Психология как наука, ее место в системе научного знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 18:16, реферат

Описание работы

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 37.50 Кб (Скачать)

Психология  как наука, ее место  в системе научного знания

1. Психологияэто область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных. 

Место психологии в системе  научного познания.

Существует много  разных классификаций наук, в большинстве  из них психология занимает промежуточную  позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами (см. работы Ч. Спирмена, Л. Терстоуна). С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.. 

Психология активно  взаимодействует с большим количеством  других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется  прежде всего в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными  отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией и анатомией ЦНС реализуется через нейропсихологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений. 

 Многие ученые прогнозируют, что первый век третьего тысячелетия будет веком расцвета наук о человеке, веком человекознания и обществознания. Б.Г. Ананьев писал, что «об этом свидетельствуют три важные особенности развития современной науки, связанные именно с проблемой человека:  

Превращение проблемы человека в общую проблему всей науки  в целом, всех ее разделов, включая  точные и технические науки; 

Возрастающая  дифференциация научного изучения человека, углубленная специализация отдельных дисциплин и их дробление на ряд все более частных учений;  

Современная наука  все более полно охватывает многообразные  связи и отношения человека с  миром: природа и человек, общество и человек, человек и техника».

 В системе  тех или иных связей человек  изучается как продукт биологической эволюции— вид Homo sapiens:  

Субъект и объект исторического процесса — личность в истории; естественный индивид  с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости; 

основная производительная сила общества — субъект труда; субъект  познания, коммуникации, управления и  воспитания.

 Подобного  многообразия подходов к изучению  человека история науки еще  никогда не. знала. Возрастающее  многообразие аспектов человекознания—  специфическое явление современности, связанное с прогрессом науки и ее приложением к различным областям общественной практики.  

 Наряду с  процессом дифференциации научного  знания о человеке наблюдается  встречный процесс интеграции. Тенденция  к объединению различных наук, аспектов и методов исследования человека в те или иные комплексные системы ведет к возникновению новых пограничных дисциплин и соединению посредством их многих ранее далеких друг от друга областей естествознания и истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики. С возникновением кибернетики к изучению человека приближаются физико-математические науки. На границах между биохимией, эндокринологией, физиологией высшей нервной деятельности и психологией развивается фармакология. На стыке между кибернетикой, биологией, физиологией и психологией происходит развитие бионики с ее главным разделом — моделированием мозговых систем, и прежде всего анализаторов внешней среды. На границах между кибернетикой, физиологией, психологией и педагогикой разрабатывается теория программированного обучения.  

 Наука и  практика испытывают потребность  в единой теории человекознания, в сближении и интеграции всех  средств познания человека. Выдвижение  проблемы человека в качестве  общей для всей современной  науки коренным образом изменяет положение психологии в системе наук, поскольку именно психология может стать связующим звеном между всеми областями познания человека, средством объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом, целостном знании о человеке.  

 Преодолеть  междисциплинарную разобщенность  в понимании человека, создать  общую картину его мира возможно  только рассматривая его как  некую систему. В своей книге  «Человек как предмет познания»  Б.Г.Ананьев указывает: «Человекознание — это та область, где системный подход органически обусловлен и интенсивно развивается. Здесь должен осуществляться синтез знаний, лежащих как бы в разных плоскостях, но неизменно пересекающих плоскость психологического знания. В результате компоненты психологического знания оказываются включенными в исследования самых различных гуманитарных и естественных наук, а в психологии открываются новые перспективы осмысления психического».  

 Отечественный  психолог Б.Ф.Ломов писал,  что  важнейшая функция психологии заключается в том, что она «является интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которых является человек». Взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологической науки: с общественными науками через социальную психологию, с естественными — через психофизиологию, сравнительную психологию, с медицинскими — через медицинскую психологию, с педагогическими — через психологию развития и педагогическую психологию, с техническими — через инженерную психологию, и т.д.  

 Таким образом,  у психологии сложились тесные  связи с научными дисциплинами  всех групп: естественной, гуманитарной  и технической. Анализ содержания  психологических знаний показывает, что точное определение, к какой  из вышеназванных групп можно  отнести саму психологию, не представляется возможным. Психология развивается на пересечении всех трех направлений научных исследований. 
 

Информация о работе Психология как наука, ее место в системе научного знания