутите с таким.
Управлению поддаются слабые люди. Но не стоит думать, что слабыми являются бедные, несчастные и больные. Слабым может быть директор фирмы, уличный бандит, боец на ринге. У каждого из нас есть свои ниточки управления и слабый как раз тот, у кого таких ниточек много.
К примеру, откровенная лесть начальнику о его непревзойденных лидерских качествах. Резкое переключение с одной темы на другую для гиперактивного или сверхэмоционального человека. Резкий тон в отношении человека, который постоянно себя жалеет. Найдите в человеке то, что свойственно только ему, и используйте это, чтобы корректировать его поведение или настроение. Еще раз напоминаю, что нужно чувствовать ту тонкую грань, чтобы не переходить на «темную сторону».
Еще один пример: давайте представим такую ситуацию. Вы, будучи дисциплинированным, ответственным и пунктуальным человеком, по чистой случайности, опоздали на работу (к примеру – застряли в лифте или попали в «пробку»). Начальник, естественно, невероятно зол. Он начинает читать вам нотации, повышает на вас голос и все такое прочие (не подумайте только, что все начальники такие. Этот образ придуман специально для конкретной ситуации). Вы, конечно же, очень огорчаетесь и, от отчаяния, вините себя в том, в чем, по сути, совершенно не виноваты: не вы создали дорожную «пробку», не вы сломали лифт. Просто так сложились обстоятельства.
Что делать в такой ситуации: продолжать себя несправедливо винить во всем или научиться делать так, чтобы любая ситуация, которая с вами приключится, могла «сыграть» в вашу пользу? Второй вариант – наиболее адекватен.
Управление – это такой же навык, как например обыкновенная ходьба: нужно только к нему привыкнуть и освоить его «азы» таким образом, чтобы уметь потом применять на практике.
В отношении себя, если вы чувствуете, что вами начинают управлять, то это только отличная возможность, чтобы «посрезать» те самые ниточки управления, избавиться от своих слабых сторон. Может быть, вы слишком любите, когда вас расхваливают или когда с вами сюсюкаются. Используйте такие моменты из жизни, чтобы становиться совершенным.
Самые страшные и серьезные манипуляции совершаются на уровне государства, когда мы бездумно подчиняемся системе, снимая с себя какую-либо ответственность за свое здоровье, счастье и финансовое благополучие.
Технология, способы, методы и средства управления сознанием человека.
Манипулирование – это лесенка с препятствиями, пройдя которую, вы получите ключ от управленческих навыков.
Вот и ступеньки лесенки:
Первая ступенька. Сбор информации об определенном адресате.
Вторая ступенька. Поиск приманок и мишеней. Мишень – это «слабые» человеческие места, на которые удобно «давить», чтобы облегчить процесс манипулирования объектов. Приманка-то, что может обратить на себя внимание объекта, на который направлено манипулирование.
Третья ступенька. Аттракция – это то, что привлекает и завоевывает расположение к себе.
Четвертая ступенька. Процесс побуждения к действию. С этим и так все понятно.
Выигрышная позиция человека, который выступал инициатором воздействия.
Что еще нужно для процесса манипулирования? Еще одно «оружие» – потребности человека. Выделяют следующие основные потребности:
Потребность в уважении и признательности.
Потребность в принадлежности (желание кому-то быть нужным, кому-то принадлежать).
Потребность физиологическая (еда, питье, секс и прочие).
Потребность в чувстве безопасности (сюда же входит и уверенность в собственном будущем).
Потребность в самореализации. Очень хочется себя как- то реализовать, «показать» свои способности и умения. Важно, чтобы их оценили по достоинству.
Можно привести следующий пример. Вы создаете свой сайт и хотите, чтобы его «увидели» и заметили. Достаточно написать, большими буквами, на главной страничке сайта слово «Халява» и посетители будут блуждать по нему просто «в бесконечном количестве. Почему? Потому что всех людей очень притягивает то, что может достаться просто так: не за финансы и без каких-то определенных усилий.
Как правильно сформировать мишень? Вспомните известную и избитую (но не забытую) фразу: «Запретный плод – сладок». В этом случае мишенью будет служить именно то самое «запретное».
Еще можно формировать мишень с помощью «ненастоящего преувеличения» ценности. Пример отлично представлен в замечательной книжке «Приключения Тома Сойера». Труженик Том стоит и красит забор. Мальчики подбегают к нему практически каждую минуту и смеются над тем, как Сойер «украшает» забор. В итоге – остаются красить забор вместо Тома Сойера. Дело в том, что Сойер сумел показать всю ценность своей работы и, тем самым, привлек всех к работе.
Можно использовать силу: «Я стараюсь не для одного себя, но и для всех остальных». Сила – это и есть та когорта людей, для которых человек – манипулятор «истрачивает» все свои старания.
И конечно же обещание. Люди, как правило, верят (потому что хотят верить) практически в любое обещание. Возьмем, к примеру, рекламный ролик зубной пасты. Мы видим, сколько «обещаний» вложено в данную рекламу: обещание того, что зубы будут белее снега, что будут здоровыми и крепкими, что, покупая эту пасту, можно надолго забыть о посещении стоматологических кабинетов… На самом деле – это фикция. Во – первых, всем нам хорошо известно, что, с помощью пасты, идеальной белизны зубов, добиться невозможно (какой бы эта паста не была. (Тут дело даже не в том, дорогостоящая она или нет). Во – вторых, посещать врача – стоматолога является обязательным для всех людей, как минимум раз в полгода. Для курильщиков и кофеманов – чаще). В – третьих, от того, что с зубами может что-то случится (например, может отколоться кусок зуба), никто не застрахован. И паста никак не может гарантировать того, что такого не случится. Но, тем не менее, обратите внимание, на сколько сильно воздействие обещанием. Люди верят в то, во что им хочется верить. Они создают иллюзию того, что все сказанное, что им понравилось, никак не может оказаться неправдой. Возможно, часто люди и не совсем верят в то, что им говорят, но их может «подкупить» перспектива чего-то хорошего, хоть и сомнительного.
Человек очень легко поддается манипулированию, находясь в состоянии стресса или глубокой депрессии. В такие минуты, человеку абсолютно все – равно, во что верить. Им просто важно верить, «цепляясь» хоть за какую-то ниточку надежды. Вспомните, к примеру, цыганок, которые «пристают» к каждому прохожему насчет гадания, если видят, что человек находится, мягко говоря, не в очень хорошем расположении духа. Пример, конечно, навевает неприятные воспоминания, но зато дает яркое представление того, как коварна и губительна человеческая депрессия.
Психологическое заражение. Его смысл в том, что состояние одного человека передается окружающим. Когда вы пообщаетесь с собеседником, у которого плохое настроение, то замечаете, что оно испортилось и у вас. Оптимист заражает нас бодростью, энергией. Именно поэтому любят весельчаков. На дружескую улыбку мы невольно отвечаем улыбкой. Чем больше аудитория, тем легче происходит психологическое заражение. Например, Гитлер предпочитал бесноваться в огромных залах, ибо возбудить толпу легче, чем одного слушателя. Также и развеселить зал проще: достаточно одному (наиболее смешливому) засмеяться, как это состояние стремительно завоевывает всех. Последний феномен используется в передачах-смешилках: после очередной шутки, остроты за кадром раздается дружный хохот, облегчающий нам вхождение в веселое расположение духа.