Психология и педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 15:37, контрольная работа

Описание работы

развернутые ответы на 10 вопросов, таблицы

Содержание

«Психология и педагогика» код (ПЭ00)
Вопрос 1. Какие сведения необходимо включить в резюме?
Вопрос 2. В чем заключается графоаналитический анализ?
Вопрос 3. Изложите психологический механизм общения и взаимопонимания членов группы.
Вопрос 4. Изложите содержание основных стилей руководства.
Вопрос 5. Какие вы знаете пути выхода из конфликтной ситуации?
Вопрос 7. Раскройте понятие "этикет".
Вопрос 8. В чем заключается механизм влияния вежливости на процесс общения?
Вопрос 9. Назовите важнейшие условия формирования цивилизованного этикета.
Вопрос 10. Изложите основные формы власти на коллектив.

Работа содержит 1 файл

ПЭ00.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Либеральный. Годится для сплоченного коллектива единомышленников. Вместо самостоятельности способствует безответственности и уверенности в том, что «работа не волк».

Компромиссный. В его основе —_способность руководителя, уступая людям с различными интересами, добиваться своих целей. Но если компромиссы войдут в привычку и заменят принципиальность соглашательством, то хорошего от такого руководителя ждать не приходится.

Опора на коллектив  позволяет в большинстве случаев  отказаться от тотального контроля и  развивать более эффективный самоконтроль, расширять границы полномочий в процессе выполнения людьми своих обязанностей, отказаться от силового решения вопросов сверху, когда в этом нет большой нужды.

Изучение  стиля руководства ведется психологами  уже более полувека. Так что  исследователями накоплен к настоящему времени немалый эмпирический материал по этой проблеме. И поскольку научные представления о стиле руководства претерпели за указанный период значительные изменения, то вначале остановимся на традиционном подходе к проблеме, а затем перейдем к анализу данных более современного ее освещения.

Традиционный  подход. Изучение стиля руководства  и само возникновение этого понятия  связаны прежде всего с именем выдающегося немецкого психолога  К. Левина. В 30-е годы вместе с группой  своих сотрудников он провел в США, куда вынужден был эмигрировать из фашистской Германии, серию экспериментов, в ходе которых выявил три ставших классическими стиля руководства: авторитарный, демократический, нейтральный (или анархический). Названия стилей были явно навеяны К. Левину политическими событиями той эпохи, хотя по своей сути они отражали всего лишь характер принятия решений в социальной группе. Позднее принимались попытки терминологических изменений, и те же самые стили руководства нередко обозначают теперь как директивный, коллегиальный и попустительский. В чем же различия между ними?

Чтобы показать наиболее наглядно и вместе с тем  сделать это достаточно лаконично, воспользуемся схемой, разработанной Г.М Андреевой. Она представляет собой двухмерное описание каждого стиля, включая его содержательную и формально-технологическую стороны.

ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА

 

Формальная  сторона

Содержательная  сторона

Авторитарный 

Деловые краткие  распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и порицания субъективны Эмоции в расчет не принимаются. Показ приемов - не система. Позиция руководителя - вне группы

(директивный)  стиль

 Дела в группе планируются руководителем заранее (во всем их объеме) Определяются лишь непосредственные цели, дальние - неизвестны. Голос руководителя решающий

Демократический

Инструкция  в форме предложений Не сухая речь, а товарищеский тон. Похвала и порицание - с советами. Распоряжения и запреты - с дискуссиями. Позиция руководителя - внутри группы.

(коллегиальный)  стиль

Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.

Нейтральный

Тон - конвенциальный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция руководителя - незаметно от группы.

(попустительский)  стиль

Дела в  группе идут сами собой. Руководитель не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от лидеров подгрупп.


 

 

Если суммировать, исходя из таблицы, отличительные признаки каждого стиля, то можно, очевидно, сказать о них следующее. Для авторитарного (директивного) стиля характерно жесткое единоличное принятие руководителем всевозможных касающихся группы решений, а так же слабый интерес к работнику как к личности.

При демократическом (коллегиальном) стиле управления руководитель стремится к выработке коллективных решений, демонстрируя при этом интерес к неформальному, человеческому аспекту отношений. Нейтральный (попустительский) стиль означает полную устранённость руководителя от коллектива.

 

Вопрос 5. Какие вы знаете пути выхода из конфликтной ситуации?

 

    Ответ: Понятие конфликта. Понятие "конфликт" характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт можно определить как "предельное обострение противоречий". Психологи также подчеркивают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.

