Автор: Анастасия Патракова, 13 Сентября 2010 в 23:09, контрольная работа
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей
Введение
1.психология как наука
2.предмет психологии
3.связь психологии с другими науками
4.методы исследования в психологии
5. Место психологии в системе наук
Заключение
Список использованной литературы
3.
Особенность индивида состоит
в том, что рождается он с
предрасположенностью к
Н.А. Бердяева, «в свободе, творчестве, любви». Вопросу духа и духовности посвящено огромное количество размышлений в культуре восточной и западной, и соединяющей их культуре российской. Все сходятся, например, в том, что дух поднимает над обыденным, над бытием, событиями, именно он выделяет человека из природы, позволяет «не оскотиниться».
Все
пространство сознания можно условно
представить в виде трех составных
частей: пространство бессознательного
(подсознание, душа), собственно сознание,
где происходят процессы осознания,
и сверхсознание —
В
отношениях с окружающим миром человек
выступает как субъект
-
осознание состояния своего
- осознание окружающего мира (внешнего);
-
осознание контакта с
-
осознание влияния
В
этих отношениях присутствуют сложные
связи субъективного и
Психология
изучает сознание как причину
и следствие взаимодействия субъекта
с окружающим миром, внутренние и
внешние влияния на состояние
сознания. Его живое состояние
предполагает постоянное изменение
и, стало быть, процессы роста, в которых
рождается и преобразуется
В процессе переработки информации об окружающем мире и о себе в нем появляется новый продукт, новое знание, новое содержание. Удовлетворенность рожденным, радость и гордость от заглядывания в себя (инсайд), вера в истинность порождают состояние творца, божественного, укрепляют дух. Это творческое состояние соединения чувства и мышления. Указанные процессы чаще носят непроизвольный характер.
Вместе
с тем имеют место не только
естественные, но и искусственные, волевые
процессы. Воля как психический механизм
характеризует процессы, которые
называют произвольными: произвольное
внимание, т.е. сопровождаемое установкой
«обратить внимание», произвольное
восприятие — «воспринять», произвольная
память — «запомнить». Эти психические
процессы происходят под контролем,
под управлением, в них отслеживается
результат. Такого типа процессы отличаются
включенностью в деятельность. Психика
в деятельности характеризуется
не только состоянием, но и процессами,
главный среди которых —
Человечество, вступившее в новое тысячелетие, накопило огромный объем информации. Ее систематизация отразилась в отраслях научных знаний об окружающем мире. А что человек знает о себе? Эти знания сфокусированы в системе психологической науки, которая в XX в. получила статус самостоятельной отрасли научного знания, встала на путь систематизации имеющихся знаний о человеческой душе, сознании, об отношениях человека с окружающим миром. Предмет психологии, т.е. то, что является для психологии сферой исследования, стремительно расширяется.
• Семантика слова «психология» определяет ее предмет как учение о душе («псих» — душа, «логос» — учение).
• Затем психология расширила свой предмет и изучает сознание, семантический смысл которого — сопряженный непрерывный переход информации в знание (сознание).
•
На следующем этапе психология опять
расширила свой предмет и, разомкнув
круг сознания, поставила вопрос о
психических процессах и
• Дальнейшее расширение предмета исследования произошло в процессе рассмотрения психологии коллективного субъекта (семьи, группы, коллектива, общества) и деятельности. Расширение предмета психологии по изучению понятия «деятельность» было новым этапом, в котором немалые заслуги принадлежат советской психологии. Сегодня можно сказать, что психология изучает не только замкнутую систему сознания, его структуру и функции, но и его отношения с миром внешним, предметным, объективным. Методы исследования внешнего мира, направленные на изучение мира внутреннего, стали методами психологических исследований. Накопление знаний о душе, которое происходило в процессе осознания человеком самого себя, послужило первым этапом зарождения психологической науки как части философского знания. Осознав априорный характер категории «душа», заданный природой, наука породила категорию «сознание», имеющее в силу своей сложности разнообразное трактование: в семантическом смысле — это накопление знаний (сознание: знание + знание +...), их субъективное соединение во внутреннем мире; в философском смысле согласно теории отражения «сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира»; в технологическом смысле сознание — формирование субъективной модели объективного мира; в гносеологическом — сознание определяет отношение к миру, оно содержит компоненты: природный — генетическую информацию; социальный — информацию, впитанную в социальном общении; духовный — информацию, произведенную собственным разумом — понимание, озарение.
Второй
этап становления психологической
науки — накопление информации о
человеческом сознании. Многочисленные
усилия сделать сознание прозрачным,
простым для понимания
•
Функция осознания целей
• Функция осознания критериев деятельности, их выбора в собственном внутреннем содержании и соотнесения с внешними нормами, правилами деятельности — также предполагает философское понимание отношений сознания и бытия как отношений теории и практики в их современном состоянии.
•
Функция осознанности способов деятельности
проявляется в осознании
Таким
образом, связь внутреннего и
внешнего состоит из «прямой» и «обратной».
Первичное осознание —
3.СВЯЗЬ
ПСИХОЛОГИИ СДРУГИМИ
НАУКАМИ
Если следовать строгой логике, то связь психологии с другими науками следует рассматривать по разным основаниям. Физиология, социология, философия составляют основу психологии. Интеграция природного, социального и духовного компонентов сознания образует его целостность. Однако их следует различать.
Физиология,
изучая механизмы функционирования
организма, позволяет психологам понять
сложнейшие формы психической
Многие
явления психической
Связь психологии с философией, как говорилось ранее, самая непосредственная. Еще со времен Платона рассматривалась связь между душой (иррациональное) и духом (рациональное). Ограничение предмета современной психологии изучением души неправомерно, и его расширение включает понятие духа как силы самоопределения, как активной целеустремленности, реализующей разумные потребности. В отношениях с людьми дух проявляется как духовность, как чувство долга, совесть, желание делать добро; в отношениях с природой — как стремление творить красоту, созидать, препятствовать разрушению в духовном и материальном, стремиться к гармонии.
Категория
сознания — междисциплинарное понятие.
Огромное количество учебных дисциплин,
отраслей научного знания считают ее
своим предметом изучения, исследования.
Философия и религия, наука и
искусство, мораль и право многие
века пытаются понять, объяснить сущность
и явление человеческого