Психология как наука. Место психологии в системе наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:21, контрольная работа

Описание работы

Психология – (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.
Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Психология как наука……………………………………………………3
2.Предмет психологии……………………………………………………..6
3.Связь психологии с другими науками…………………………………15
4.Методы исследования в психологии…………………………………..19
5.Место психологии в системе наук……………………………………..26
Заключение………………………………………………………………..28
Список использованных источников……………………………………28

Работа содержит 1 файл

психология как наука.docx

— 53.85 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение  высшего профессионального  образования

Рязанский государственный  университет им. С.А. Есенина

Институт психологии, педагогики и социальной работы

 

 

 

Контрольная работа по курсу  «Общая психология»

 

Психология как  наука. Место психологии в системе  наук.

 

 

 

Выполнила студентка 

первого курса группы № 13

Григорьева А.С.                                   

Преподаватель Верозуб А.С.

 

 

 

 

 

 

 

Рязань 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1.Психология как наука……………………………………………………3

2.Предмет психологии……………………………………………………..6

3.Связь психологии с другими науками…………………………………15

4.Методы исследования в психологии…………………………………..19

5.Место психологии в системе наук……………………………………..26

Заключение………………………………………………………………..28

Список использованных источников……………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Психология – (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.

Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и  волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать  свои индивидуальные особенности психики  и личности. Все мы в той или  иной степени психологи. Но наша житейская  психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Психология прошла длинный  путь развития, происходило изменение  понимания объекта, предмета и целей  психологии.

Психологию определяют как  научное исследование поведения  и внутренних психических процессов  и практическое применение получаемых знаний.

1.ПСИХОЛОГИЯ КАК  НАУКА

Психология как наука  обладает особыми качествами, которые  отличают ее от других дисциплин. Как  систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая  научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных  явлений психология знакома каждому  человеку. Она представлена ему в  виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого  другого. Основные психические явления  мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать  у других людей.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в  XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв.,сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

 Предметом психологии прежде всего является психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает  в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует  в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих  материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для  того чтобы понять и объяснить  человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические  процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости  от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение  и деятельность разделяются и  исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.1

Изучая психологию и поведение  людей, ученые ищут их объяснение, с  одной стороны, в биологической  природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых  психологией, входят и отношения  между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.

Заметим, что многие из явлений, изучаемых в психологии, нельзя безоговорочно  отнести только к одной группе. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать в  виде процессов и состояний. По этой причине в правой части таблицы  некоторые из перечисленных феноменов  повторяются.

2.ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики  человека и формирование психологических  особенностей его личности как сознательного  субъекта деятельности и активного  деятеля социально-исторического  развития общества.

История человечества состоит  из периодов, характеризующихся качественным изменением условий жизни, бытия, чередованием событий. Вместе с тем — это  процесс последовательных качественных изменений состояния сознания, включенного  в общественную жизнь людей и  представленного религией и теологией, господствующим мировоззрением и философией, открытиями и наукой. Психология сравнительно недавно выделилась в самостоятельную  отрасль научного знания.

Тому способствовало колоссальное несоответствие между знанием о  себе и об окружающем мире, необходимость  понять механизм отражения внешнего во внутреннее, установить закономерности взаимосвязи идеального и реального, соотношения субъективного и  объективного, гармонии души, Духа и  тела.

Значительный импульс  для выделения в самостоятельную  научную дисциплину психология получила и от сложившегося понимания физического  здоровья индивида и накопившихся наблюдений о влиянии состояния души на состояние  тела.

Изучение состояний, изменений, проявлений сознания в действиях, поведении, деятельности, их объяснение и прогнозирование  остается актуальным и сегодня и  обусловливает поиск системных  подходов, системообразующих, методов  структурирования накопленного знания. Долгие годы с разной степенью обострения велись философские дискуссии о  первичности-вторичности бытия-сознания. Философия материализма отводила сознанию функцию отражения бытия, утверждая  приоритеты материального, обусловливающего процессы в сознании, детерминирующего их. Философия идеализма утверждала противоположную детерминацию —  обусловленность событий сознанием. Эти философские концепции выражали противоположные позиции, достигшие  крайностей, и породили множество  психологических теорий, не поддающихся  согласованию между собой. В начале XX века философским баталиям был положен конец. Открытый Н. Бором (1927 г.) принцип дополнительности (комплементарности) перечеркнул в очередной раз «основной вопрос» философии.2

Универсальное правило, сформулированное Н. Бором, — «Противоположности —  не противоречия, они дополнения»  — послужило новой методологией не только для естественных, но и  гуманитарных наук. Оно сформировало новую методологию для развития психологических теорий, новую логику рассмотрения структуры систем, новое  мышление, новую технологию коммуникаций и поведения. Принцип дополнительности служит методологическим основанием теории самоорганизующихся систем (синергетики), самой сложной из которых является человек со своим сознанием, динамичность состояния которого можно описать  на шкале: «хаос — порядок». Самоорганизация  предполагает вместо борьбы противоположностей, неизбежно влекущей разрушение, переход  к их взаимному дополнению, созиданию, сотрудничеству, сотворчеству. Новая  философия предполагает самостоятельность, самоопределение — свободу выбора решений, правил, способов поведения  и деятельности, понимания всего  внутреннего (самого себя) и внешнего (конкретных ситуаций), их дополнение и  взаимопроникновение. Все это —  процессы самоорганизации сознания.