     Попытаемся дать характеристику  типов выхода из конфликтной  ситуациях.

Первый - уход от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, к которой предъявлено "обвинение", переводит тему разговора в другое русло. При этом "обвиняемый" ссылается на недостаток времени, несвоевременность спора, и "оставляет поле брани".

Уход как  вариант исхода конфликта более  всего свойственен для "мыслителя", который не всегда сразу готов  к разрешению сложной ситуации. Ему  необходимо время для продумывания причин и способов решения конфликтной задачи. Такой тип разрешения использует и "практик", добавляя при этом элемент взаимности обвинения. Но в общем "практику" более свойственна активность позиции, поэтому она чаще всего избирается в межличностных противоречиях.; Тактика ухода нередко обнаруживается у "собеседника", что объясняется основным его свойством - "сотрудничество при любых обстоятельствах". "Собеседник" лучше других понимает ситуацию взаимодействия. Он также более податлив в отношениях и общении, предпочитает уход от конфликта, нежели конфронтацию, и тем более принуждение.

Второй вариант исхода - сглаживание, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только в данный момент. Оправдание себя полностью не решает конфликта и даже может усугублять его, так как внутреннее, мысленное противоречие усиливается.

Этот прием  чаще всего использует "собеседник", так как для него предпочтителен любой, даже самый плохой, неустойчивый мир, чем самая "хорошая война". Конечно, это не означает, что он не может использовать прием принуждения ради сохранения взаимоотношений, но с целью устранения, а не усугубления противоречий.

Третий тип - компромисс. Под ним понимается открытое обсуждение мнений, направленных на поиск наиболее удобного для обоих сторон решения. В этом случае партнеры выставляют аргументы в свою и в чужую пользу, не откладывают решения на потом и не принуждают в одностороннем порядке к одному возможному варианту. Преимущество этого исхода - во взаимности, равности прав и обязанностей и легализации (открытости) претензий. Компромисс при соблюдении правил поведения в конфликте действительно снимает напряженность или помогает найти оптимальное решение.

Четвертый вариант - неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, когда никто из участников не принимает во внимание позицию другого. Он обычно возникает, когда одна из сторон накопила достаточно мелких обид, собралась с силами и выдвинула сильнейшие аргументы, которые не сможет снять другая сторона. Единственным положительным моментом конфронтации является то, что экстремальность ситуации позволяет партнерам лучше увидеть сильные и слабые стороны, понять запросы и интересы друг друга.

      Пятый вариант - самый неблагоприятный - принуждение. Это тактика прямолинейного навязывания того варианта исхода противоречия, который устраивает его инициатора. Например, начальник отдела, пользуясь своим административным правом, запрещает разговаривать по телефону по личным вопросам. Он будто бы и прав, но так ли уж универсально его право? Чаще всего к принуждению прибегает "практик", уверенный в своем абсолютном влиянии и власти над партнером. Конечно, такой вариант возможен между "собеседником" и "мыслителем", но совершенно исключается в отношениях двух "практиков". Обвиняемый "практик" скорее всего использует в этом случае конфронтацию и только в крайнем случае уход, но только для того, чтобы "взять реванш" в другой раз.

Этот исход  конфликта в некотором смысле действительно быстро решает и решительно устраняет причины недовольства инициатора. Но он самый неблагоприятный для сохранения отношений. И если в экстремальных условиях, в официальных отношениях военнослужащих, регламентированных четкой системой прав и обязанностей, он отчасти оправдан, то в системе современных личных, родственных, супружеских отношений он все больше изживает себя.

 

Вопрос 6. Опишите технику релаксации.

 

Ответ: Большая часть способов снятия напряжения может быть представлена в виде трех простых категорий. Это релаксаторы, приемы, отвлекающие внимание, и приемы, избавляющие от напряжения.

     Релаксаторы действуют по линии ослабления физического напряжения. Мы почти всегда чувствуем себя лучше, после того как расслабились наши мышцы.

     Техника релаксации включает  три следующие ступени:

  1. Отложить на время решение проблемы, которая вас беспокоит.
  2. Заняться в течение двух-трех минут релаксацией, используя один из способов, представленных ниже.
  3. Освободившись от напряжения, возвратитесь к решению первоначальной проблемы. 
         Приемы, отвлекающие внимание, работают по следующей схеме:
  4. Не касаться своих проблем.
  5. Полностью переключить внимание на что-нибудь совершенно постороннее.
  6. Возвратиться к прежней проблеме, взглянув на нее по-новому.

