Психология и педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 15:35, лекция

Описание работы

Только в конце 19в. психология как наука о душе. Психо(от лат.)-душа. Психология-наука о душе.

1 этап развития психологической науки: развивается в рамках философии, предмет-душа. Декарту принадлежит первый труда по психологии-страсти души. Демокрит разворачивает такую же идею, что душа-материальное вещество. В противовес материалистическим идеям, Платон считает, что душа-нечто Божественное, нематериальное. Материалистические идеи уходят, в средние века душа олицетворяется только с Богом, в той вере, в которой человек живет. Только к концу 19 в появляется наука психология, благодаря ученому Вунту. Открывается первая психологическая лаборатория. Психология- как полноценная наука, имеет не только свой метод и предмет, но и подтверждается. Психология становится самостоятельной наукой. К концу 19 века предметом психологии становится сознание-2 этап развития психологии. Ученые вкладывали в понятие сознание-мысли, желания, чувства, воспоминания и личный опыт человека. Начинают изучать внимание. 3этап-20век: предмет научной психологии-психические процессы, механизмы и психические явления, которые отражают реальную действительность и участвуют в формировании психологических особенностей личности человека, как сознательного субъекта.

Работа содержит 1 файл

психология и педагогика.docx

— 25.23 Кб (Скачать)

Наталья Викторовна Власова

ЛЕКЦИЯ 1

Только в конце 19в. психология как наука о душе. Психо(от лат.)-душа. Психология-наука о душе.

1 этап развития психологической науки: развивается в рамках философии, предмет-душа. Декарту принадлежит первый труда по психологии-страсти души. Демокрит разворачивает такую же идею, что душа-материальное вещество. В противовес материалистическим идеям, Платон считает, что душа-нечто Божественное, нематериальное. Материалистические идеи уходят, в средние века душа олицетворяется только с Богом, в той вере, в которой человек живет. Только к концу 19 в появляется наука психология, благодаря ученому Вунту. Открывается первая психологическая лаборатория. Психология- как полноценная наука, имеет не только свой метод и предмет, но и подтверждается. Психология становится самостоятельной наукой. К концу 19 века предметом психологии становится сознание-2 этап развития психологии. Ученые вкладывали в понятие сознание-мысли, желания, чувства, воспоминания и личный опыт человека. Начинают изучать внимание. 3этап-20век: предмет научной психологии-психические процессы, механизмы и психические явления, которые отражают реальную действительность и участвуют в формировании психологических особенностей личности человека, как сознательного субъекта.

Направления психология: около 40 теорий личности.

  1. Психоанализ (основатель-З.Фрейд: психоаналитическое. В основе-теория о бессознательности. Фрейд только обосновал эту теорию. Первый, кто предложил теорию о бессознательности-Лейбниц. Есть сознание, там, где лежат наши морали, правила; и бессознательность-физиологические инстинкты. В какой-то момент они выходят и мы начинаем их осознавать. Фрейд писал только о жизни и смерти.
  2. Бихевиоризм (Европа-Австрия): считают, что личность-прежде всего ее поведение. Не отрицали идею Фрейда, но утверждали, что бессознательное-ненаблюдаемое. Поведение человека меняется, мы можем измерять поведение человека. Все, что подвергается исследованию, является наукой. Поведение-как основа личности. Чистого бихевиоризма сейчас нет.
  3. Гештальт (основатель-Вертгеймер Макс): изучает процессы восприятия. Приходит к мысли, что процесс восприятия таков, что мы воспринимаем его целиком. Приходит к мысли, что если мы не восприняли целостно, то мы бросаем свое дело. На основе этого направления возникает Гештальт терапия. Основатель-Фриц Перлз. Разрабатывает гештальт психологию в практическом направлении. Чувство вины и чувство обиды- 2 чувства, из которых может следовать нервоз. Трактовка сна по Перлзу: человек во сне бежит: бежать можно по разному. В то время как Фрейд ограничивает это понятие.
  4. Гуманистическое: (Крал Роджерс, Абрахам Маслоу):подчеркивание уникальности личности каждого человека. Полностью измерить личность невозможно. Вопрос ответственности: если человек здоров психологически, то он способен нести ответственность за все, что она делает. «Я хочу»-более ответственная позиция, чем «я должен»(это скидывание ответственности на кого-либо с себя). Экзистенциальное (В. Франкл, Э. Фромм): ориентировано на поиск смысла жизни. Чтобы пережить какой-то кризис, нужно переключиться на альтруистическую помощь – желание помочь другим людям.

основные  задачи психологии:

  1. Изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей и проявления развития психических явлений;
  2. Изучение природы и условия формирования псих.особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;
  3. Использование полученных  знаний в различных отраслях практической деятельности.

Основа психологии-методология-наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, определяющая способы достижения и построения теоретического знания, а также способа организации практической деятельности. Методология всегда отображает мировоззрения исследователя. Метод-совокупность частных, конкретных приемов, средств и способов с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций. Метод реализуется в конкретных методиках.

Классификация методов  психологии:

1)Объективный: наблюдение. Наблюдение бывает сплошное, не имеющее конкретной цели или выборочное, т.е. преднамеренное и систематическое.

