Психология как наука и ее методология. Психологические познавательные процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:40, контрольная работа

Описание работы

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 41.81 Кб (Скачать)

           Министерство образования и науки Российской Федерации

  

                                                                                               Кафедра профессионального обучения

                                                                                                                                          и педагогики 
 
 
 
 

                                    Контрольная работа №1

                             По дисциплине «  Психология»

                                                  На  тему :

       Психология как наука и ее методология. Психологические

                                познавательные процессы. 
 
 
 

                                            

                                     
 
 
 

1. Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

2. Направленность личности — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.

3. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, характеризующие собой типы высшей нервной деятельности людей, являются физиологической основой темпераментов. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в поведении, в деятельности человека. Проявление сильного уравновешенного быстрого типа нервной деятельности есть сангвинический темперамент. Особенности нервной деятельности сильного уравновешенного медленного типа — это физиологическая основа флегматического темперамента. Сильный неуравновешенный тип нервной деятельности соответствует холерическому, а слабый тип — меланхолическому темпераменту.

4. Направленность личности. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей. Подструктура направленности личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права (нравственные принципы, ценностные ориентации, мировоззрение). Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, ведущие мотивы, уровень его нравственного развития и во многом прогнозировать его поведение и поступки. Основная роль Направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется благодаря воспитанию. Направленность проявляется в иерархически связанных между собой формах:

Влечение - первичное эмоциональное, еще неосознанное проявление потребности человека в  чем-либо.

Желание –  это психическое состояние, выражающее осознание потребности, ее объектов и возможных путей удовлетворения или вполне осознанная потребность  и влечение к чему-либо вполне определенному.

Стремление  – связано с волевым компонентом, проявляющееся в том, что человек  способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути объекта  потребности. Стремление неотделимо от чувств.

Интерес –  это психическое состояние, обеспечивающее направленность Личности. Интерес как  и мотив возникает в условиях дефицита информации, когда человек  недополучает того знания, которое  хотел бы иметь.

Склонность  – это психическое состояние, выражающее избирательную направленность Личности на определенную форму деятельности.

Идеал - это  образ желаемой конечной цели, которым  руководствуется Личность в настоящее  время и которая играет решающую роль в течение всей ее деятельности и поступков. Идеал-доминирующий мотив деятельности и отношение Личности.

Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место  в нем, которым человек руководствуется  в своей деятельности и поведении. Наличие мировоззрения-показатель зрелости Личности.

Убеждения – это осознанные мотивы Личности, побуждающие ее действовать в  соответствии со своими ценностными  ориентациями, идеалами, взглядами, принципами. 

6.волевой акт   — одно из проявлений высших психических функций, выражающееся в способности человека преодолевать препятствия, возникающие на пути осуществления мотивированной деятельности. Источник волевого акта всегда связан с какими-то актуальными потребностями человека как субъективным фактором и непосредственной ситуацией волеизъявления — как объективным. В ходе волевого акта. человек возвышается над своими альтернативными, конкурирующими, иногда равновеликими влечениями, осмысливает их, осуществляет их селекцию. Выделяют 3 характерные черты В. а.: усиление побуждения к действию; наличие двух смыслов действия (превращение незначимого или малозначимого действия в сильно значимое; подключение этого действия к смысловой сфере личности); наличие двойной произвольности действия (по способу мотивации и по способу осуществления действия). Признаками В. а. являются сознательное подчинение сильных влечений более важным целям; подавление импульсивно возникающих в данной ситуации иных влечении и желании; отсутствие эмоционального удовольствия в процессе выполнения действия.

7. Деятельность —целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, осуществляемое на основе ее познания и направленное на ее преобразование для удовлетворения потребностей человека.

Деятельность —сложная и многоплановая категория, включающая в себя многие стороны взаимодействия человечества с миром.

Деятельность определяется внутренними (психическими) и внешними условиями, осуществляется в виде различных  способов (систем приемов и операций) , при помощи определенных средств.

8. Социальное взаимодействие - любое поведение человека или социальной группы, имеющее значение для других людей в данный момент и в будущем. Оно включает передачу информации, получение, реакция на неё её переработка и возврат её, а также реакция на новую информацию первого лица.

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны:

·  Объективная сторона - факторы независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.

·  Субъективная сторона - сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия,основанное на взаимных ожиданиях.

9.термин  «социальная перцепция», или, в  узком смысле слова,«межличностная перцепция», «восприятие другого человека», употребляется в несколько вольном смысле, хотя последние исследования и в общей психологии восприятия характеризуются известным сближением восприятия и других познавательных процессов. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. Но интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего социального опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и от многих факторов как субъективного так и объективного порядка.

Механизмы социальной перцепции

Выделяют механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия .

К механизмам межличностной перцепции относят: 
1) познание самого себя (рефлексия) в процессе общения;  
2) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация);  
3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Информация о работе Психология как наука и ее методология. Психологические познавательные процессы