Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 15:35, лекция
Только в конце 19в. психология как наука о душе. Психо(от лат.)-душа. Психология-наука о душе.
1 этап развития психологической науки: развивается в рамках философии, предмет-душа. Декарту принадлежит первый труда по психологии-страсти души. Демокрит разворачивает такую же идею, что душа-материальное вещество. В противовес материалистическим идеям, Платон считает, что душа-нечто Божественное, нематериальное. Материалистические идеи уходят, в средние века душа олицетворяется только с Богом, в той вере, в которой человек живет. Только к концу 19 в появляется наука психология, благодаря ученому Вунту. Открывается первая психологическая лаборатория. Психология- как полноценная наука, имеет не только свой метод и предмет, но и подтверждается. Психология становится самостоятельной наукой. К концу 19 века предметом психологии становится сознание-2 этап развития психологии. Ученые вкладывали в понятие сознание-мысли, желания, чувства, воспоминания и личный опыт человека. Начинают изучать внимание. 3этап-20век: предмет научной психологии-психические процессы, механизмы и психические явления, которые отражают реальную действительность и участвуют в формировании психологических особенностей личности человека, как сознательного субъекта.
Наталья Викторовна Власова
ЛЕКЦИЯ 1
Только в конце 19в. психология как наука о душе. Психо(от лат.)-душа. Психология-наука о душе.
1 этап развития психологической науки: развивается в рамках философии, предмет-душа. Декарту принадлежит первый труда по психологии-страсти души. Демокрит разворачивает такую же идею, что душа-материальное вещество. В противовес материалистическим идеям, Платон считает, что душа-нечто Божественное, нематериальное. Материалистические идеи уходят, в средние века душа олицетворяется только с Богом, в той вере, в которой человек живет. Только к концу 19 в появляется наука психология, благодаря ученому Вунту. Открывается первая психологическая лаборатория. Психология- как полноценная наука, имеет не только свой метод и предмет, но и подтверждается. Психология становится самостоятельной наукой. К концу 19 века предметом психологии становится сознание-2 этап развития психологии. Ученые вкладывали в понятие сознание-мысли, желания, чувства, воспоминания и личный опыт человека. Начинают изучать внимание. 3этап-20век: предмет научной психологии-психические процессы, механизмы и психические явления, которые отражают реальную действительность и участвуют в формировании психологических особенностей личности человека, как сознательного субъекта.
Направления психология: около 40 теорий личности.
основные задачи психологии:
Основа психологии-методология-
Классификация методов психологии:
1)Объективный: наблюдение. Наблюдение бывает сплошное, не имеющее конкретной цели или выборочное, т.е. преднамеренное и систематическое.
2)Эксперимент: один
из основных методов. Только
благодаря ему психология
Особенности психологического эксперимента:
- в эксперименте
исследователь всегда сам
-эксперименты бывает: лабораторный-экспериментатор регламентирует условия. Естественный эксперимент-ставится в естественных условиях. Формирующий эксперимент-специальный организованный эксперимент педагогического процесса, проводящийся для формирования определенных психических явлений;
3)Тестирование-метод
психологической диагностики,
4)Анализ продуктов деятельности: графология (анализируется письменная речь; по почерку), анализ рисунков;
5)Опрос: анкетирование, беседа, интервью.
Методы описания и понимания психологии человека:
1.Интраспекция или самонаблюдение: рефлексия собственных чувств и поведения.
2.Эмпатическое слушание-переживание исследователем тех же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник.
Методы практической психологии:
-консультирование;
-психотерапия;
-психокоррекция.
Психические свойства, состояния и явления.
Все психические явления делятся на 3 явления:
-психические процессы
-психические состояния
-психический свойства
Виды психических процессов:
-познавательные
-эмоциональные: эмоции и чувства
-волевые
Познавательные процессы:
-ощущение-получаем через органы чувств. Виды: контактные ощущения. При наличии контакт рецептора с раздражителем(например, вкусовые); дистантные (зрение, слух, обоняние).
Выделяют экстроцептивные
ощущения – если рецепторы находятся
на поверхности человека-
-восприятие. Восприятием обладают только люди, потому что процесс непосредственно связан и с другими процессами (например с мышлением). Восприятие всегда субъективно. Восприятие-форма целостного, психического отражения предмета или явления, при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие связано с мышлением, памятью, вниманием; направляется мотивацией и имеет определенную эмоциональную краску.
-внимание –направленность психической деятельности и ее сосредоточенность на объекте, имеющем значимость в тех или иных условиях. Виды внимания: произвольное (возникает в результате сознательных усилий человека); непроизвольное внимание – его основа ориентировочный рефлекс; послепроизвольное-начинается как произвольное, но в силу значимости объекта становится непроизвольным.
Основные характеристики внимания:
-избирательность: связаны с возможностью настройки при наличии помех.
-объем: кто сколько предметов может воспринимать одновременно.
-устойчивость:длительность концетрации внимания
-переключаемость
или отвлекаемость:
Память-форма психического отражения, заключающаяся в восприятии, сохранении и в последующем воспроизведении информации.
Виды памяти:
-двигательная память
-эмоциональная
-образная (связанная с различными видами ощущения)
-словесно логическая память
По времени выделяют:
-кратковременную память: сохранение информации 5-7 минут
-долговременную: длительное сохранение информации от нескольких дней до нескольких лет
-оперативную: проявляется в ходе выполнения какого-либо действия. Обслуживая эту деятельность и сохраняя информацию поступающую как из краткосрочной памяти так и с долговременной памятью.
Запомнить что-то это - значит связать запоминаемое с уже известным, т.е. образовать ассоциацию. Временная связь между какими-то определенными событиями. Не всегда прямые и поддаются логике.
-произвольная
память-память, при которой информация
запоминается целенаправленно
-непроизвольная-информация сохраняется сама по себе без специального заучивания.
-промежуточная: накопление информации в памяти в течение дня и полностью очищающая во время ночного сна.
Мышление
Мышление-опосредованное обобщенное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях. Присуще только человеку. Процесс мышления-постоянно формирующийся. С рождения до 3 лет-наглядно-действенное мышление-конкретное мышление. Ребенок непосредственно развивается в игре. От 3 до 7/8 лет –наглядно-образное мышление. Способен мыслить определенными образами. В подростковом возрасте(к 14лет)-абстрактно-логическое мышление. Формируется определенно-понятийный аппарат.
Основные мыслительные операции:
Анализ – от общего к частному
Синтез-от частного к общему
Паралогическое мышление-мышление, которое формируется на основе не основного, а косвенного признака. Присуща шизофреникам.
Воображение
Воображение-психический процесс, заключающийся в создании новых образов, путем переработки материалов восприятия и представлений, которые были получены в предшествующем опыте.
Основные функции:
-конструктивная: конструирование новых решений необходимых нам задач
-защитная: помогает отреагировать и противостоять внешней или внутренней угрозе
-гностическая: помогает активизированию мыслительных процессов, создаются новые образы из старых и тем самым формируются новые мыслительные операции, образы, с помощью которых мы можем осуществлять творческую деятельность.
-патологическое-галлюцинации-
Речь
Речь-опосредованная
форма общения людей с помощью языка. Язык-система
знаков, которая реализуется на основе
системы правил.