2)Эксперимент: один  из основных методов. Только  благодаря ему психология становится  отдельной наукой.

Особенности психологического эксперимента:

- в эксперименте  исследователь всегда сам вызывает  изучаемое им явление.

-эксперименты бывает: лабораторный-экспериментатор регламентирует условия. Естественный эксперимент-ставится в естественных условиях. Формирующий эксперимент-специальный организованный эксперимент педагогического процесса, проводящийся для формирования определенных психических явлений;

3)Тестирование-метод  психологической диагностики, использующий стандартизирующие вопросы или задачи, имеющие определенную шкалу значения;

4)Анализ продуктов  деятельности: графология (анализируется письменная речь; по почерку), анализ рисунков;

5)Опрос: анкетирование,  беседа, интервью.

Методы описания и понимания психологии человека:

1.Интраспекция или  самонаблюдение: рефлексия собственных  чувств и поведения.

2.Эмпатическое  слушание-переживание исследователем тех же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник.

Методы практической психологии:

-консультирование;

-психотерапия;

-психокоррекция.

Психические свойства, состояния и явления.

Все психические явления  делятся на 3 явления:

-психические  процессы

-психические  состояния

-психический свойства

Виды  психических процессов:

-познавательные

-эмоциональные:  эмоции и чувства

-волевые

Познавательные  процессы:

-ощущение-получаем через органы чувств. Виды: контактные ощущения. При наличии контакт рецептора с раздражителем(например, вкусовые); дистантные (зрение, слух, обоняние).

Выделяют экстроцептивные  ощущения – если рецепторы находятся  на поверхности человека-зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные. Интерацептивные- рецепторы расположены внутри тела (ощущения боли, голода, жажды). Пропреацептивные – рецепторы находятся в мышцах и сухожилиях. Эти ощущения связаны с движением тела.

-восприятие. Восприятием  обладают только люди, потому  что процесс непосредственно  связан и с другими процессами (например с мышлением). Восприятие всегда субъективно. Восприятие-форма целостного, психического отражения предмета или явления, при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие связано с мышлением, памятью, вниманием; направляется мотивацией и имеет определенную эмоциональную краску.

-внимание –направленность психической деятельности и ее сосредоточенность на объекте, имеющем значимость в тех или иных условиях. Виды внимания: произвольное (возникает в результате сознательных усилий человека); непроизвольное внимание – его основа ориентировочный рефлекс; послепроизвольное-начинается как произвольное, но в силу значимости объекта становится непроизвольным.

Основные характеристики внимания:

-избирательность:  связаны с возможностью  настройки при наличии помех.

-объем: кто сколько предметов может воспринимать одновременно.

-устойчивость:длительность концетрации внимания

-переключаемость  или отвлекаемость: способность  переходить от одного объекта  на другой.

Память-форма  психического отражения, заключающаяся  в восприятии, сохранении и в последующем  воспроизведении информации.

Виды памяти:

-двигательная  память 

-эмоциональная

-образная (связанная  с различными видами ощущения)

-словесно логическая  память

По времени  выделяют:

-кратковременную  память: сохранение информации 5-7 минут

-долговременную: длительное сохранение информации от нескольких дней до нескольких лет

-оперативную: проявляется в ходе выполнения какого-либо действия. Обслуживая эту деятельность и сохраняя информацию поступающую как из краткосрочной памяти так и с долговременной памятью.

Запомнить что-то это - значит связать запоминаемое с  уже известным, т.е. образовать ассоциацию. Временная связь между какими-то определенными событиями. Не всегда прямые и поддаются логике.

-произвольная  память-память, при которой информация  запоминается целенаправленно с  помощью каких-то приемов. 

-непроизвольная-информация сохраняется сама по себе без специального заучивания.

-промежуточная: накопление информации в памяти в течение дня и полностью очищающая во время ночного сна.

Мышление

Мышление-опосредованное обобщенное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях. Присуще только человеку. Процесс мышления-постоянно формирующийся. С рождения до 3 лет-наглядно-действенное мышление-конкретное мышление. Ребенок непосредственно развивается в игре. От 3 до 7/8 лет –наглядно-образное мышление. Способен мыслить определенными образами. В подростковом возрасте(к 14лет)-абстрактно-логическое мышление. Формируется определенно-понятийный аппарат.

Основные мыслительные операции:

Анализ – от общего к частному

Синтез-от частного к общему

Паралогическое  мышление-мышление, которое формируется  на основе не основного, а косвенного признака. Присуща шизофреникам.

Воображение

Воображение-психический процесс, заключающийся в создании новых образов, путем переработки материалов восприятия и представлений, которые были получены в предшествующем опыте.

Основные функции:

-конструктивная: конструирование новых решений необходимых нам задач

-защитная: помогает отреагировать и противостоять внешней или внутренней угрозе

-гностическая: помогает активизированию мыслительных процессов, создаются новые образы из старых и тем самым формируются новые мыслительные операции, образы, с помощью которых мы можем осуществлять творческую деятельность.

-патологическое-галлюцинации-истинные  и ложные (проявляется чаще всего в голосах).

Речь

Речь-опосредованная форма общения людей с помощью языка. Язык-система знаков, которая реализуется на основе системы правил.  
 
 
 
 

Информация о работе Психология и педагогика