Новая психологическая парадигма, основанная на синергетических подходах, требует прежде всего системного подхода в понимании сущности сознания, которое нельзя рассматривать  вне зависимости от окружающего  мира, его структуры и наполнения.

1. Каждый из нас часть  природы, ее вид, причем особенный,  называемый индивидом. Сознание  индивида обусловлено природой, рождением, родом, т.е. обладает  свойствами, переданными по наследству. Специфично сознание женщины  и мужчины (не зря мы говорим  «женская логика», «мужской поступок»), отличительные черты вносит в  сознание возраст (вспомните пословицу:  «Если бы молодость знала, если  бы старость могла»), как наследственный  признак проявляется темперамент  и отдельные черты характера.  Доказано, что взаимодействие с  природой обусловливает состояние  здоровья, психического (души) и физического  (тела), так же, как доказана их  взаимосвязь и взаимовлияние. 

Все это определяет индивидуальность каждого из нас, как во внешнем  виде, так и во внутреннем образе, которые дополняют друг друга, находятся  во взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности.

 Неодухотворенное лицо  не может быть красивым, а если  такая красота и признается, то  называется холодной.

2. Индивиды, вступая во  взаимодействие, обретают определенную  значимость для себе подобных, обретают социальное лицо. Общение,  взаимодействие с другими людьми  наполняет сознание определенным  содержанием, образуя его социальную  сущность. В социуме каждый предстает  как личность, которая приносит  другим определенную пользу, размер  которой и определяется личностностью  и сопровождается соразмерным  уважением (обратите внимание  на близость с понятием важность). Кто-то уважению уделяет больше  внимания, кто-то меньше. Кто-то его  добивается целенаправленно разнообразными  средствами, к кому-то оно приходит  само собой, но соразмерно заслугам  перед социумом (личность — семья  — группа — общность — общество  — мировое сообщество). В этом  процессе становления личности, обретения индивидом личностности  немалое значение имеют особенности  индивида, подбирающего для себя  «социальные мундиры», которые не  могут быть ни велики и ни  малы, а должны быть в самый  раз. Личностная позиция проявляется  во множестве социальных ролей  (пассажир, покупатель, ученик, учитель  и т.д.), которые либо краткосрочны, либо долгосрочны и требуют  от индивида способности владеть  этой ролью, научиться ее исполнять.  Плохое исполнение воспринимается  окружающими как плохое поведение.  Именно социальную составляющую  нашей жизни характеризует мудрое  высказывание У. Шекспира: «Вся  жизнь — театр, все женщины,  мужчины в ней — актеры».  Груз исполнения социальных ролей  напрягает, влияет на состояние  психического здоровья, а через  него и физического. Это важно  понимать и отслеживать соответствие  социальной ноши собственным  способностям, регулировать их, уравновешивать.

3. Особенность индивида  состоит в том, что рождается  он с предрасположенностью к  мышлению, производству собственных  мыслей, творчеству, разумности, духовности, что и составляет в сознании  человеческое, духовную сущность, что  придает индивиду особый статус  «гомо сапиенс» — человека  разумного. Это еще одна детерминация  сознания — причастность к  духовному пространству. Так же, как природу и социум изучает  множество разных наук, духовность  является объектом исследования  для философии и религии, психологии  и педагогики, человековедения, культурологии  и других наук, каждая из которых  старается объяснить свой особый  аспект, соответствующий своему  предмету. Ограничимся и мы в  нашей учебной дисциплине рассмотрением  понятий сообразно предмету психологии, изучающей дух, душу, сознание, его  статику и динамику, процессы  и явления, правила и закономерности. Рассмотрим место, роль и влияние  духа на все пространство сознания  во внутреннем и внешнем, на  его проявление в действиях,  поведении, деятельности. Проявление  духовной составляющей в позиции,  целях, содержании, методах, результате  осознания отличает деятельность  одного от деятельности другого,  характеризует степень гуманизации  социальных процессов, демократизации  социальных отношений. А состояние  духа конкретного человека определяет  степень его уверенности, гуманности  и других проявлений состояния  сознания. Некоторые отождествляют  «дух» с запредельным, трансцендентным,  божественным и потому не одобряют  его упоминание всуе. Вероятно, они  правы, как правы и те, кто  не представляет нашу обыденную  жизнь без духовности, понимает  ее каждодневное влияние на  конкретные события и ратует  за то, чтобы вернуть ее в  нашу жизнь, распространить и  усилить. Наверное, у каждого есть  свое субъективное представление  о духе в нашем сознании  и бытии, и это хорошо, потому  что свидетельствует об определенном  интересе к данному вопросу  и, стало быть, к тому, что думают  по данному поводу другие. Например, Л.Н. Толстой определил дух  как стержень сознания. Вполне  приемлемый образ, ибо, когда  нам не хватает веры и силы  — мы говорим «пал духом», «духа  не хватило», и наоборот, слова  «сильный духом», «воспрял духом»  говорят об обретении твердости,  уверенности, способности к действиям.  Именно в духе существует вера, надежда, любовь, и проявляется  он, по словам3

Н.А. Бердяева, «в свободе, творчестве, любви». Вопросу духа и духовности посвящено огромное количество размышлений  в культуре восточной и западной, и соединяющей их культуре российской. Все сходятся, например, в том, что  дух поднимает над обыденным, над бытием, событиями, именно он выделяет человека из природы, позволяет «не  оскотиниться».

Информация о работе Психология как наука. Место психологии в системе наук