Передышка. Обычно, когда мы бываем расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания -один из основных способов "выбросить из головы".

Отложить в сторону  все проблемы, которые беспокоят. Вы сможете вернуться к ним, когда  пожелаете, но нет беды в том, чтобы  дать себе передышку. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и  глубоко. Можете даже закрыть глаза, если вам так больше нравится. Если хотите, посчитайте до пяти, пока делаете вдох, и до семи, когда выдыхаете. Представьте, что, когда вы наслаждаетесь этим глубоким неторопливым дыханием, все ваши беспокойства и неприятности улетучиваются.

Передышка — это техника  релаксации. Но вместе с тем она может сработать и как средство, отвлекающее внимание, уводящее мысли от наших проблем хотя бы на несколько минут.

     Следующий  способ относится к числу снимающих  напряжение.

Простые утверждения. Повторение коротких, простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением. Вот несколько примеров:

Сейчас я  чувствую себя лучше.

Жизнь слишком  коротка, чтобы тратить ее на всякие беспокойства.

Что бы ни случилось, я постараюсь сделать все от меня зависящее, чтобы избежать стресса.

Внутренне я  ощущаю, что у меня все будет  в порядке.

Постарайтесь придумать  свои собственные формулировки. Делайте  их краткими и позитивными; избегайте  негативных слов. Очень важно повторение.

Сделайте шаг. Часто источником беспокойств и огорчений являются реальные или возможные события, порождающие нашу неуверенность в своих действиях. Здесь поможет вопрос, обращенный к самому себе: "Что следует предпринять в первую очередь, чтобы выйти из создавшейся ситуации?". Совсем не обязательно, чтобы этот первый шаг сразу же привел к решению проблемы. Но без него невозможно начать. Действие рождает надежду, а надежда порождает следующее действие.

Три способа, с которые описаны выше, можно  свести к следующей программе  действий:

  1. Отложите в сторону свои проблемы, дышите спокойно и глубоко в течение трех минут.
  2. Каждый раз в момент вдоха повторяйте какое-либо утверждение типа: "Я начинаю чувствовать себя лучше".

3. Успокоившись, постарайтесь  решить, хочется ли вам продолжать  заниматься какой-либо из ваших проблем. Если да, то используйте способ "Сделайте шаг". Помните, что сфокусировать внимание надо на том, что вы можете решить данную проблему, а не на том, что вы не можете этого сделать.

Теперь ознакомимся  с техникой релаксации, которую можно  использовать, когда появляется необходимость расслабить какую-то конкретную часть тела.

Думайте нежно. С помощью  воображения снимает физическое напряжение.

Направьте внимание на напряженную мышцу. Вообразите, что  она превращается во что-то мягкое. Можете представить себе горящую свечу, которую вы держите в руке. Воск тает и капля за каплей капает вам на руку. Вы ощущаете его тепло. Ваши мышцы начинают расслабляться. Если этот способ ослабляет напряжение хотя бы на двадцать или более процентов, вам стоит его использовать.

Вы можете использовать любые образы и картины, ассоциирующиеся с миром и  доверием.

В дополнение к образам можно использовать некоторые слова и фразы, которые  тоже способствуют снятию напряжения. Слова обладают едва ли не магической силой воздействия на нас.

Волшебное слово. Прерывает  автоматический поток мыслей при  помощи успокаивающего слова или  фразы.

Выберите  простые слова типа: мир, отдых, покой, успокоиться, уравновешенный. Вместо слов можно считать: 1001, 1002 и т.д. Пусть мысли проносятся в вашей голове, не давайте им завладеть вами. Закройте глаза и сосредоточьтесь. Повторяйте слово, фразу или считайте про себя в течение шестидесяти секунд. Дышите медленно и глубоко.

Для лучшего  усвоения способа первое время занимайтесь  в тихом месте не менее десяти минут. Постепенно ваш разум научится ассоциировать этот способ с релаксацией. В конце концов он начнет срабатывать за две-три минуты.

Последние три  способа способствуют позитивным изменениям в восприятии того, что вы видите и слышите вокруг себя. Подумайте о своем собственном визуальном и слуховом окружении. Как вы сможете подпитывать свое сознание при помощи успокаивающих картин и звуков? Музыка способна служить быстрым и эффективным способом смены настроения. Используйте для этого записи тех музыкальных произведений, которые помогают вам почувствовать себя счастливыми и спокойными.

Информация о работе Психология и педагогика