Психология эмоций: страх

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 15:08, реферат

Описание работы

Целью моей работы является изучение страха человека

Для достижения поставленной цели я ставлю перед собой ряд задач:

1) Рассмотреть понятия и свойства страха;

2) Изучить страх с теоретической точки зрения более углубленно.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…….3стр

1. Страх как эмоциональный процесс …………………………...…..….…..4стр

1.1. Понятие страха……….……………...……………………………..…….4стр

1.2. Причины страха………..……..….……………………………….….…..4стр

1.3. Классификация страхов……...….……………….………….…….….….6стр

2. Разновидности страха……………………………………………….……..9стр

2.1. Страхи в социальной жизни…………………………………….…...…..9стр

2.2. Детские страхи …………………….…………………...………….……11стр

Заключение……………………………………………………………….…..19стр

Список используемой литературы………………………………………….

Работа содержит 1 файл

СТРАХ2.docx

— 56.75 Кб (Скачать)

    Биологические предпосылки. По сравнению с детенышами животных человеческое дитя более беспомощно, ему требуется максимальное время  для выживания, и его генетическая программа может быть раскрыта только при определенных социальных условиях. Но это не означает, что у новорожденных (младенцев первых недель жизни) отсутствуют инстинктивно-защитные формы реагирования. Как раз наоборот, в остаточном виде они возможны именно в ближайшие дни и недели после рождения, как, например, защитное поведение 10-дневных младенцев при приближении большого предмета: они широко раскрывают глаза, откидывают голову и поднимают руки. Рефлекторно-защитной функцией является и цепляние новорожденного за мать при первых купаниях. При резком звуке, ярком свете малыш вздрагивает, часто моргает или зажмуривается и вскидывает    руки.     Первый    крик    ребенка    после рождения представляет собой также рефлекторный ответ беспокойства на внезапное раздражающее изменение привычных внутриутробных условий существования.

    У подавляющего большинства детей  нет рано проявляемого и выраженного  беспокойства, что является нормой, но они же не так безрассудны, как те, кто склонен к полному игнорированию опасности и в той или иной мере негативно относится к обучению. Если не брать крайних случаев влияния алкоголизма родителей, общего психического недоразвития (олигофрения) и врожденной психической патологии у детей (психопатия), то отсутствие чувства опасности и страхов вызвано органическим поражением головного мозга в результате тяжелой патологии беременности и родов, повреждений при ушибах и инфекционных осложнений. Органические нарушения проявляются постоянной возбудимостью, беспричинно плохим настроением (дисфорией), нарушением ритма сна, расторможенными и агрессивными, психопатоподобными формами поведения.

    Существует  ли наследственная передача тех или  иных конкретных страхов, тем более  что часто мы имеем дело с такими общими у матерей и детей страхами, как страхи одиночества, темноты, животных, боли и неожиданных звуков? Безусловно, особенно если мать и сейчас испытывает подобные страхи. Это указывает и на близкий с детьми тип нервно-психического эмоционального реагирования, как общность восприятия, запечатления страха и переработки в сознании.

    Следует иметь в виду, что большинство  детей проходят в своем психическом  развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят преходящий характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в памяти беспокойных родителей, и передаваться детям в процессе непосредственного общения в семье. Это наиболее типичный путь передачи страхов, и можно утверждать о более вероятном появлении страхов у детей при наличии их у родителей, особенно общих конституциональных особенностях и если родители пользуются у детей авторитетом и между ними существует тесный эмоциональный контакт.

    Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее — опасения, могут сознательно культивироваться родителями в процессе воспитания или внушаться в навязываемой системе ценностных ориентации. Матери, ввиду более тесного биологического и эмоционального контакта с детьми, склонны в большей степени, чем отцы, передавать свои страхи, хотя бы в силу инстинктивного стремления предохранить от повторения своих страхов. Но именно этим привлекается особое внимание к опасности, лежащей в основе того или иного страха. Если учесть тревожность матерей, беззащитность детей и неуверенность в себе, то появление страхов не будет казаться чем-то необычным. В целом, матери более "успешно" передают детям беспокойство — тревожность — страхи, а отцы — мнительность, сомнения в правильности своих действий. Вместе это и порождает тревожно-мнительный способ реагирования у детей как базис возникновения страхов, опасений, предчувствий и сомнений. [3,20-32] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    В современных цивилизациях существует всё более возрастающее число  объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом  научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция. Страх – это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде.

    Каждый  из нас встречается со страхом  перед самоотдачей в его различных  формах, которые, в общем, являются ощущением  угрозы нашему существованию, нашему личностному  пространству или целостности нашей  личности. Каждая попытка открыть  душу, довериться другому, каждая симпатия и любовь таят в себе угрозу, так  как делают нас ранимыми и менее  защищенными, как будто мы отдаем другому частицу нас самих. Поэтому всякий страх перед самоотдачей, самоотвержением связан со страхом утраты собственного "Я". Каждый встречается также со страхом перед становлением "Я", перед индивидуализацией, который в разнообразных формах встречается как общеизвестный страх одиночества. Процесс индивидуализации означает попытку спастись от поглощающей всеобщности и возвыситься над нею. Чем больше мы существуем сами по себе, тем больше отдаляемся от других, и тем больше индивидууму угрожает изоляция. Каждый встречается также со страхом перед преходящим характером нашего существования, перед неизбежностью приближающегося конца и его внезапностью. Чем больше мы держимся за жизнь и пытаемся сохранить ее, тем больше расширяется этот страх, принимающий разнообразные формы всеобщего страха перед переменами. И наконец, каждый из нас встречается со страхом перед необходимостью, перед суровостью и строгостью окончательного, который при всем разнообразии форм является общим страхом перед неуклонностью законов и сложившихся установок. Чем больше мы стремимся к неограниченной свободе, тем больше страшимся, последовательности и реальности с ее определенными границами. Таковы основополагающие страхи нашего существования, столь важные для нашего зрелого развития, которые нельзя миновать и которые мстят нам за наши попытки их уменьшить или обойтись множеством маленьких банальных страхов.

    В работе использовались материалы исследований таких ученных как: Фрейд З., Захаров А.И., Овчарова Р.В., Нарицын Н. Н., Бурно М. Е., Шляпентох В.Э., Шубкин В.Н., Ядов В.А.

    В ходе проделанной мною работы я сделала  следующий вывод: человеческая жизнь без страха не полноценна. Эта эмоция является стимулом всех познавательных процессов. Страх, хоть и отрицательная эмоция, но его присутствие в нашей жизни необходимо. Единственное, что может помочь человеку не дать страху овладеть им – это всяческое тихое оживление души – общением с близкими, любимыми людьми, интересными делами, творчеством, альбомами художников, музыкой, общением с природой.

    Таким образом, я считаю, что с поставленной целью своей работы я справилась полностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

1) Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1969-1978 гг;

2) Бурно М. Е. Страх // Московского психотерапевтического журнала. – М., 2003 г. №4;

3) Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». — СПб.: Издательство СОЮЗ, 2000 г;

4) Овчарова Р.В.  Практическая психология. – М., 1996 г;

5) Нарицын Н. Н. По стопам Фрейда и немного вперед:  изучение основ психоанализа. Лекционно-семинарская программа;

6) Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений. – М.: Просвещение, 1990 г;

7) Шляпентох В.Э., Шубкин В.Н., Ядов В.А. Катастрофическое сознание в конце XX века. – М., 1998 г. 
 

Информация о работе Психология эмоций: страх