Психология
как наука, ее место
в системе научного
знания
1.
Психология — это
область научного знания,
исследующая особенности
и закономерности возникновения,
формирования и развития (изменения)
психических процессов (ощущение, восприятие,
память, мышление, воображение), психических
состояний (напряжённость, мотивация,
фрустрация, эмоции, чувства) и
психических свойств (направленность,
способности, задатки, характер, темперамент)
человека, то есть психики
как особой формы жизнедеятельности,
а также психику животных.
Место
психологии в системе
научного познания.
Существует много
разных классификаций наук, в большинстве
из них психология занимает промежуточную
позицию между несколькими категориями.
Связано это с широким спектром
вопросов, которыми занимается психология,
и методов, которые при этом используются.
С одной стороны, психология — естественная
наука, активно использующая экспериментальные
техники в доказательстве и опровержении
гипотез. Многие общепринятые методы статистических
расчётов первоначально были разработаны
психологами (см. работы Ч. Спирмена, Л.
Терстоуна). С другой стороны, в трудах
представителей гуманистической психологии
практически нет места измерениям, расчётам
и экспериментам, работы этой школы можно
смело отнести к гуманитарному знанию.
В некоторых классификациях помимо гуманитарных
и естественных наук выделяются также
общественные (социология, политология)
— заметную часть современной психологии
можно отнести к этой группе. Советский
психолог Б. Г. Ананьев указывал на место
психологии как ядра системы наук о человеке..
Психология активно
взаимодействует с большим количеством
других наук и отраслей научного знания.
Это взаимодействие проявляется
прежде всего в создании отраслей
психологии, являющихся смежными, прикладными
отраслями научного знания, исследующими
закономерности объективной действительности
с позиции предмета психологии. Например,
связь психологии с антропологией устанавливается
благодаря существованию такой фундаментальной
отрасли психологии, как психологии личности;
связь психологии с психиатрией, выражается
в существовании таких отраслей как патопсихология,
психосоматика, психология аномального
развития; связь с нейробиологией и анатомией
ЦНС реализуется через нейропсихологию;
связь с генетикой выражается в создании
психогенетики; с логопедией выражается
в существовании специальной психологии,
психолингвистики; с юриспруденцией отчётливо
проявляется в таких отраслях психологии,
как судебная психология, психология жертвы,
криминальная психология, психология
расследования преступлений.
Многие ученые
прогнозируют, что первый век третьего
тысячелетия будет веком расцвета наук
о человеке, веком человекознания и обществознания.
Б.Г. Ананьев писал, что «об этом свидетельствуют
три важные особенности развития современной
науки, связанные именно с проблемой человека:
Превращение проблемы
человека в общую проблему всей науки
в целом, всех ее разделов, включая
точные и технические науки;
Возрастающая
дифференциация научного изучения человека,
углубленная специализация отдельных
дисциплин и их дробление на ряд все более
частных учений;
Современная наука
все более полно охватывает многообразные
связи и отношения человека с
миром: природа и человек, общество
и человек, человек и техника».
В системе
тех или иных связей человек
изучается как продукт биологической
эволюции— вид Homo sapiens:
Субъект и объект
исторического процесса — личность
в истории; естественный индивид
с присущей ему генетической программой
развития и определенным диапазоном
изменчивости;
основная производительная
сила общества — субъект труда; субъект
познания, коммуникации, управления и
воспитания.
Подобного
многообразия подходов к изучению
человека история науки еще
никогда не. знала. Возрастающее
многообразие аспектов человекознания—
специфическое явление современности,
связанное с прогрессом науки и ее приложением
к различным областям общественной практики.
Наряду с
процессом дифференциации научного
знания о человеке наблюдается
встречный процесс интеграции. Тенденция
к объединению различных наук, аспектов
и методов исследования человека в те
или иные комплексные системы ведет к
возникновению новых пограничных дисциплин
и соединению посредством их многих ранее
далеких друг от друга областей естествознания
и истории, гуманитарных наук и техники,
медицины и педагогики. С возникновением
кибернетики к изучению человека приближаются
физико-математические науки. На границах
между биохимией, эндокринологией, физиологией
высшей нервной деятельности и психологией
развивается фармакология. На стыке между
кибернетикой, биологией, физиологией
и психологией происходит развитие бионики
с ее главным разделом — моделированием
мозговых систем, и прежде всего анализаторов
внешней среды. На границах между кибернетикой,
физиологией, психологией и педагогикой
разрабатывается теория программированного
обучения.
Наука и
практика испытывают потребность
в единой теории человекознания,
в сближении и интеграции всех
средств познания человека. Выдвижение
проблемы человека в качестве
общей для всей современной
науки коренным образом изменяет положение
психологии в системе наук, поскольку
именно психология может стать связующим
звеном между всеми областями познания
человека, средством объединения различных
разделов естествознания и общественных
наук в новом, целостном знании о человеке.
Преодолеть
междисциплинарную разобщенность
в понимании человека, создать
общую картину его мира возможно
только рассматривая его как
некую систему. В своей книге
«Человек как предмет познания»
Б.Г.Ананьев указывает: «Человекознание
— это та область, где системный подход
органически обусловлен и интенсивно
развивается. Здесь должен осуществляться
синтез знаний, лежащих как бы в разных
плоскостях, но неизменно пересекающих
плоскость психологического знания. В
результате компоненты психологического
знания оказываются включенными в исследования
самых различных гуманитарных и естественных
наук, а в психологии открываются новые
перспективы осмысления психического».
Отечественный
психолог Б.Ф.Ломов писал, что
важнейшая функция психологии заключается
в том, что она «является интегратором
всех научных дисциплин, объектом исследования
которых является человек». Взаимодействие
психологии с другими науками осуществляется
через отрасли психологической науки:
с общественными науками через социальную
психологию, с естественными — через психофизиологию,
сравнительную психологию, с медицинскими
— через медицинскую психологию, с педагогическими
— через психологию развития и педагогическую
психологию, с техническими — через инженерную
психологию, и т.д.
Таким образом,
у психологии сложились тесные
связи с научными дисциплинами
всех групп: естественной, гуманитарной
и технической. Анализ содержания
психологических знаний показывает,
что точное определение, к какой
из вышеназванных групп можно
отнести саму психологию, не представляется
возможным. Психология развивается на
пересечении всех трех направлений научных
исследований.